Особенности саморегуляции у студентов с разной успеваемостью
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности саморегуляции у студентов с разной успеваемостью»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Особенности саморегуляции у студентов с разной успеваемостью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения особенностей саморегуляции у студентов
1.1 Подходы к изучению понятия саморегуляции в психологии
1.2 Роль саморегуляции в учебной деятельности
1.3 Особенности саморегуляции и успеваемости у студентов
2 Эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у студентов с разной успеваемостью
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования особенностей саморегуляции у студентов с разной успеваемостью и их анализ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество предъявляет высокие требования к студенческой молодежи. Успешное функционирование студентов в современных условиях существования требует от него гибкого поведения, проявления самостоятельности при планировании и осуществления планов по саморазвитию в различных видах деятельности. В студенчестве особенно значимым аспектом выступает становление субъективности, которое невозможно без развитых регуляторных процессов. Саморегуляция играет важную роль в процессе становления студента как субъекта учебной деятельности. Недостатки саморегуляции, отражающиеся на реализации ее функций, являются предпосылкой психологических проблем и академической не успешности учащихся.
Современному обществу необходимы специалисты, способные к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, адаптивные к постоянно меняющемуся миру. Формирование оптимального стиля саморегуляции позволит студентам не только осознавать свое поведение и выполняемые учебные действия, но и управлять ими с целью оптимизации и повышения эффективности учебной, а в дальнейшем и профессиональной, деятельности.
Разработка проблемы саморегуляции учебной деятельности и ее стилей является чрезвычайно актуальной для педагогики и психологии высшей школы. Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности.
Вместе с тем, студенты часто зависят от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, способах оценки результатов учебной деятельности. Они нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны преподавателей.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Подходы к изучению понятия саморегуляции в психологии
В современной психологии существуют различные подходы к сущности понятия «саморегуляция». В зарубежной психологии обнаруживается ряд моделей, объясняющий природу и факторы саморегуляции. Несмотря на наличие процессуальных, описательных и концептуальных различий теорий саморегуляции, ученые согласны в том, что процесс саморегуляции состоит из базовых волевых умений, самоконтроля, самоценности, самоэффективности и др.
Ряд зарубежных авторов (Ю. Куль, П. Кароли, Ж.М. Дьефендорф и др.) утверждают, что саморегуляция представляет собой совокупность процессов, позволяющих индивиду управлять собственным поведением в изменяющихся условиях. Саморегуляция состоит из внутренних и внешних процессов, которые позволяют субъекту осуществлять руководство его целенаправленной активностью на протяжении длительного времени, в ситуации изменения обстоятельств. Саморегуляция рассматривается в качестве устойчивого элемента, сопровождающего поведение индивида на длительном пути достижения цели. Регуляция состоит в изменении мыслей, эмоционального состояния, поведения, внимания с помощью осмысления или использования специфических механизмов [9, с. 10].
За рубежом широко известна теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. С позиций авторов, самодетерминация, или автономия, представляет собой ощущение и реализацию свободы выбора субъектом способа поведения и существования в окружающей действительности независимо от влияющих на него факторов внешнего окружения и внутриличностных процессов. Основным психологическим критерием самодетерминации является гибкость индивида в управлении своим взаимодействием с внешней средой [5, с. 31].
В теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана рассматриваются механизмы и условия преобразования внешней мотивации во внутреннюю. Согласно ей, мотивы, побуждающие человека к действию, находятся в континууме от амотивации, то есть состояния, когда человек не может ясно сформулировать, что побуждает его к деятельности, до внутренней мотивации, при которой личность выступает как субъект осознанного выбора определенной деятельности как личностно-значимой. Основной характеристикой внутренней мотивации является то, что под ее влиянием человек включается в деятельность ради интереса к ней как таковой, а не ради результата, который делает деятельность лишь средством, а не целью [5, с. 32].
1.2 Роль саморегуляции в учебной деятельности
Саморегуляция играет большую роль в учебной деятельности школьников и студентов. современные ученые обращаются, прежде всего, к подростковому возрасту как важному этапу становления саморегуляции в учебной деятельности.
В средних классах к подростку предъявляются повышенные требования к произвольности поведения. Подросток должен уметь выполнять целенаправленно поставленные цели, регулировать на их основе свою деятельность, подключая осознанность. Согласно Е.В. Толбатовой, «развитие саморегуляции учебной деятельности и самой учебной деятельности в школьном возрасте - два связанных процесса» [29, с. 156]. Учебная деятельность подростков меняет свой характер, так как расширяется спектр актуальных мотивов. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер, что влечет за собой и развитие ее отдельных компонентов – целеполагания, планирования, контроля и оценки, а также сопутствующих их свойств.
Учебная деятельность, как и любая другая, имеет свою психологическую структуру, т.е. определенный состав функциональных звеньев произвольной осознанной регуляции. Анализ литературы показал, что некоторые компоненты учебной деятельности совпадают со звеньями функциональной структуры системы саморегуляции произвольной активности человека, разработанной О.А. Конопкиным. В качестве основных звеньев системы осознанного регулирования деятельности он выделяет: цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценку и коррекцию результатов [12, с. 8].
1.3 Особенности саморегуляции и успеваемости у студентов
Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные этих многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций [7, с. 163].
Студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии,
В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [7, с. 164].
В студенчестве утверждается самостоятельность личности. Юноши и девушки способны самостоятельно решать возникшие сложные вопросы. Также в этот период возникают основные новообразования в самосознании личности, появляется адекватная самооценка, осознание себя, собственной индивидуальности и неповторимости, что свидетельствует о становлении Я-концепции [30, с. 52].
Выводы по первому разделу
Проведенный анализ литературы по теме исследования особенностей саморегуляции у студентов позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие саморегуляции зарубежные психологи определяют через систему процессов, благодаря которым субъект может управлять собственным поведением в условиях, претерпевающих изменения, осуществлять руководство целенаправленной активностью на протяжении длительного времени. Отечественные психологи при рассмотрении саморегуляции как механизма проявления субъектности подчеркивают его роль в целеполагании и достижении цели. Саморегуляция – это умение выстраивать и управлять собственной целенаправленной активностью, что находит свое проявление в успешном овладении новыми видами и формами деятельности, в успешном решении нестандартных задач, в продуктивной самостоятельности и настойчивости в достижении принятой.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
3. Бочарова, Е.Е. Структурная организация саморегуляции в зависимости от уровня субъективного благополучия личности / Е.Е. Бочарова // Известия Саратовского ,ун-та. – 2011. – Вып. 1. – С. 64-69.
4. Галузо, П.Р. Проблема осознанной саморегуляции учебной деятельности студентов вуза в отечественной психологии: обзор исследований / П.Р. Галузо, Ю.П. Шевелинская // Вучоныя запіскі. – 2014. – Вып. 10. – С. 90-103.
5. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2008. – № 2. – С. 30-36.
6. Гунзунова, Б.А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности человека [Текст] / А.Б. Гунзунова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 3-7.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – СПб.: Питер, 2002. – 482 с.
8. Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук / А.В. Зобков. – Москва, 2013. – 26 с.
9. Кацеро, А.А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии [Текст] / А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 10-12.
10. Киреева, Н.Н. Особенности саморегуляции студентов вузов как индикатора успешности обучения в ситуации информационной нагрузки / Н.Н. Киреева // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2008. - № 2. – С. 93-96.
11. Киселевская, Н.А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.А. Киселевская. – Иркутск, 2005. – 26 с.
12. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – C. 22–34.
13. Конопкин, О.А. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностям их саморегуляции / О.А. Конопкин, Г.С. Парыгин // Педагогическая и возрастная психология. – 1983. – № 1. – С. 42-52.
14. Круглова, Н.Ф. Индивидуально-типологические особенности построения регуляторной структуры учебной деятельности подростками / Н.Ф. Круглова // Прикладная психология. – 2002. – № 6. – С. 19-26.
15. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. – Краснодар, 2006. – 23 с.
16. Кузнецова, Л. Э. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы / Л. Э. Кузнецова, Н. В. Элпис // Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – С. 1261-1263.
17. Маликова, Л.А. Развитие саморегуляции в процессе обучения [Текст] / Л.А. Маликова // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – № 2. – С. 154-158.
18. Миронова, А.В. Личностные особенности студентов как субъектов профессионального саморазвития / А.В. Миронова // Известия Тульского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 378–383.
19. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2001. – 546 с.
20. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. –2002. – № 6. – С. 32-38.
21. Мурзина, С.М. Психология и типология личности студента / С.М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154–158.
22. Мухаметзянова, Ф.Г. Феномен субъектности студента в психологии / Ф.Г. Мухаметзянова// Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 11-18.
23. Осницкий, А.К. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 2007. – № 3. – С. 42-51.
24. Павлова, Т.В. Психологические особенности саморегуляции студентов с разной самооценкой / Т.В. Павлова // Таврический научный обозреватель. – 2015. - № 1. – С. 102-106.
25. Папшева, Л.В. Стилевые особенности саморегуляции поведения личности в старшем подростковом возрасте [Текст] / Л.В. Папшева // Известия Саратовского университета. – 2013. – Вып .1. – С. 41-47.
26. Прохоров, А.О. Смысловая регуляция психических состояний [Текст] / А.О. Прохоров. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 352 с.
27. Сорокина, Ю.Л. Преодоление кризиса учебной адаптации студентами педагогического вуза: автореф. дис. канд. психол. наук / Ю.Л. Сорокина. – Ярославль, 2005. – 25 с.
28. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00417.htm.
29. Толбатова, Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Текст] / Е.В. Толбатова // Научный результат. – 2015. – № 1. – С. 154–158.
30. Шнейдер, О.В. Особенности юношеского возраста / О.В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 52–53.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты