Менеджмент проектной деятельности в сфере культуры
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Менеджмент проектной деятельности в сфере культуры»
по дисциплине: «Менеджмент и маркетинг в сфере культуры»
2021
45.00 BYN
Менеджмент проектной деятельности в сфере культуры
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент и маркетинг в сфере культуры
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
Введение
1 Особенности менеджмента проектной деятельности в сфере культуры
2 Система механизмов менеджмента в сфере культуры
2.1 Организационно-административный механизм
2.2 Экономический механизм
2.3 Механизм работы с персоналом
2.4 Информационный механизм
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе развития общества все более востребованными становятся знания, навыки и умения в области социокультурного менеджмента. Такая ситуация объясняется тем, что учреждения культуры сегодня работают в сложных рыночных условиях со значительным сокращением государственных средств во время ценностей и психической дезориентацией населения. Сегодня требуется коренная перестройка организационно-управленческой деятельности в сфере культуры, которая, с одной стороны, выполняла бы задачи по созданию условий для достойной жизни творческих людей и коллективов, а с другой - обеспечивала процесс культурного развития российского общества. Чтобы сфера культуры выполняла основные социальные функции нравственного воспитания, эстетического развития, духовного просвещения, социализации, воспитания, приобщения к культурному наследию и т. д., необходимо правильно использовать механизмы управления культурной деятельностью.
Деятельность по созданию результатов творческой работы, достижению культурных благ требует применения сбалансированной правовой базы, финансовой поддержки, построения социальных партнерств, использования проективных технологий, мотивационных инструментов, возможностей для продвижения творческого продукта и т.д. В этом контексте можно утверждать, что менеджмент сегодня является основой и гарантией успешного и многообещающего развития области культуры, а также всей социальной и культурной деятельности.
Учет теоретических и методологических основ управления приобретает большое значение для понимания особенностей механизма функционирования, а также способствует формированию рекомендаций по определению целей управления и пониманию логики управленческой деятельности.
1 Особенности менеджмента проектной деятельности в сфере культуры
Менеджмент как деятельность основывается на принципах, которые были установлены с течением времени, выполняют определенные функции и преследуют очень конкретные цели. При этом менеджменту наделены свои характерные черты в каждой сфере деятельности. Управление в банковской или торговой сфере, в промышленном производстве, в социокультурной сфере имеет особую специфику, которая связана с особенностями организационной структуры, производимой продукции и многим другим.
В сфере культуры менеджмент возник сравнительно недавно. В Республике Беларусь культурный менеджмент приобрел популярность в конце 1990-х годов, когда стали более заметными новые (рыночные) тенденции в развитии общества. С изменениями того времени культурная сфера, существовавшая под эгидой государства более полувека, стала испытывать острую нехватку знаний, действий и навыков нового типа. В культурной деятельности в музеях, театрах, выставочных залах фольклорных коллективов и творческих работников образовался вакуум, связанный с отсутствием организационных, управленческих технологий, практики координации и проецирования, а также маркетинговых решений.
В Республике Беларусь возрастают требования к лидерским качествам профессионалов культуры. Это связано с отказом от чисто административных и распределительных технологий управления сферой и использованием экономических методов, экономической независимостью культурных учреждений и необходимостью привлечения внебюджетных средств, зарождающимся идеологическим и политическим плюрализмом и развитие культурных контактов с западным миром.
И в будущем требования к управленческой подготовке работников культуры будут расти. Стратегическое положение в центре Европы, бедность подполья страны в плане природных ресурсов, серьезное отставание от экономически развитых стран (из-за попытки построения развитого социализма в СССР) в области современных технологий создали Ситуация в белорусской экономике и ее международная роль во многом связаны с ее положением на рынке культурных и туристических услуг. Культурные и туристические услуги могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг в стране в целом.
2 Система механизмов менеджмента в сфере культуры
2.1 Организационно-административный механизм
Организационный и административный механизм в отношении сектора культуры уже давно имеет жизненно важное значение.
Работа этого механизма, который также можно назвать административным аппаратом, раскрывается в системе разделения властей (прав и обязанностей), что фиксируется в организационных документах. Без аппарата вряд ли можно обойтись, и здесь главное – грамотное распределение полномочий, а также жесткость этого распределения.
Организационно-административный механизм иногда понимается как административный аппарат или бюрократия (в непредвзятом смысле). Однако это, скорее, аспекты, последствия применения организационно-распорядительного механизма. Конечно, невозможно управлять без аппарата и той или иной степени бюрократии. Но не это главное. Главное – это, с одной стороны, распределение полномочий и, с другой стороны, строгость этого распределения (кто кому подчиняется, кто кого контролирует и по каким темам и т. д.) в организационных документах, что включает это распределение в сферу действия административного, трудового права [18].
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О культуре» от 20.06.2016 № 413-З, субъектами культурной деятельности являются:
- граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, работники культуры, творческие работники, меценаты культуры;
- организации культуры, а также учреждения образования, научные организации, другие юридические лица и их подразделения, которые осуществляют и (или) обеспечивают культурную деятельность;
- коллективы художественного творчества, которые не являются организациями культуры и подразделениями юридических лиц;
- творческие союзы, другие общественные объединения в сферы культуры;
- государственные органы и органы территориального общественного самоуправления;
- международные организации и межгосударственные образования;
- спонсоры культуры;
- другие юридические лица, которые содействуют сохранению, развитию и распространению и (или) популяризации культуры [10].
Заключение
Подведем итоги и сделаем выводы.
В рамках данной курсовой работы были рассмотрены особенности менеджмента в сфере культуры и проанализирована система механизмов в сфере культуры.
Менеджмент в сфере культуры – это управление и руководство организациями и учреждениями культуры, а также планирование, программирование и подготовка коммерческих и некоммерческих проектов в сфере культуры. Другими словами, менеджмент в культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни.
Среди существенных особенностей менеджмента в сфере культуры следует выделить характер и основные цели учреждений культуры, реализуемые ими культурные услуги, а также свойства рынка, в котором осуществляется их деятельность.
Рассмотренные особенности сферы культуры и искусств определяют специфику управления организациями этой сферы, а также обосновывают выделение менеджмента как самостоятельной дисциплины, имеющий свой предмет и область исследований.
Специфика культурной деятельности, которая носит преимущественно некоммерческий характер, определяет и особенности того рынка, в котором она осуществляется. Менеджмент и маркетинг культурной среды оказывается многоаспектным, многогранным и именно здесь раскрываются различные стороны организационной и управленческой деятельности.
Не менее важным для менеджмента в сфере культуры является и характер продукции, производимой и реализуемой учреждениями культуры. Продуктом культурной деятельности является культурная услуга.
Культурные услуги создаются и реализуются, прежде всего, в учреждениях культуры. В менеджменте культуры важно знать и анализировать организационную среду учреждений культуры, которая составляет их внешнюю среду. Сюда входят потребители культурных услуг, государство, финансовые партнеры (бизнес, спонсоры и т.д.), творческое сообщество, СМИ.
1. Агафонов, А.В. Теория и практика общественного развития / А.В. Агафонов // Экономика и экономические науки. – 2012. – № 4. – С.34–50.
2. Байтасов, Р.Р. Менеджмент в сфере культуры: от теории к практике / Р.Р. Байтасов // Культурная спадчына, менеджмент, маркетынг. Іх роля ў развіцці музея: матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі (Мінск, 1 снежня 2009 г.) / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. – Минск, 2010. – С. 15-24
3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 256 с.
4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2021.
5. Войтковский, С.Б. Основы менеджмента и практический менеджмент в искусстве / С.Б. Войтковский. – М.: Просвещение, 2000. – 132 с.
6. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7.12.1998 № 218-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2021.
7. Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе / Е.И. Жданова, С.В. Иванов, Н.В. Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 178 с.
8. Касаткина, С.А. Менеджмент в сфере культуры как вид управленческой деятельности / С.А. Касаткина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 6. – С. 199–211.
9. Касаткина, С.А. Современный социокультурный менеджмент: изменение ценностных оснований / С.А. Касаткина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 3. – С. 204–217.
10. Кодекс Республики Беларусь «О культуре» от 20.06.2016 № 413-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2021.
11. Коленько, С. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник / С. Коленько. – М.: Юрайт, 2016. – 370 с.
12. Лаздовский, Б.Б. Технологии социального управления: учебно-методическое пособие / Б.Б. Лаздовский, Т.Р. Шишигина, А.В. Соловьева. – СПб.: СПб ГТУРП, 2012. – 82 с.
13. Минькина, О.В. Значение и особенность современного менеджмента в сфере культуры / О.В. Минькина / Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 7. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 226–234.
14. Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих: постановление Министерства труда и соцзащиты Респ. Беларусь от 2 янв. 2012, № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2021.
15. Особенности менеджмента в сфере культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyera.ru/osobennosti-menedzhmenta-v-sfere-kultury_9747. htm.
16. Платонов, М.Ю. Арт–менеджмент: принципы и границы дисциплины / М.Ю. Платонов // Вестник СПбГЭУ. – 2015. – № 9. – С. 61–69.
17. Салтанович, И. И. Менеджмент как способ управления в культуре: состояние и тенденции / И. И. Салтанович // Вестник МГЛУ. – Сер. 3. – 2009. – № 8. – С. 158–166.
18. Система механизмов менеджмента [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.manageweb.ru/study-408-1.html.
19. Суминова, Т.Н. Арт–менеджмент: к определению понятия / Т.Н. Суминова // Культура и образование. – 2013. – № 1. – С. 100–108.
20. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере) / под. общ. ред. В.В. Абчука. – М.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена , 2011. – 552 с.
21. Трудовой кодекс Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296–З (в ред. от 15.07.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2021.
22. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Лань, 2012. – 384 с.
23. Федотова, Н. Г. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Н. Г. Федотова, НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2015. – 282 с.
24. Чижиков, В.М. Введение в социокультурный менеджмент: учеб. пособие / В.М. Чижиков, В.В. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2003. – 38 с.
25. Юрьева, Т.В. Проектный подход как инструмент реализации стратегических целей / Т.В. Юрьева // Экономика и экономические науки. – 2014. – № 11 (120). – С.7–10.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты