ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ П. СОРОКИНА
РАЗДЕЛ 2 КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ В УЧЕНИИ П. СОРОКИНА
РАЗДЕЛ 3 СОЦИОЛОГИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ П. СОРОКИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Феномен правонарушения традиционно представляет интерес для юридической науки, представители которой исследуют различные аспекты этого социально – правового явления. В центре внимания ученых могут находиться понятие и признаки, элементы юридического состава, причины и условия, а также иные сущностные составляющие противоправного деяния. Вместе с тем все эти и иные векторы проблематики категории правонарушения основываются на соответствующей доктринальной базе – теоретико-правовых воззрениях корифеев юридической науки. Как справедливо отмечает авторитетный в этой области исследователь А. А. Гогин: «Правонарушение является тем социальным явлением, которое на всем протяжении развития мировой цивилизации вызывало к себе пристальное внимание теоретико-правовой мысли» [1, с. 5]. Разумеется, теоретико-правовой базис феномена неправомерного поведения возник отнюдь не сразу. Речь здесь идет о постоянном и неуклонном процессе возникновения, развития и совершенствования соответствующего юридического инструментария. Рассуждая в рамках отечественного опыта, стоит обратиться к хронологическому этапу начала XX века.
Это время появления развитых теоретико-правовых воззрений, прообраз которых был заложен еще в трудах С.Е. Десницкого и А.Н. Радищева. Однако представители этого исторического этапа пошли значительно дальше воззрений отечественных просветителей. В этом контексте стоит обратиться к идеям социологической теории права, многие постулаты которой актуальны по сей день. Представители этого подхода рассматривали право как социальное явление, которое относительно независимо от государства. То есть, право – это не то, что создано юристами и возведено в ранг закона или подзаконного акта, а то, что сложилось в ходе практической деятельности адресатов норм права [3, с. 180-181]. Одним из общепризнанных исследователей в этой области является Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968).
РАЗДЕЛ 1 НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ П. СОРОКИНА
Сорокин отмечал, что в современном западном обществе школа является одним из важнейших каналов вертикального социального цикла, так как без получения определенного уровня образования человек фактически не может достичь высокого социального статуса, например, в сфере общественной жизни. администрация [7, с. 397]. Первоначальные навыки письма и чтения Сорокин приобрел благодаря отцу и старшему брату, а также с помощью сельских учителей и воспитателей. Это позволило ему с ранних лет начать знакомство с русской и мировой классикой, Священным Писанием, житиями святых, историческими и естественно-историческими книгами. Первое систематическое образование Сорокин получил сначала в годичной церковно-приходской школе села Палевицы Коми края (1901 г.), затем в гимназии 2-го класса села Гам (1901–1904 гг.). Окончив школу, по настойчивому совету учителей в 1904 году, в 15-летнем возрасте Сорокин решил продолжить учебу в Хреновской учительской семинарии в Костромской губернии, откуда через два года вместе со своим другом будущий Что ж. -известный экономист Н.Д. Кондратьев, исключен за революционную деятельность. В 1907 году Сорокин ехал через Вологду в Петербург без денег на билет (по его собственному признанию, ему приходилось добираться туда с зайцем, оплачивая проезд чисткой вагонов).
Основной целью переезда в столицу Российской Империи было желание продолжить образование в университете, но для этого ему нужно было заполнить огромные пробелы в знаниях. Под патронатом К.Ф. Жаков, первый уроженец Коми, получивший звание профессора, Сорокин стал студентом Черняевских курсов, необходимых для поступления в университет. Якобовы оказали существенную поддержку Сорокину, начинавшему карьеру. При этом на одном из литературных вечеров Сорокин впервые познакомился с Еленой Петровной Баратынской, студенткой Бестужевских курсов, с которой они официально зарегистрировали семейный союз в 1917 году и прожили вместе всю жизнь.
РАЗДЕЛ 2 КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ В УЧЕНИИ П. СОРОКИНА
Так называемая «группа порядка» П. Сорокина может уравновесить давление, усилившееся из-за ущемления инстинктов, а когда не может этого сделать, возникают массовые беспорядки, ведущие к революциям. Итак: «1) усиление нарушения основных инстинктов, 2) массовый характер этого нарушения, 3) бессилие групп порядка уравновесить повышенное давление сдержанных рефлексов пропорционально усилению торможения - это необходимые и достаточные условия наступления революций», - заключил П. Сорокин [17, с. 312].
Определяя преступление как переживание по поводу нарушенного должно-дозволенного, Сорокин отмечает, что сами по себе действия не являются преступлениями или добродетельными поступками: один и тот же акт в одной и той же группе может быть и преступлением, и подвигом, в зависимости от того, какие переживания он возбуждал в индивиде. Переживание нарушения должно-дозволенного поведения выступает следствием того, что должнодозволенное стало привычкой и большинство индивидов стихийно следует ей.
За нарушение должно-дозволенных шаблонов поведения полагается наказание, которое Сорокин в бихевиористском духе называет реакцией. Соответственно, наказание определяется им как «акт, или совокупность актов, вызванных преступлением и представляющих реакцию на акты, квалифицируемые как акты преступные» [8]. Социальная роль наказаний заключается в «дрессировке» индивидов, приучении их к выполнению должных и рекомендованных шаблонов поведения. Наказания — это лишь разновидность нежелательных последствий совершаемых человеком действий. Индивид всегда старается предугадать возможные последствия своих поступков, и это заставляет его либо совершать действия, либо воздерживаться от них. Сорокин уверен, что продолжительное соприкосновение с давлением наказаний меняет отношение к нему субъектов социальных отношений. Например, при сильном мотивационном действии кары люди скорее откажутся от мести.
РАЗДЕЛ 3 СОЦИОЛОГИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ П. СОРОКИНА
Русская социологическая дореволюционная мысль богата своим тематическим содержанием. Вполне естественно, что к началу ХХ века в российской юридической науке формировалась социологическая школа. Ее научные поиски были сосредоточены на понимании права как социального явления, что было обусловлено внутренней логикой юридической науки того времени, а именно поворотом от исторического права к естественному праву с его идеей безусловной и абсолютной ценности жизни. , свобода личности в ее отношениях с государством и обществом ... Социология обратилась к проблеме социальных обязательств как к условию и средству регулирования всех других вопросов социальной теории и практики. Наиболее яркими представителями социологического направления в российской юридической науке являются Б. А. Кистяковский, Л. И. Петражицкий, П. А. Сорокин. В центре внимания представленной работы - трактовка наказания в рамках социологической концепции Питирима Александровича Сорокина.
Сорокин обращается к социологическому исследованию феномена наказания в своей первой монографии «Преступление и наказание, подвиг и вознаграждение: социологическое исследование основных форм социального поведения и нравственности», опубликованной в 1914 году. социолог, это написано в духе синтеза. Сорокин утверждает, что социолог имеет дело с внешней природой социального явления, и выделяет три основные формы актов поведения в зависимости от их восприятия, опыта и оценки индивидами: «допустимые», «рекомендуемые» и «запрещенные». ". Каждая из этих форм существует в связи с соответствующей санкцией. Итак, рекомендуемые действия соответствуют наградам, запрещенные (уголовные) - наказаниям, а разрешенные - «должным» реакциям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последний вид санкций выступает классическим инструментарием цивилистики. Речь идет о признании юридического акта ничтожным вследствие несоблюдения условий, указанных в определительной части правовой нормы. Так, например, духовное завещание, заключенное при отсутствии двух свидетелей как того требует закон является юридически ничтожным, недействительным [7]. Таким образом, исследователь в качестве видов правонарушений четко выделял преступление и гражданское правонарушение. Также намечается прообраз административных правонарушений. Этот вывод основывается на том, что П.А. Сорокин признает возможность вмешательства публичной власти в дела частных лиц, например, в случае невозврата долга.
Таким образом, если имущественные инстинкты массы людей «ущемлены» их бедностью, отсутствием какой-либо собственности при наличии огромного богатства у других, есть шестая причина революций. Если инстинкт самовыражения и самоуважения <...> в массах людей «ущемляется» оскорблениями, недооценкой, постоянным и несправедливым игнорированием своих заслуг и достижений - с одной стороны, и переоценкой менее достойных. люди - с другой, то есть еще одна причина для революций.
Вывод исследователь формулирует на уровне восприятия противоправного деяния конкретным индивидом: «Так как психические переживания даны только в индивиде, то при определении преступления и преступных деяний можно стоять только на точке зрения того или иного индивида, т. е. точкой отнесения неизбежно становится индивид. Тот или иной акт может быть преступлением лишь с чьей-нибудь точки зрения, т. е. или индивида, или группы индивидов».
1. Василенко В.В. П.А. Сорокин: Опыт интеллектуальной биографии. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2005. – 215 с.
2. Дойков Ю.В. Питирим Сорокин: Человек вне сезона: Биография: В 2 т. – Архангельск, 2009. – Т. 2. – 488 с. – Режим доступа: http://doykov.com/books/ Sorokin-leto-2009.pdf.
3. Долгов А.Ю. Питирим Сорокин о методах альтруизации личности, общества и культуры // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. / отв. ред. Д.В. Ефременко. – М.: ИНИОН РАН, 2014. – С. 205–221.
4. Ежов О.Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. – СПб., 2005. – Т. 8, № 3. – С. 22–33. Ковалев В.А. «Прачечная» для радикала: Трансформация взглядов Питирима Сорокина на революционный кризис // Россия и современный мир. – М., 2019. – № 1. – С. 161–181.
5. Козер Л. Мастера социологической мысли: Идеи в историческом и социальном контексте. – М.: Норма, 2006. – 528 с.
6. Козлова Л.А. Биографическое исследование российской социологии // Социологический журнал. – М., 2007. – № 2. – С. 59–87.
7. Кротов П.П. Автобиография как отражение альтруистической трансформации Питирима Сорокина // Социология. – М., 2005. – № 1. – С. 158–166.
8. Кротов П.П., Долгов А.Ю. От войны к миру: У истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. – Вологда: Древности Севера, 2011. – 400 с.
9. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: Преемственность социологических категорий // Социологические исследования. – М., 2002. – № 7. – С. 61–67.
10. Сапов В.В. Магический кристалл социологии // Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – М.: Астрель, 2006. – С. 3–18.
11. Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. – 289 с.
12. Сорокин П.А. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. – М.: Academia & LVS, 2003. – 684 с.
13. Сорокин П.А. Долгий путь: Автобиографический роман. – Сыктывкар: Шыпас, 1991. – 304 с.
14. Сорокин П.А. Листки из русского дневника. Социология революции. – Сыктывкар: Анбур, 2015. – 848 с.
15. Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм // СоцИс. – М., 1992 а. – № 10. – С. 134–139.
16. Сорокин П.А. Человек и общество в условиях бедствий: Влияние войны, революции, голода, эпидемии на интеллект и поведение человека, социальную организацию и культурную жизнь. – СПб.: Мир, 2012. – 336 с.
17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992 b.–543 с.
18. Филиппов А.Ф. Парадоксальная мобильность // Отечественные записки. – М., 2012. – Т. 50, № 5. – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2012/5/paradoksal naya-mobilnost.
19. Jaworski G.D. Pitirim A. Sorokin’s sociological anarchism // History of the human sciences. – L., 1993. – Vol. 6, N 3. – P. 61–77.
20. Jeffries V. The scientific system of public sociology: The exemplar of Pitirim A. Sorokin’s social thought // Handbook of public sociology. – Lanham (MD): Rowman & Littlefield, 2009. – P. 107–120.
21. Johnston B.V. Pitirim A. Sorokin: An intellectual biography. – Lawrence: Univ. press of Kansas, 1995. – 380 p.