Формирование культуры речи дошкольников с помощью игр-драматизаций
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование культуры речи дошкольников с помощью игр-драматизаций»
по дисциплине: «Теория и методика развития речи детей»
2021
45.00 BYN
Формирование культуры речи дошкольников с помощью игр-драматизаций
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика развития речи детей
Организация: Ясли-сад №46, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рассказывание сказки «Репка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Игра-драматизация по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
1.1 Понятие культуры речи в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития культуры речи у детей дошкольного возраста
1.3 Сущность и значение игр-драматизаций в процессе формирования культуры речи детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации по использованию игр-драматизаций в развитии культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е. А. Аркин, П. А. Рудик, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и другие авторы. Степень изученности данной темы в психолого-педагогической литературе достаточно высока.
Актуальность исследования. Игра – это одно из занятий ребенка, которое взрослые используют для обучения детей дошкольного возраста, обучая их различным видам деятельности с помощью предметов, способов и средств коммуникации. Умение играть возникает не в результате автоматического переноса, а благодаря игре, усвоенной в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи у дошкольников, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Речь ребенка дошкольного возраста – самая простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семилетнему возрасту должна практически сформироваться. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без изучения языка и средств невербального общения. Какие формы совместной деятельности педагога и детей по повышению их речевой активности следует выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста? Для ответа на этот вопрос мы проанализировали возрастные особенности детей этого возраста: им трудно сосредоточиться на монотонной, непривлекательной деятельности, в то время как в процессе игры они могут оставаться внимательными в течение длительного времени; внимание обусловлено кажущимися привлекательными сюжетами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение носит ситуационный характер и почти всегда состоит из импульсивных действий; для детей младшего возраста характерны подражание, мягкая импульсивность, доминирование. Следовательно, игровая деятельность является необходимой основой, в рамках которой формируется и укрепляется вербальная активность ребенка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
1.1 Понятие культуры речи в психолого-педагогической литературе
С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов [6, с. 154].
Культура речи важна для обладания всеми теми, кто по характеру своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Речь – это последовательность знаков языка, организованная в соответствии с «правилами» языка и потребностями выражаемой информации. Такая последовательность создается говорящим, такая последовательность воспринимается и «расшифровывается», т.е. как-то понимается слушателем [12, с. 121].
Речь – это внешняя, формальная сторона текста; она всегда имеет не только структуру языка и его организацию, но и выраженное им неязыковое (или внеязыковое) значение, ради которого и во многом повинуясь которому она построена. Люди давно заметили хорошую и плохую стороны речи и долго пытались объяснить их с помощью таких слов, как «точный», «правильный», «красивый», «ясный», «доступный» и т.д.
Уже в Древней Греции и Риме развивалась культура родного слова. Римляне разработали целую систему понятий, мнений и рекомендаций, оценивающих качества хорошей речи. Эти качества, такие как ясность, чистота, уместность и т.д., были замечены и описаны. Цицерон считает, что чистота и ясность речи настолько необходимы, что не нуждаются даже в ее обосновании. Однако этих необходимых качеств недостаточно для того, чтобы говорящий вызывал восхищение у своих слушателей; необходима красота его речи. По мнению Дионисия Галикарнаса, самое главное и совершенное из достоинств речи – это уместность. Его речь правильно согласована с говорящим, с слушателями и с предметом (ибо это и есть уместность) [11, с. 67].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Целью данной курсовой работы является изучить процесс формирования культуры речи детей дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций. Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап. На первоначальном этапе исследования осуществлялся анализ теоретической литературе по проблеме формирования культуры речи дошкольников с помощью игр-драматизаций.
Второй этап. На данном этапе был осуществлен подбор диагностического материала и сформирована выборка исследования для осуществления диагностики уровня сформированности культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Третий этап. Проведена диагностика уровня сформированности культуры речи у детей среднего дошкольного возраста, сделаны выводы по результатам исследования. По полученным результатам исследования разработаны методические рекомендации по использованию игр-драматизаций в развитии культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №46 г. Гродно».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 22 детей среднего дошкольного возраста в возрасте 4-5 лет (12 девочек и 10 мальчиков).
Для изучения лексико-грамматической стороны речи использовались методические рекомендации, предложенные Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой [26].
Содержание методик:
1) методика «Составление и называние целого предмета из его частей»;
2) методика «Форма предмета»;
3) методика «Много чего?»;
4) методика «Маленький предмет»;
5) методика «Найди, покажи и расскажи»;
6) методика «Закончи предложение».
Методика «Составление и называние целого предмета из его частей»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь представляет собой последовательность знаков языка, организованную в соответствии с «правилами» языка и потребностями выражаемой информации. Культура речи – это умение правильно говорить и писать, использовать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Под культурой речи мы понимаем овладение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, в которой производится выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и соблюдения этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении целей общения.
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем в дошкольном образовании, поэтому необходимо воспитателям быть компетентными в данном вопросе, владеть различными методами, способами развития речи детей. В среднем и старшем дошкольном возрасте активно формируются различные формы речевого общения со взрослыми и сверстниками. У детей дошкольного возраста развиваются все стороны речи – фонетическая, лексико-грамматическая, дети знакомятся с нормами культуры речи в процессе общения. Культура речевого общения детей дошкольного возраста формируется не только в части правильности речи и соответствия нормам, создаются предпосылки для освоения детьми правил речевого поведения.
Игра-драматизация – это процесс формирования и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей. Традиционно инсценировка пьес организуется по сценарию литературного произведения. Игры-драматизации – это специальные игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Через игру-драматизацию можно побуждать детей к общению друг с другом. Игра-драматизация способствует: закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и т.д. В процессе игры-драматизации дети дошкольного возраста учатся применять свои речевые знания и умения на практике, а также пользоваться ими в разных условиях.
Во второй главе было проведено опытно-экспериментальное исследование уровня развития культуры речи у детей среднего дошкольного возраста, исследование осуществлялось в несколько этапов. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе ГУО «Ясли-сад №46 г. Гродно», в исследовании принимали участие 22 детей среднего дошкольного возраста в возрасте 4-5 лет (12 девочек и 10 мальчиков).
1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 16-24.
2. Белова, Е. С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста [Электронный ресурс] / КиберЛенинка – научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-rannego-vozrasta.
3. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация / Т. И. Ерофеева // Воспитание детей в игре. – М.: Педагогика, 2004. – С. 41- 59.
4. Железнякова, Р. З. Методическая помощь воспитателю по руководству играми детей раннего возраста / Р. З. Железнякова // Состояние и перспективы работы с детьми дошкольного возраста в сельской местности. – Брест, 2009. – 55 с.
5. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. Зимина //Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 3-14.
6. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
7. Коломинский, Я. Л. Игра в жизни дошкольника / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Мозырь. : Белый ветер, 2016. – 184 с.
8. Лобынько, Л. В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л. В. Лобынько, Т. Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 220 с.
9. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. – М. : 1988. – 476 с.
10. Малашенкова, Е. А. Технология сюжетно-ролевой игры / Е. А. Малашенкова // Пачатковая школа. – 2008. – № 12. – С. 23–28.
11. Малова, Т. В. Сказка как средство формирования представлений о женственности / Т. В. Малова // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 7 – С. 66-69
12. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника / С. Л. Новоселова. – М. : Просвещение, 2009. – 286 с.
13. Откидач, С. Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста / С. Откидач // Дошкольное воспитание, 2001. – № 1. – С. 24 – 28.
14. Пьянкова, А. В. Роль игры в развитии речи ребенка / А. В. Пьянкова, О. А. Спиридонова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. – Екатеринбург : Ажур, 2014. – С. 75-77.
15. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.
16. Рубенок, Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника / Е. Рубенок // Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. – С. 18 – 21.
17. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы / Е. Ф. Сивашинская. – Минск : Экоперспектива, 2009. – 212 с.
18. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н. Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2004. – 264 с.
19. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – М. : Изд-во Мос. психол.-социол. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 243 с.
20. Социализация дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / автор – сост. Т.В. Пятница. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 67 с.
21. Спирова, Л. Ф. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка» / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Методы обследования речи детей / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2005. –С. 35–54.
22. Стрижова , А. А. Игра как средство развития детей / А. А. Стрижова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. – Екатеринбург : Ажур, 2014. – С. 77 –79.
23. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Развития, 2006. – 240 с.
24. Суслова, Э. К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов / Э. К. Суслова, В. Д. Ботнарь // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 25–28.
25. Усова, А. П. Роль игры в воспитание детей / под ред. А. В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976. – 236 с.
26. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 140 с.
27. Чернецкая, А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / А. В. Чернецкая. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 512 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Рассказывание сказки «Репка».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Игра-драматизация по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты