Свобода и ответственность как философские категории и юридические понятия
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Свобода и ответственность как философские категории и юридические понятия»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Свобода и ответственность как философские категории и юридические понятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1.1 ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ
1.2 ПОНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
РАЗДЕЛ 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 СВОБОДА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
2.2 ПРОБЛЕМЫ ВОПРОСА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
РАЗДЕЛ 3 ПРАВО КАК МЕРА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей.
Философия всегда играла особую роль в формировании и становлении мировоззренческой культуры человека, благодаря своему многовековому опыту критики и рефлексивного осмысления глубинных ценностей и жизненных ориентаций. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем человеческого существования, каждый раз, заново поднимая вопрос о том, что такое человек, как он должен жить, на что ориентироваться, как вести себя во времена культурного кризиса.
Политическая философия занимается вопросами правительства, граждан и государства. Посредством защиты и защиты прав и свобод человека и гражданина установлены ограничения на вторжение в сферу личности, установлены правовые гарантии защиты их конституционных прав и свобод. Утверждение о том, что права и свободы являются основой выживания человека и повседневной жизни индивида, не нуждается в доказательствах. В то же время вопрос о соединении права со свободой остается сложным и трудным. Существует очень общее мнение о несовместимости права и свободы, так как они противоположны.
Внутренняя свобода личности не ограничивается ее ответственностью; скорее, она находит смысл и цель в ответственности. Отсутствие ответственности или, что еще хуже, безответственность не только мешает человеку стать по-настоящему свободным человеком, но и делает его зависимым от внешнего контроля, делает его рабом окружающей среды. Таким образом, вопрос о свободе пересекается с вопросом об ответственности.
РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1.1 Понятие свободы
Свобода - одна из главных философских категорий, характеризующих природу человека и его бытие. Они включают в себя способность индивидов мыслить и действовать в соответствии со своими собственными мыслями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Термин «свобода» имеет сразу четыре значения. Первое же из них обращает нас к философскому пониманию: «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
Свобода - это один из традиционных нравственных вопросов, связанный с вопросом о нравственном выборе, определением условий, делающих этот выбор возможным (наличие альтернатив), пониманием причин выбора, жизни индивида в процессе осуществления выбора Последний связан с ответственностью индивида за результат своего выбора.
В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый круг общественных отношений, который уходит прежде, чем он сделан. Эти отношения могут иметь положительное или отрицательное значение для других и могут удовлетворять или частично удовлетворять интересы одних людей, а не интересы других [9, c. 134].
Поэтому моральная ответственность возникает в связи с тем, что выбор затрагивает интересы других, способствует стабильности тех или иных общественных отношений, воспроизводству социальных взаимосвязей (в том числе расширенных, прогрессивных масштабов), если найден правильный баланс сочетания различных интересов, и наоборот, приводит к конфликтам, напряжениям, оказывающим деструктивное воздействие на общественную жизнь. На индивидуальном уровне выбор также важен с точки зрения его влияния на развитие сферы личностной мотивации.
РАЗДЕЛ 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Свобода как философская категория
Что же такое свобода? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем обратиться к уголовному законодательству, подробно регламентирующему назначение такого вида наказания за серьезные преступления, как лишение свободы.
Юридическая ответственность является самостоятельным видом негативной социальной ответственности.
«Лишение свободы, - заключается в изоляции от общества путем направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию... в тюрьму».
Лишение свободы предполагает принудительную изоляцию в учреждениях с особыми системами, а свобода-жизнь вне этих учреждений, соответственно.
Такое понимание свободы нас трудно удовлетворить, а если все вне исправительного учреждения свободны, то и говорить не о чем. Следует признать, что это особый, законный, а не философский термин. Однако метод определения понятия свободы путем сравнения свободы с несвободой сам по себе весьма продуктивен [11, c. 100].
Свобода - собственная воля, пространство, возможность действовать по-своему без ограничений, рабства, порабощения, подчинения воле других.
Что такое Воля? Ответ таков: воля-это произвольное действие, данное человеку. Нетрудно заметить, что все вращается вокруг одного и того же и переходит друг к другу. Свобода, воля и произвол – фактически синонимы.
РАЗДЕЛ 3 ПРАВО КАК МЕРА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Свобода - одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы - экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответственно выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят от свободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феномен различным содержанием.
Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость. Как и чем можно «измерить» свободу, ее уровень, рамки, пределы?
В чем заключаются критерии и способы выражения этой ценности?
Можно ли ее каким-то образом дозировать, закреплять, «распределять в личное пользование»?
Такой инструментарий имеется - это право, законы, юридические нормы, а также, разумеется, нравственность, самоконтроль. Свобода, если можно так сказать, требует «деликатного» обращения, иначе она легко переходит в свою противоположность.
Именно поэтому свобода на «законных основаниях» ограничивается, усекается, вводится в конструктивное русло. Каким образом, почему? Где пролегают границы несвободы? Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные осязаемые формы, принципы, институты [10].
По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Свобода - одна из главных философских категорий, характеризующих природу человека и его бытие. Они включают в себя способность индивидов мыслить и действовать в соответствии со своими собственными мыслями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Свобода - это один из традиционных нравственных вопросов, связанный с вопросом о нравственном выборе, определением условий, делающих этот выбор возможным (наличие альтернатив), пониманием причин выбора, жизни индивида в процессе осуществления выбора Последний связан с ответственностью индивида за результат своего выбора.
В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый круг общественных отношений, который уходит прежде, чем он сделан.
Отсутствие свободы мысли затрудняет понимание истинной ответственности индивида за результат своих действий. Однако это не означает отрицания моральной ответственности.
В решении этого вопроса абсолютная этика идет по пути утверждения ответственности индивида за мотивацию своих действий, не принимая во внимание или в меньшей степени принимая во внимание ответственность за результат.
Ответственность – это философско-социологическое понятие, отражающее объективный, исторически специфический характер отношений между индивидами, группами и обществами с точки зрения осознанного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
1 Андрушенко, В.П. Социология. Наука об обществе. / Под ред. Проф. В.П. Андрущенко — Харьков, 2014. – 236 с.
2 Бачинин, В.А. Философия (О праве осужденного на духовное возрождение) / В.А. Бачинин // Современное право. – 2008. - №2 – С.28-31.
3 Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие/Е.З. Волчек.- Минск: Соврм. шк. - 2006 - 542с.
4 Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., "Мысль", 1974г. (Филос. Наследие.Т.63).- С.84.
5 Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - М.: Феникс, 2017. - 512 c.
6 Голубович, В.И. История зарубежных стран. Курс лекций / Под общ. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: НКФ «Экоперспектива»,1996. - 432 с.
7 Гуревич, П.С. Основы философии: Учебное пособие./ П.С. Гуревич. - М.:Из-во «КноРус», 2013- 479 с.
8 Данилов, А.Н. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. — Мн.: 2010. – 388 с.
9 Дедюлина, М. А. Социальная философия: учеб. пособие / М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 295 с.
10 Зиммель, Г. Общение: Пример чистой или формальной социологии //Социол. исслед., 2016. - № 2. – С. 13-14.
11 Зотов, А. Ф. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект: Трикста, 2004. – 688 с.
12 Калмыков, В. Н. Философия: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – Минск, 2017. – 319 с.
13 Канке, В. А. Философия : Ист. сист. курс / В. А. Канке. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос. 2000. – 343 с.
14 Лойко, Л.Е. Философия: курс лекций /Л.Е. Лойко.-Минск: Академия МВД Республики Беларусь,2011- 245 с.
15 Лукашевич, В. К. Философия :учеб. пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский и др.; по общ. ред. В.К. Лукашевича.- Минск: БГЭУ,2001.- 431 с.
16 Митрошенков, О. А. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
17 Монтескье, Ш.Л. История зарубежной литературы / под. Ред. Ш.Л. Монтескье, 2003. – 239 с.
18 Попкова, Н. В. Философия: курс лекций / Н. В. Попкова. – Брянск: БГТУ, 2008. – 303 с.
19 Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М. :Гардарики, 2006. – 736 с.
20 Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.
21 Титов, В. Ф. Философия: учебник / В. Ф. Титов, И. Н. Смирнов. – Москва : Высшая школа, 2003. – 288 с.
22 Ядов, В.А. Социология. / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд.,- М.: Издательство Института социологии РАН, 2015. – 384 с.
23 Яскевич, Я. С. Философия. Краткий курс: учебно-методическое пособие / Я. С. Яскевич. – 2-е изд., стереотипное. – Минск: БГЭУ, 2019. – 329 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты