ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОВД
ГЛАВА 2 ЗАРОЖДЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется тенденциями в укреплении государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и нарушениями в экономической сфере.
В этом отношении важность и роль финансового контроля объективно возрастают.
Ведомственный финансовый контроль в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном правовыми нормами, всей системой органов власти и органов местного самоуправления, в том числе органами специального контроля при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Ведомственный финансовый контроль в органах внутренних дел является неотъемлемой частью финансовой деятельности государственных образований и специальной ветви контроля, осуществляемой в стране. Финансовым контролем является контроль над законностью и целесообразностью действий на местах, образование, распределение и использование государственных фондов с целью эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ведомственный финансовый контроль в органах внутренних дел призван обеспечить интересы и права как государства, так и его институтов и всех других хозяйствующих субъектов, а проверки как разновидность финансового контроля – один из наиболее эффективных способов.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОВД
Ведомственный финансовый контроль в ОВД – это контроль за финансовой деятельностью организаций, входящих в систему органов внутренних дел, в рамках которой созданы контрольно-ревизионные органы.
Чтобы разобраться в сущности и особенностях ведомственного финансового контроля в ОВД, необходимо проследить историю его развития.
В течение всего периода организационно структурных преобразований в ОВД правительство, а на определенных этапах партийное руководство и общественные организации осуществляли финансовый контроль хозяйственной деятельности и расходования денежных и материальных ресурсов.
История ОВД началась со времен правления Петра I , который в 1715 г. создал в России службу охраны общественного порядка. 8 сентября 1802 г. при Александре I было образовано Министерство внутренних дел (МВД) Российской империи. В 1917 г. МВД преобразуется в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) [1, с.22].
С 1949 г. по указанию МВД СССР Минфин включил в смету союзного бюджета средства на содержание указанных учреждений. С этого момента основной задачей ведомственного контроля стал контроль за целевым расходованием выделяемых из бюджета государственных средств согласно сметам и требованиям ведомственных нормативных актов.
В марте 1953 г. данный вопрос передается в ведение Министерства юстиции СССР, но в январе 1954 г. возвращаются в МВД СССР. В феврале 1955 г. МВД СССР переименовывается в МВД РСФСР [1, с.25].
ГЛАВА 2 ЗАРОЖДЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В самом общем виде государственный контроль за деятельностью органов внутренних состоит из двух форм контрольной деятельности:
1) вневедомственного контроля, который осуществляется органами государственной власти, не входящими в систему органов внутренних дел, а именно Президентом, Правительством и иными органами государственной власти в пределах полномочий, определяемых Конституцией, законами;
2) ведомственный контроль, который реализуется в порядке, руководителем органа исполнительной власти в сфере внутренних дел [5, с.67].
Не менее важным в сфере обеспечения законности и эффективности деятельности органов внутренних дел является ведомственный контроль, который представляет собой непосредственную деятельность специально уполномоченных организационно-структурных подразделений системы органов внутренних дел, направленную на гарантирование законности и эффективности деятельности всей системы органов внутренних дел
Проводится ведомственный контроль силами самих органов внутренних дел. Именно посредством данного контроля выявляется большое число нарушений законности и дисциплины среди личного состава органов внутренних дел.
Основной нормативный правовой акт, регламентирующий ведомственный контроль в органах внутренних дел Беларусь, есть Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон № 263-З). Согласно нему, для выполнения своих задач Министерство внутренних дел выполняет, в частности, функцию ведомственного контроля за соблюдением требований законодательства о деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, в том числе обособленных подразделений с регистрацией плательщика, предоставляет им консультационную и методическую помощь, приоритетные направления для улучшения их деятельности [6].
ГЛАВА 3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Финансовый контроль (далее – ФК) становится действенным механизмом экономической безопасности, т.е. финансовая система государства может эффективно работать только при постоянном и усиленном контроле, даже в условиях формирования институтов государственной власти [16, с.95].
На сегодняшний день осуществляются многочисленные изменения в законодательстве нашей страны, широко внедряются международные нормы. Это касается многих сфер экономической и общественной жизни страны, в частности ФК. До сей поры актуальным для нашего государства остается опыт стран СНГ.
При сравнении основных принципов ФК этих стран с отечественным опытом можем отметить как общий концептуальный подход к государственному контролю, так и особенности, характерные для каждой страны. Стоит отметить, что научные исследования в данном направлении в большей степени касаются исключительно практики, оставляя тем самым значительный круг вопросов нерешенными, требующими дальнейших исследований. Так, не вызывает сомнений тот факт, что процесс как организации, так и развития ФК должен начинаться с изучения и обобщения зарубежного опыта, что поможет определить проблемы, характерные для данного процесса, и обосновать правильность подходов к их решению с учетом отечественной специфики.
ФК рассматривается как система экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании средств государственных и других фондов, с целью обеспечения результативного социально-экономического развития государства, а также выявления и устранения различных злоупотреблений в сфере государственных финансов на принципах законности, экономичности, эффективности, беспристрастности, системности и систематичности [16, с.97].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Ведомственный финансовый контроль в ОВД – это контроль за финансовой деятельностью организаций, входящих в систему органов внутренних дел, в рамках которой созданы контрольно-ревизионные органы.
В ОВД правительство, а на определенных этапах партийное руководство и общественные организации осуществляли финансовый контроль хозяйственной деятельности и расходования денежных и материальных ресурсов.
История ОВД началась со времен правления Петра I , который в 1715 г. создал в России службу охраны общественного порядка. 8 сентября 1802 г. при Александре I было образовано Министерство внутренних дел (МВД) Российской империи. В 1917 г. МВД преобразуется в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). С 1949 г. по указанию МВД СССР Минфин включил в смету союзного бюджета средства на содержание указанных учреждений. С этого момента основной задачей ведомственного контроля стал контроль за целевым расходованием выделяемых из бюджета государственных средств согласно сметам и требованиям ведомственных нормативных актов.
В самом общем виде государственный контроль за деятельностью органов внутренних состоит из двух форм контрольной деятельности:
1) вневедомственного контроля, который осуществляется органами государственной власти, не входящими в систему органов внутренних дел, а именно Президентом, Правительством и иными органами государственной власти в пределах полномочий, определяемых Конституцией, законами;
2) ведомственный контроль, который реализуется в порядке, руководителем органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
1. Александров, Ю. Развитие уголовно-исполнительной системы: мифы и реальность / Ю. Александров // Правозащитник. – 2016. – С. 21-34.
2. Стучка, П.И., Апетер, И. Переход от принудительного труда по приговору суда к добровольному труду / П.И. Стучка, И. Апетер // Государство и право. – 2017. – № 7. – С. 124-137.
3. Иванов, В.А. Уголовно-исполнительная политика реконструктивного периода / В.А. Иванов // Юстиция. – 2016. – № 25. – С. 25-38.
4. Дикань, В.И. Актуальные проблемы деятельности ОВД в свете современных требований МВД РФ: лекция / В.И. Дикань // Право и экономика. – М., 2019. – С.17-29.
5. Антонова, Н.Б. Организационная структура государственного управления : курс лекций / Н.Б. Антонова. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 231 с.
6. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июл. 2007 г., № 263-З [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
7. Пушкарев, В.С. Место и роль гражданского контроля в противодействии коррупции / В.С. Пушкарев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2016. – № 2. – С. 213–220.
8. Студенкина, М.С. Государственный контроль в сфере управления / М.С. Студенкина. – М. : Юрид. лит., 2015. – 160 с.
9. О вежливом и внимательном отношении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам: приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 1 января 2005 г. № 1 [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=1223.
10. Касьянчик, С.С. Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел Республики Беларусь : автореф. дис. ... канд. юр. наук : 12.00.14 / С.С. Касьянчик. – Минск, 2016. – 30 с.
11. Химичева, Н.И. Ведомственный контроль / Н.И. Химичева, А.Л. Апель // Финансы. Учет. Аудит. – 2015. – № 5. – С.35-46.
12. Волков, А.Ю. Контроль как категория и как инструмент управления / А.Ю. Волков // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем : сборник статей Международной научнопрактической конференции. – Уфа : Аэтерна, 2018. – С. 27–29.
13. Иеринг, Р. Борьба за право / Р. Иеринг; пер. О. А. Верта. – Спб. : Типография Я. Трей, 2015. – 111 с.
14. Сведения о результатах изучения общественного мнения о работе органов внутренних дел Республики Беларусь в 2016 году // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=111443.
15. Мельник, М.В. Ревизия и контроль : учебное пособие / М.В. Мельник. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2016. – 520 с.
16. Яблонская, А.Б. Контрольно-надзорная функция власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – № 4. – С. 94-108.
17. Тарасов, А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.М. Тарасов // Журнал права. – 2016. – № 1. – С. 26–36.
18. Авдеев, П.А. Финансовый контроль как способ обеспечения финансовой безопасности государства / П.А. Авдеев // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3 (20). – С. 57–59.
19. Жирна, Ж.А. Сравнительный анализ организации деятельности высших органов финансового контроля зарубежных стран / Ж.А. Жирна // Финансово-кредитная деятельность: проблемы теории и практики: Сборник научных трудов. – Киев, 2017. – № 1 (8). – Ч. II в. – С. 68–73.
20. Варыгин, С.А., Лыткина, О.В. Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сборник научных трудов / С.А. Варыгин, О.В. Лыткина. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 400 с.
21. Жукова, А.А., Руденко, Ю.В. Совершенствование системы государственного финансового контроля с учетом зарубежного опыта / А.А. Жукова, Ю.В. Руденко // Управление развитием. – 2017. – №2 (99). – С. 135–136.
22. Щегорцов, В.А., Таран, В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: учебник / В.А. щегорцов, В.А. Таран. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 528 с.
23. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Декларация ІХ Лимского (Перу) Конгресса высших органов контроля государственных финансов (INTOSAI) от 01.10.1977 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ksp.mos.ru/documents/deklaratsii/.
24. Высшие органы финансового контроля зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/international/foreign/vofk/.
25. Стефанюк, И.Б. Методологические основы функционирования системы внутреннего финансового контроля / И.Б. Стефанюк // Финансы. – 2017. – №6. – С. 84–102.