Социально-педагогическая работа с семьей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая работа с семьей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
по дисциплине: «Методы и технологии социальной работы»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая работа с семьей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методы и технологии социальной работы
Организация: Центр медицинской реабилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов с психоневрологическими заболеваниями, Радуга (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с семьёй в условиях ЦКРОиР
1.1. Содержание, цель и функции деятельности ЦКРОиР
1.2. Взаимодействие специалистов ЦКРОиР и семьи как актуальная психолого-педагогическая проблема
1.3. Нормативно-правовые основы в условиях ЦКРОиР
Глава 2. Технологии социально-педагогической работы с семьёй в условиях ЦКРОиР
2.1. Технология посредничества в работе педагога социального с родителями воспитанников центра
2.2. Технология коррекционно-реабилитационной работы
2.3. Групповые формы работы с семьями в условиях Центра (организация психологических и социально-педагогических тренингов). Технология клубной работы с родителями в Центре
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях перестройки экономики и общественного сознания, когда на здоровье и развитие детей и их семей воздействуют многие неблагоприятные факторы, приоритетной задачей межведомственного уровня становится социально-медико-психолого-педагогическая защита, помощь в адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития и их ближайшего окружения.
В связи с рождением ребенка с нарушениями у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку - не такому, как все, к другим людям и к жизни вообще. Поэтому важно исследовать не только детей с особенностями в развитии, но и их семьи, нуждающиеся в комплексной социальной помощи и поддержке.
Семья - это естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями.
Любая работа с родителями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития, подразумевает сотрудничество. Выстраивая стратегию и тактику взаимодействия с семьей ребенка с особенностями психофизического развития необходимо среди прочих факторов учитывать изменения, которые происходят с такой семьей на психологическом, социальном, соматическом уровнях; психологический тип самих родителей; модель воспитания ребенка в семье. Возникновению или не возникновению сотрудничества способствует взаимосвязь множества внешних и внутренних факторов.
Хотя объявленной целью всех усилий - как со стороны педагогов, так и со стороны родителей - является поддержание и улучшение психофизического состояния, между двумя сторонами возникают недопонимание, различия во мнениях, разочарования, противоположные действия и даже враждебность.
Несмотря на общий интерес, родители и педагоги находятся на совершенно разных позициях по отношению к ребенку с особенностями в развитии.
Объект исследования: социально-педагогическая работа с семьёй.
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с семьёй в условиях ЦКРОиР
1.1. Содержание, цель и функции деятельности ЦКРОиР
Традиционно оказание помощи детям этих категорий во всех странах, в том числе и в Беларуси, осуществлялось в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, как правило, интернатного типа. Однако в последние десятилетия стало очевидно, что это приводит к постепенному усилению сегрегации и изоляции детей с особенностями психофизического развития в обществе. Кроме того, крайне негативные последствия для их социализации имеет то обстоятельство, что они в основном проживают вне семьи, и она практически не участвует в их воспитании. Примерно с середины 1970-х годов наметились и стали получать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, новые подходы в отношении людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, выражающихся понятием «интеграция». Суть этих подходов заключается в том, что дети с ОПФР не являются социально обособленными и изолированными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. Реальное воплощение идей интеграции – проблема комплексная и очень сложная. Сложность заключается в необходимости изменения сознания как самих людей с ограниченными возможностями, так и других членов общества. В первую очередь это касается тех, кто оказывается в их ближайшем окружении, и прежде всего семьи.
В нашей стране тоже наметились определенные тенденции к изменению данной ситуации. Они проявляются в создании, главным образом в крупных городах, специализированных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) по работе с различными категориями детей-инвалидов и лиц, имеющих особенности психофизического развития и их семьями.
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) – специальное учреждение образования, обеспечивающее создание комплексной системы оказания психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития (ОПФР), получение образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, осуществляющее диагностическую, педагогическую, коррекционно-развивающую, социально-психологическую, методическую, консультативную к информационно-аналитическую деятельность [18].
Глава 2. Технологии социально-педагогической работы с семьёй в условиях ЦКРОиР
2.1. Технология посредничества в работе педагога социального с родителями воспитанников центра
Термин «посредничество» используется в социальной работе и как отражение ее сути, и как обозначение одной из базовых ее функций, и как метод вмешательства.
Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование.
Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.).
Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.
Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.
Заключение
В Беларуси созданы специальные учреждения образования - центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), которые оказывают комплексную психолого-медико-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и занимаются диагностической, воспитательной, коррекционно-развивающей, психосоциальной, методической, консультационной и информационно-аналитической деятельностью.
Взаимодействие представляет собой согласованное установление отношений между семьей и ЦКРОиР так, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались действиями другого. Взаимодействие между специалистами ЦКРОиР и родителями подразумевает взаимную помощь, взаимное уважение и взаимное доверие, знание и учет условий семейного воспитания, а также учет родителями условий воспитания в ЦКРОиР. Это также подразумевает взаимное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Целью взаимодействия является установление партнерских отношений между участниками педагогического процесса и вовлечение родителей в жизнь ЦКРОиР. Сотрудничество между специалистами ЦКРОиР и семьями означает совместное определение целей деятельности, совместное планирование работы, совместное распределение сил и ресурсов, предмет деятельности в соответствии со способностями каждого участника, совместный контроль и оценку работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
В целях управления деятельностью специалистов ЦКРОиР был разработан и издан ряд нормативных документов по образованию и формированию этой категории детей, так как включение всех детей в систему образования требует соответствующего методического обеспечения и отбора практической информации в учебном процессе этой категории детей, исходя из потребностей и прагматических подходов.
Термин «посредничество» используется в социальной работе и как отражение ее сути, и как обозначение одной из базовых ее функций, и как метод вмешательства. программа посреднической социально-педагогической помощи семьям воспитанников Центра медицинской реабилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Радуга» г. Мозыря и их семей: будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.
1. Бобла, И.М. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развития в Беларуси / И.М. Бобла, И.Ю. Макавчик. – Мн: БГПУ, 2010. – 180 с.
2. Бронников, В.А. Терапия искусством при формировании и психологической коррекции познавательных процессов в условиях реабилитационного центра / В.А. Бронников // Человек. Искусство. Вселенная. – 2014. – № 1. – С. 120-128.
3. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова – М.: Академия, 2000. – 440 с.
4. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2013. – 512 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. –М.: Просвещение. –321 с.
6. Гайдукевич, С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / С.Е. Гайдукевич // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 34 – 46.
7. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 191 с.
8. Гулина, М.А. Основы индивидуального психологического консультирования / М.А. Гулина. – СПб. Питер, 2000. – 272 c.
9. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
10. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков / И.В. Дубровина. – M.: Академия, 2010. – 256 с.
11. Дубровская, Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. – М.: Союз, 2011. – 364 с.
12. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие / А.Н. Елизаров. – М.: «Ось-89», 2007. –352 с.
13. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
14. Копытин, А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам : отечественный и зарубежный опыт / А.И. Копытин. – М. : Когито-Центр, 2012. – 285 с.
15. Копытин, Л.И. Руководство по групповой арт-терапии / Л.И. Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - С. 23.
16. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.П. Пузанов [и др.;] под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 144 с.
17. Легенчук, Е.А. Основы реабилитации лиц с ограниченными возможностями / Е.А. Легенчук, Д.В. Легенчук. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. – 248 с.
18. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. / И.И. Мамайчук. - СПб., Речь, 2003. – 494с.
19. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. – М. : Юрайт, 2017. – 817 с.
20. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
21. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Пособие для педагогов и родителей Гайдукевич С.Е. [и др.]; под ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. – 144 с.
22. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. - М. : Педагогика, 1985. - 126 с.
23. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь». – Минск, 2011. – 21 с.
24. Право. tut. by [Электронный ресурс] / Ресурс белорусского портала TUT. BY. – Мн., 2017. – Режим доступа: http://pravo.tut.by.
25. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Вопросы и ответы / В.В. Хитрюк. – Барановичи: БарГУ, 2011. – 198 с.
26. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности : монография / М.В. Шакурова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 200 с.
27. Швед, М.В. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия / М.В. Швед. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 157 с.
28. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Академия, 2001. – с. 55.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты