Наблюдение как метод обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Наблюдение как метод обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Наблюдение как метод обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект «Наблюдение за морской свинкой».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКЕ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Наблюдение как метод обучения
1.2 Метод наблюдение на уроке «Человек и мир»
1.3 Особенности изучения предмета «Человек и мир» с учащимися с ТНР
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКАХ ЧЕЛОВЕК И МИР С УЧАЩИМИСЯ С ТНР
2.1 Формы организации наблюдения в процессе обучения предмету «Человек и мир»
2.2 Методические разработки использования метода наблюдения на уроках «Человек и мир»
2.3 Методические рекомендации по использованию метода наблюдения на уроках «Человек и мир» с учащимися с ТНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Живая природа –это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве.
Для развития младших школьников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний [10].
Наблюдение – это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе. В учебниках можно встретить множество заданий на наблюдение в природе. Учителям рекомендуется организовывать систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека.
Наблюдение – это метод обучения, представляющий собой активную форму чувственного познания. Наиболее часто этот метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла. Наблюдения различного характера могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКЕ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1. Наблюдение как метод обучения
Активизация учебной деятельности обучаемых предполагает дальнейшую активность личности в учебном процессе. Активность личности проявляется в том, что прежде чем приступить к реализации или выполнению дела, человек представляет результат своей деятельности, пытается оценить способы и средства достижения цели, т.е. идет целенаправленное планирование деятельности, направленное на достижение цели.
Дидактически оправданная система средств активизации учебной деятельности обучаемых строится с учетом следующих основных положений:
- отбор средств активизации направлен на активизацию каждого компонента учения и нацелен на активизацию каждого этапа процесса учебного познания;
- система носит целостный характер;
- на элементах системы определено отношение, что дает возможность элементам вступать во взаимодействие между собой и со средой;
- каждый элемент системы несет на себе функциональную нагрузку по активизации компонентов учения мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, волевого и оценочного.
Элементами дидактической системы средств активизации учебной деятельности являются: учебное содержание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности.
Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении.
Дети наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя. Учитель определяет конкретное содержание наблюдений, которое зависит от географического положения и климатических условий того населенного пункта, где находится школа, и от времени года. Ориентировочное содержание наблюдений дается в конкретных учебниках и методических рекомендациях к ним.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ НА УРОКАХ ЧЕЛОВЕК И МИР С УЧАЩИМИСЯ С ТНР
2.1. Формы организации наблюдения в процессе обучения предмету «Человек и мир»
Наблюдение — это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами [17, с. 43].
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Стоит отметить роль наблюдений в формировании нравственного воспитания школьников, определении их ценностных ориентаций, так как систематическое наблюдение природы является неисчерпаемым источником благотворного эмоционального воздействия на детей и формирования эстетического отношения к природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст требует от учителей активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью.
Проблема нехватки знаний младших школьников об объектах природы и защите окружающей среды актуальна и значима в настоящее время, так как уровень экологического воспитания определяет полноту познания окружающего мира, поэтому важно проводит экскурсии, викторины, игры, чтение художественных произведений, что положительно влияет на формирование представлений и бережного отношения к природному окружению.
Проблема сформированности знаний по предмету «Человек и мир» у младших школьников с ТНР актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания учебного материала, но при этом нельзя забывать и про экологическое развитие младшего школьника, так как это играет большую роль в становлении ребёнка.
У младших школьников преобладает наглядно - образное мышление, поэтому им легче запомнить конкретные предметы или явления, чем их описания или определения. Именно через наблюдение или постановку опыта учащиеся наиболее полно могут изучить определенные предметы или явления природы.
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.
Наблюдение позволяет показать учащимся природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
1. Аквилева, Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособие для учителя начальной школы М., 2008. – 96 с.
2. Барышева Ю. А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. – 2011. – №7. – 65 с.
3. Былицкая, И. Л. Природа и дети: пособие для организации учебной деятельности учащихся / И.Л. Былицкая, Н.Г. Полякова. – Мн., 2007. – 228 с.
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление младших школьников с природой: учебник для учащихся пед.училищ по специальности «Начальное образование». / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980. – 271 с.
5. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для учителей / Н. Ф.Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.
6. Вовк, Г. А. Ознакомление младших школьников с окружающим миром: книга для учителей начальных классов / Г.А. Вовк, Л.С. Згурская. – Благовещенск, 2002. – 164 с.
7. Воронкова, А. В. Методики и наблюдения по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : МГУ. – 2008. – 113 с.
8. Горощенко, В. П. Методика преподавания природоведения. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с.
9. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания /Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.
10. Губанова, О. В. Использование игровых приемов на уроках / О. В. Губанова, И.С. Левкина // Начальная школа. – 2007. – № 6. – 76 с.
11. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября). – 2006. – №10. – 56 с.
12. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Начальная школа. – 2010. – №1. – 40 с
13. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования младших школьников. Начальное образование. – №7. – 2004. – 61 с.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2005. – 384 с.
15. Кайдаш, Е. Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. – 2012. –№12. – 72 с.
16. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания. – М. : Академия, 2011. – 50 с.
17. Краткий психологический словарь / под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. – 64 с.
18. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. – Волгоград: Учитель, 2014. – 357 с.
19. Кузьмина, Н. М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения / Н.М. Кузьмина //Начальная школа. – 2006. – №9. – 65 с.
20. Минскин, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минскин. – М.: Просвещение. – 2004. – 327 с.
21. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения: Учебник для пед. ин-тов. М., 1990. – 219 с.
22. Пуйман, С. А. Концепции методов обучения в современной дидактике // Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 218 с.
23. Румянцева, Н. Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю. Румянцева. – М. : Просвещение, 2001. – 187 с.
24. Савенков, А. И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа, 2010. – №12. – 143 с.
25. Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова//Начальная школа. – 2006. – №2. – 57 с.
26. Тимошкина, Н. В. Решение познавательных задач на уроках окружающего мира//Начальная школа плюс До и После. – 2010. – №1. – 87 с.
27. Трохина, Г. Г. Наблюдение на прогулке.Учитель. – №1. – 2007. – 64 с.
28. Учебная программа по предмету «Человек и мир». – 2020. – 43 с.
29. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. – М. :1952. – Т. 7. – 432 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект «Наблюдение за морской свинкой».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты