Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями»
по дисциплине: «Социально-педагогическая деятельность»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-педагогическая деятельность
Организация: СШ №14, ГУО (г. Полоцк)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
1.1 Понятие «правонарушение» и факторы, влияющие на проявления противоправного поведения
1.2 Характеристика социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательном учреждении
2. Практический аспект социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
2.1 Характеристика деятельности ГУО «Средняя школа № 14 г. Полоцка» по организации социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
2.2 Исследование проблем несовершеннолетних правонарушителей в ГУО «Средняя школа № 14 г. Полоцка»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В процессе переориентации всех систем и институтов государства начинают проявляться нравственные ценности и новые требования социальной работы. Подтверждается важность и необходимость особой работы по воспитанию подрастающего поколения, в которой гармонично сочетались бы духовное богатство, инициативность, активность, нравственное и физическое здоровье.
Девиантное поведение детей и подростков, которое понимается как отклонение от социальных норм, в последнее время приобрело массовый характер.
Деформация личности под влиянием семьи и общества, ее психологическая нестабильность начинается с раннего детства. Детство – это начальный этап активной социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, и социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноправного члена общества. Поэтому задача государства и общества заключается в создании благоприятных условий для развития будущего поколения. Именно на этом этапе, под влиянием неблагоприятных факторов, иногда случайных, иногда, казалось бы, незначительных, появляются ценности, вредные для дальнейшего развития [1, c. 36].
Преступления, совершаемые несовершеннолетними, являются одной из самых острых проблем нашего времени. Процесс омоложения правонарушителей, а также рост числа преступлений, совершенных с особой жестокостью, вызывают серьезную озабоченность.
Профилактика правонарушений – это система социальных, правовых, воспитательных и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих росту правонарушений и антиобщественного поведения несовершеннолетних, осуществляемая совместно с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
За последнее десятилетие сформирована и действует система правовых механизмов, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшение положения неблагополучных семей [2, c. 47].
Основная роль в решении этой острой проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, она может быть решена только комплексно, с участием всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может быть осуществлена только в рамках социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего, научно обоснованной и гарантированной эффективными технологиями, путем последовательного педагогического, образовательного и профилактического воздействия, обеспечивающего формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
1.1 Понятие «правонарушение» и факторы, влияющие на проявления противоправного поведения
Проблема преступности среди несовершеннолетних сегодня актуальна как никогда. В нашем обществе, имеющем большое количество социальных проблем, неудивительна прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, противоправность, жестокость и агрессивность. Отклонения от норм в развитии личности играют важную роль в поведении подрастающего поколения [3].
Асоциальное поведение несовершеннолетних характеризуется нарушением социальных норм. Это представляет собой повторяющееся и асоциальное отклонение от направления. В процессе социального поведения нежелательное поведение детей и подростков формирует определенный незыблемый стереотип, т.е. нарушение правовых норм, но не подлежит уголовному наказанию в связи с ограниченной общественной опасностью или в возрасте, не достигшем уголовной ответственности.
Противоправное поведение связано с нарушениями законов и причинением вреда обществу, личности и государству. Такое поведение не регулируется сознанием человека, так как характерно для лиц с несформированными структурами самоконтроля.
Правонарушения – это форма антиобщественного поведения, направленная против интересов общества в целом или отдельных людей. Мы проводим различие между преступлениями и проступками.
Преступление – это незаконное социально опасное деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершаемое правомочным лицом или виновными лицами. Это влечет за собой правовую ответственность [4, c. 11].
Проступки – в основном правонарушения, не представляющие значительной общественной опасности. Как правило, это действия, нарушающие установленные требования и правила поведения общества, которые содержатся в различных правовых документах и требуют принятия дисциплинарных или общественных мер [16, с. 45].
Преступлением, в отличие от проступка, является действие (или бездействие), ставящее под угрозу общество, и поэтому в качестве карательной меры законодательство предусматривает уголовную ответственность.
Согласно закону, гражданин не несет уголовной ответственности, если он не достиг 16-летнего возраста до совершения преступления.
2. Практический аспект социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
2.1 Характеристика деятельности ГУО «Средняя школа № 14 г. Полоцка» по организации социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями
Наше исследование проходило на базе ГУО «Средняя школа № 14 г. Полоцка».
Нами было проведено анкетирование педагогов с целью изучения особенностей взаимодействия классных руководителей с социальным педагогом по проблеме профилактики правонарушений, совершенных несовершеннолетними в ГУО «Средняя школа № 14 г. Полоцка». В исследовании приняли участие 10 педагогов (классные руководители) ГУО «Средняя школа № 14 г. Полоцка». Педагогам была предложена анкета, представленная в приложении А. Проанализируем ответы педагогов на предложенную анкету.
Стаж работы педагогов составляет от 1 до 3 лет – 1 учитель (10%) – молодой специалист, от 3 до 10 лет – 4 учителя (40%), от 10 и выше – 5 учителей (50%).
Трудности, с которыми сталкиваются педагоги при работе с несовершеннолетними правонарушителями в учебной работе это отсутствие нужной литературы, пособий и памяток по работе с несовершеннолетними правонарушителями (10%), девиантное поведение несовершеннолетних правонарушителей (80%) и низкая усвояемость материала (10%). Также мы выявили, что педагоги единогласно выбрали все перечисленные пункты описывающие трудности при работе с несовершеннолетними правонарушителями во внеурочное время: в работе с родителями несовершеннолетних правонарушителей, в поиске индивидуального подхода к несовершеннолетним правонарушителям, в поиске новых форм внеклассной работы, интересной для несовершеннолетних правонарушителей (100%).
Все педагоги считают, что работа с несовершеннолетними правонарушителями в школе актуальна и востребована (100%).
Больше всего в школе педагогов беспокоит следующее (рисунок 2.1).
Заключение
Проблема правонарушений среди несовершеннолетних сегодня актуальна как никогда. В нашем обществе с огромным количеством социальных проблем уже давно не удивляет прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, противоправность, жестокость и агрессивность. Отклонения от норм в развитии личности играют важную роль в поведении подрастающего поколения. Правонарушение определяется как антиобщественное поведение, которое причиняет вред обществу и наказуемо по закону. Правонарушение — неправомерное поведение, виновное, противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Существуют различные причины подростковой преступности, связанные с родительским воспитанием, социальным влиянием и современным обществом. Правонарушения несовершеннолетних возникают не случайно, а при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств, совокупности социально-педагогического, психологического характера. В подростковом возрасте все особенности «трудного» ребенка болезненно обостряются. Это период особой концентрации конфликтов, который приводит к различным поведенческим отклонениям – агрессивному поведению, отношению к субкультурам, наркомании, суицидам.
Главная роль в решении этой острой проблемы отводится социальному педагогу. Специалист по социальной работе в общеобразовательной школе занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка, и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей. Однако интеграция социальных усилий может осуществляться только в рамках науки, обеспечивающей эффективные методы социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетних, через последовательные воспитательно-профилактические мероприятия, обеспечивающие формирование сильного и правильного отношения к жизненной личности. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями должна быть прежде все ориентирована на оказание психолого-педагогической и социальной коррекции несовершеннолетних, находящихся в этой группе риска, а также сокращением их числа. Несмотря на всю выстроенную в школах систему социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, главным в практике остается проявление понимания и терпимости к поведению подростков, интерес к их судьбе.
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. – 464 с.
2. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина // Сборник статей. – М., Педагогика», 1972. – 352 с.
3. Бочкарева, Г.Г., Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Сб.: «Изучение мотивации поведения детей и подростков» / Г.Г. Бочкарева – М.: Педагогика, 1972. – 352 с.
4. Волкова, Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи / Н. Волкова, О. Величко // Законность. – 2008. – № 2. – С. 23-26.
5. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова, Ю.Н. Галагузова. – М.: Изд.: ВЛАДОС, 2008. – 458 с.
6. Голоднюк, Н.Н. Предупреждение правонарушений / Н.Н.Голоднюк, В.И. Зубкова. – М.: ВЛАДОС., 2006. – 354 с.
7. Девиантное поведение подростков – профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних // Методическое пособие. – М.: Проспект, 2006. – 239 с.
8. Демина, В. С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения / В. С. Демина // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. – №20. – С. 17
9. Дивичына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными и подростками: конспект лекций / Н.Ф. Дивичына – Ростов/Дону, 2005. – 358 с.
10. Домова, А.И. Социально-психологические аспекты правонарушений несовершеннолетних / А.И. Домова – М.: Юридическая литература, 2004. – 197 c.
11. Ильяшенко, А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды) / А.Н. Ильяшенко. – М.: ВНИИ МВД России, 2007. – 80 с.
12. Ковальчук, И.Ф. Профилактика употребления алкогольных напитков несовершеннолетними / Под ред. Е.И. Холостовой // Отечественный журнал социальной работы. – М.: 2012. – №1. – 156 с.
13. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие / В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. – М.: Аверсов, 2008. – 291 с.
14. Крутер, М. Профилактика преступлений молодежи / М. Крутер // Уголовное право. – 2005. – №4. – С.114-116.
15. Лебедев, С.Я. Принятия решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений / С.Я. Лебедев, О.Л. Дубовик // Проблемы правового регулирования безопасности личности, общества и государства в условиях современной России. – М.: Смоленск – 2001. – С. 57-97.
16. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
17. Прозументов, Л.М. Проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних / Л.М. Прозументов – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.
18. Прокопьев, И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе их воспитания (теория и практика): Автореф. дис. д-ра. пед. наук / И.П. Прокопьев – М., 1983. – 43 с.
19. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень: ТГУ, 1985. – 96 с.
20. Рожков, М.И. Проблемы социально-педагогической пропедевтики старшеклассников / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, В.Б.Успенский. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. – 84 с.
21. Рубиштейн C.JI. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Госуд.учебно-пед.изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1946. – 704 с.
22. Рыбцова, Л.Л. Основы практики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учебное пособие для вузов / под ред. Ф.А. Мусаевой – М.: Академический проспект, 2003. – 354 с.
23. Садовникова, М.Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: Некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов / М.Н. Садовникова // Сибирский Юридический Вестник. – 2005. – № 4. – С. 34-38.
24. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. – 28 с.
25. Социология правонарушений: Пер. с англ. А.С. Никифорова, A.M. Яковлева. – М.: Прогресс, 1966. – 366 с.
26. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
27. Щегорцов, А.А. Поиск причин правонарушений несовершеннолетних / А.А. Щегорцов // Социологические исследования. – 2007. – № 2. – С. 44-45.
28. Штинова, Г.Н. Социальная педагогика / Г.Н. Штинова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. – 447 с.
29. Шестаков Д.А. Семья как объект криминологического исследования Д.А. Шестаков // Правоведение. – М., 1982. – № 4 – С. 251-261.
30. Шестаков, Д.А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя / Д.А. Шестаков // Правоведение. – 1976. – № 3 – С. 13-19
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты