Министерство культуры Республики Беларусь, его компетенция и функции
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Министерство культуры Республики Беларусь, его компетенция и функции»
по дисциплине: «Менеджмент в сфере культуры»
2021
45.00 BYN
Министерство культуры Республики Беларусь, его компетенция и функции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент в сфере культуры
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Анализ состояния и тенденций развития системы культуры Республики Беларусь в 2011-2020 годы
1.2. Функции системы культуры Республики Беларусь в 2011-2020 годы
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Обоснование функций Министерства культуры Республики Беларусь в 2011-2020 годы
2.2. Практическая реализация функций Министерства культуры Республики Беларусь в 2011-2020 годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одна из неотъемлемых функций государства – защита исторического и культурного наследия, а также содействие развитию культуры и науки. Поэтому государство создает компетентные органы, ответственные за выполнение этих функций. Министерства создаются в связи с каждой из сфер деятельности общества. Эту роль в сфере культуры играет Министерство культуры Республики Беларусь.
Министерство культуры Республики Беларусь является республиканским государственным органом, осуществляющим государственную политику в области культуры и координирующим деятельность других республиканских органов государственной власти и местных исполнительных и распорядительных органов регионального и основных территориальных уровней в этой сфере.
Актуальность работы определяется несколькими факторами. Во-первых, Министерство культуры является руководящим органом в области культуры и в настоящее время реализует несколько программ по развитию культуры. Во-вторых, изучение деятельности Министерства культуры позволяет определить тенденции развития и результаты отдельных сфер культуры. Также важно изучить финансирование сектора культуры, поскольку это позволяет нам взглянуть на деятельность этого сектора с экономической позиции.
На сегодняшний день проблема формирования политики белорусского государства в сфере культуры нашла свое отражение в трудах Е.М. Бабосова, Л. Гуляко, Ю.А. Гусева, А.В. Дрыгина, Д.А. Кривошей, А.Э. Саликова и других. Исследователи утверждают, что в современных условиях культура является стратегическим источником страны и неотъемлемой частью общественной жизни. Особое внимание уделяется влиянию белорусских национальных традиций на формирование культуры народа; определение приоритетных направлений культурной политики; культурный менеджмент и многое другое.
Цель исследования – провести анализ и выделить основные направления деятельности Министерства культуры Республики Беларусь на современном этапе.
Объект исследования – деятельность Министерства культуры Республики Беларусь.
Предмет исследования – структура и функции Министерства культуры Республики Беларусь на современном этапе.
С реализацией цели напрямую связано решение ряда задач. Среди них можно выделить следующие:
- анализ системы культуры в 2011-2020 годы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Анализ состояния и тенденций развития системы культуры Республики Беларусь в 2011-2020 годы
Министерство культуры Республики Беларусь прошло долгий путь развития и выступает основным органом, реализующим государственную политику в сфере культуры.
В качестве основного нормативного правового акта, регламентирующего порядок деятельности Министерства культуры Республики Беларусь, выступает Положение о Министерстве культуры, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 40 от 17 января 2017 года [1].
Министерство культуры выступает республиканским органом управления, проводящим государственную политику в области культуры и координирующим в данной области деятельность других республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов областного и базового территориальных уровней.
Необходимо отметить, что Министерство культуры непосредственно подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, ответственно перед ним за выполнение возложенных на него задач и организацию работы подчиненных ему государственных организаций. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Министерство культуры выступает юридическим лицом, для него характерно наличие собственной печати с изображением Государственного герба Республики Беларусь, а также государственных бланков и штампов.
Структура Министерства культуры включает управления, отделы и секторы. Более того, в его систему также входят структурные подразделения облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области культуры, и подчиненные министерству государственные организации.
Деятельностью Министерства культуры руководит министр культуры. В состав руководящего звена также входят заместители министра и его помощник.
В Министерстве культуры осуществляют свою деятельность:
а) пять самостоятельных отделов: отдел бухгалтерского отчета и отчетов, отдел организационной работы и документооборота, отдел международного сотрудничества и информационного обеспечения, отдел учреждений образования, юридический отдел, отдел по кинематографу/
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Обоснование функций Министерства культуры Республики Беларусь в 2011-2020 годы
Рассмотрим более подробно некоторые функции Министерства культуры Республики Беларусь.
Так, Министерство культуры осуществляет контроль за деятельностью центрального аппарата Министерства, подчиненных органов и организаций, за состоянием материальных ценностей.
Министерства культуры Республики Беларусь осуществляет контроль:
- за соблюдением законодательства, положений международных договоров в области авторского права и смежных прав при размещении социально-творческого заказа и приобретении произведений искусства, а также имущественных прав на них;
- за соблюдением законодательства в области охраны историко-культурного наследия;
- за соблюдением законодательства о музеях и Музейном фонде Республики Беларусь;
- в пределах компетенции за оборотом на территории Республики Беларусь оружия, имеющего культурную ценность;
- за организацией питания обучающихся в учреждениях образования, подчиненных Министерству культуры [1].
Исполнительные функции Министерство культуры направлены на реализацию государственных программ, издание продукции, входящей в компетенцию.
Министерство культуры принимает решения:
- о присвоении материальной культурной ценности, которая имеет национальное, международное или всемирное значение и может быть предложена для включения в установленном порядке в Список всемирного культурного и природного наследия или Список всемирного наследия, которое находится под угрозой, а также нематериальной культурной ценности статуса историко-культурной ценности и категории историко-культурной ценности и о лишении данного статуса таких историко-культурных ценностей;
- об изменении категории историко-культурной ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования, а также поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Министерство культуры Республики Беларусь выступает в качестве главного республиканского органа, который осуществляет государственную политику в области культуры. Этот государственный орган имеет относительно долгий исторический путь развития. В исследуемый период произошло становление системы культуры и совершенствование деятельности Министерства культуры. Министерство культуры представляет собой республиканский орган с четко обозначенными задачами и направлениями деятельности.
Министерство культуры имеет относительно сложную, разветвленную структуру, представленную руководством, секторами, управлениями, отделами. Руководство деятельностью Министерства культуры осуществляет министр культуры. В состав руководящего звена также входят заместители министра и его помощник. Управление структурными подразделениями осуществляется соответствующими руководителями (начальники управлений и отделов, заведующие секторами).
Основными функциями Министерства культуры являются:
- разработка и реализация государственной программы комплексного развития в области культуры, способствование приобщению населения Республики Беларусь к национальному и мировому культурному достоянию;
- выявление общей стратегии социально-экономического и научно-технического развития отрасли;
- анализ состояния и определение основных перспектив развития в области культуры, подготовка предложений о приоритетных направлениях ее государственной поддержки;
- принятие согласно действующему законодательству решений о создании, реорганизации и ликвидации подчиненных организаций, утверждение их уставов;
- заключение согласно действующему законодательству и в пределах компетенции международных договоров Республики Беларусь с определенными органами иностранных государств и международными организациями,
- содействие совершенствованию культурного международного сотрудничества организаций отрасли.
- содействие совершенствованию культурного международного сотрудничества организаций отрасли.
Актуальность темы финансирование учреждений культуры всегда оставалось главной проблемой для любого государства. Правительство любой страны всегда в первую очередь заботится о состояние экономики, повышение уровня жизни своих граждан, урбанизация городов, достижение стабильности цен на рынках торговли и другое.
1. Положение о Министерстве культуры [Электронный ресурс]: утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 января 2017 г., № 40: в ред. от 25 февраля 2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Кодекс Республики Беларусь о культуре, 20 июля 2016 г., № 413-З [Электронный ресурс]: принятый Палатой представителей 24 июня 2016 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021
4. Руководство Министерства культуры Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство культуры Республики Беларусь. – Режим доступа: http://kultura.gov.by/ru/rukovodstvo/.
5. Министры Культуры Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь 2.0. – Режим доступа: http://delaemvmeste.by/vse-ministryi-kulturyi-belarusi/.
6. Структура Министерства культуры Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство культуры Республики Беларусь. – Режим доступа: http://kultura.gov.by/ru/struktura/.
7. Бюджет Республики Беларусь для граждан на 2020 год. – Минск: Министерство финансов Республики Беларусь, 2020. – 50 с.
8. Государственная программа «Культура Беларуси» на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] / Министерство культуры РБ. – Режим доступа: http://kultura.gov.by/ru/dakumenty-0-ru/.
9. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – 8-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2009. – 528 с.
10. Коленько, С Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.Г. Коленько. – М : Юрайт, 2016. – 371 с.
11. О Результатах реализации в 2017 г. государственной программы «Культура Беларуси» на 1016 – 2020 гг. [Электронный ресурс] / Министерство культуры Республики Беларусь. – Режим доступа: http://kultura.gov.by/ru/helpful-information-ru/.
12. Гапанович-Кайдалов, Н. В. Организация государственного управления культурой в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Н. В. Гапанович-Кайдалов // Социум и власть. – 2018. – № 4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gosud... https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gosud.
13. Проблемы финансирования культуры в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://uctopuk.info/article/problemy-finansirovaniya-kultury-v-respublike-belarus.
14. Лавров, В. В. Организация межсубъектных взаимоотношений при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об охране объектов культурного наследия / В. В. Лавров // Криминалистъ. –2015. – № 2. – С. 39-43.
15. Мартысевич, А.А. Анализ структуры расходов Республики Беларусь по разделу культура / А.А. Мартысевич [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sci-article.ru/stat.php?i=1596231030.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты