Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся средней ступени
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся средней ступени»
по дисциплине: «Иностранный язык»
2021
45.00 BYN
Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся средней ступени
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Иностранный язык
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст для чтения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
1.1 Чтение как вид речевой деятельности. Психолингвистические характеристики чтения
1.2 Основные виды чтения
1.3 Этапы работы с текстом для чтения
Выводы по разделу 1
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
2.1 Методика обучения изучающему чтению с использованием проблемных заданий на средней ступени средней школы
2.2 Методическая разработка урока английского языка по обучению изучающему чтению в 7 классе средней школы с использованием проблемных заданий
Выводы по разделу 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современной педагогике акцент ставится на воспитании активных и творческих личностей, способных распознавать глобальные и локальные проблемы и участвовать в их решении в максимально возможной степени. Сегодня обществу нужны люди, которые могут мыслить нестандартно, находить новые пути решения предложенных проблем и выходить из проблемных ситуаций. Поэтому одной из самых актуальных задач современных школ является подготовка молодых людей, способных решать проблемы на разных уровнях.
Известно, что основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетентности учащихся в области иностранных языков. Формирование коммуникативной компетентности означает овладение языком как средством межкультурного общения, развитие навыков использования языка как инструмента решения проблем в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
На протяжении многих лет отечественные и зарубежные исследователи-методисты ведут поиск эффективных способов обучения пониманию прочитанного на иностранных языках. Использование проблемных задач при обучении чтению на иностранном языке является весьма эффективным при условии соблюдения основ методики проблемного обучения. В этом случае правильно поставленные задачи положительно влияют на мотивацию учащихся. Они будут более заинтересованы в обучении, и в результате их учебная деятельность будет успешной.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
1.1 Чтение как вид речевой деятельности. Психолингвистические характеристики чтения
Чтение представляет собой рецептивный метод общения, во время которого читатель воспринимает и извлекает события, факты и информацию из текстов и дискурсов, активно размышляет над семантическими связями в многоуровневых текстах, понимает их с разной степенью полноты и судит об их информационном наполнении, новизне, полезности и потенциале для практического применения по следующим направлениям.
Чтение как специфический навык имеет два взаимосвязанных аспекта: процедурный и содержательный.
Процедурная сторона процесса чтения состоит в возможности соотносить визуальные или графические изображения речевых единиц с их звуковыми или слуховыми изображениями. Содержательная или смысловая сторона процесса чтения состоит в способности соотносить эти изображения с их смыслом. Второй аспект процесса чтения представляет собой наиболее сложный вид речевой деятельности, на котором сосредоточился Л.C. Выготский: «чтение – это сложный процесс, в котором высшие психические функции непосредственно участвуют в процессе мышления, а развитое и неразвитое чтение имеет наиболее близкие причины быть в развитии мышления ребенка...». Процесс чтения, как выяснилось, требует интеллектуальной деятельности, которая более интеллектуальна, более сознательна и более произвольна, чем понимание произнесенного слова [2].
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
2.1 Методика обучения изучающему чтению с использованием проблемных заданий на средней ступени средней школы
Методики проблемного обучения, применяемые сегодня в процессе обучения иностранным языкам, обеспечивают основу для мотивации учебной деятельности учащихся, оказывают влияние на их эмоции, духовную и нравственную сферы, побуждают их использовать свои знания, убеждения и установки для решения проблем, с которыми они сталкиваются. С этой точки зрения деятельность учителя иностранных языков должна быть направлена на совершенствование форм, методов, приемов и средств обучения.
Метод проблемного подхода может быть широко использован и внедрен в обучение пониманию прочитанного на иностранных языках. Данный вид обучения создает ситуацию, при которой в процессе обучения ученикам приходится решать задачу в форме дискуссии, направленной на развитие их творческих способностей.
Под проблемной задачей понимается «практическая или теоретическая задача, требующая когнитивно неизвестных новых знаний и помогающая правильно выполнить целенаправленное действие» [15, c. 630].
В ходе проблемно-ориентированного обучения учащиеся изучают иностранный язык, учатся использовать лингвистические инструменты для интерпретации содержания текста и создания собственных текстов проблемного и творческого характера. Это позволяет учащемуся реализовать свой личностный потенциал и способствует формированию субъективной позиции учащегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтение представляет собой один из главнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая ориентирована на извлечение информации из письменного текста. Так как чтение осуществляется на письменно фиксированном тексте, это дает возможность обращаться к нему при непонимании и дает возможность уделить особое внимание раскрытию содержания
Ученики дают ответы на вопросы к тексту, комментируя его содержание, выражают свои взгляды, свою точку зрения на приобретенную информацию. Поэтому центральная роль в учебной деятельности отводится тексту.
Обучая чтению, учитель должен всегда следить, чтобы информация, которая дана в тексте, была понятна и доступна ученикам. Следовательно, нужно внимательно подбирать тексты, сходя из психологических закономерностей и подходов обучения. Учитель должен хорошо организовать работу на уроке, чтобы учащиеся правильно сконцентрировали свое внимание.
1. Величковский, Б.M. Когнитивная наука: Основы психологии познания / Б.M. Величковский. – B 2-х т. – M.: Смысл. – 2006.
2. Выготский, Л.C. Педагогическая психология / Под редакцией B.B. Давыдова. – M.: Педагогика, 1991. – 446 c.
3. Гальперин, И.P. Текст как объект лингвистического исследования / И.P. Гальперин. – M.: Academia, 1981.
4. Гальскова, H.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / H.Д. Гальскова. – M.: APKTИ, 2003. –210 c.
5. Глухов, B.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / B.П. Глухов. – M.: ACT: Астрель, 2005. – 341 c.
6. Егоров, T.Г. Психология овладения навыком чтения / T.Г. Егоров. – M.: УчПедГиз, 1953.
7. Залевская, A.A. Введение в психолингвистику / A.A. Залевская. – M.: Российский Государственный Гуманитарный университет, 2000. – 382 c.
8. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. – M.: Просвещение, 1983. – 207 c.
9. Корчажкина, O.M. Симуляционные задания для интерактивной доски при работе над иноязычными литературными произведениями / O.M. Корчажкина // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 7. – C. 20-25.
10. Кузьменко, O.Д. Учебное чтение, его содержание и формы / O.Д. Кузьменко, Г.B. Рогова // Общая методика обучения иностранным языкам. – 1991. – C. 238-252.
11. Лукин, B.A. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб. для филол. спец. Вузов / B.A. Лукин. – M.: Издательство «Ось-89»,1999. – 192 c.
12. Лурия, A.P. Язык и сознание / Под ред. E.Д. Хомской. – Ростов н/Д.: Феникс,1989. – 416 c.
13. Полякова, C.B. Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения / C.B. Полякова // Вестник Томского Государственного университета. – 2007. – C. 202-204.
14. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П.K. Бабинская [и др.]. –Минск: Тетра Системс, 2003. – 288 c.
15. Современный словарь по педагогике / сост. E.C. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 c.
16. Соловова, E.H. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / E.H. Соловова. – M.: Просвещение, 2002. – 239 c.
17. Солсо, P. Когнитивная психология / P. Солсо. – M.: Academia, 1996. – 290 c.
18. Фоломкина, C.K. Обучение чтению на иностранном языке / C.K. Фоломкина. – M.: Высшая школа, 1987. – 185 c.
19. Фрумкина, P.M. Произносительная трудность буквосочетания и ее связь с порогами зрительного распознавания / P.M. Фрумкина, A.П. Василевич // Вероятностное прогнозирование в речи. – M.: Наука, 1971. – C. 97-107.
20. Яценко, И.И. Художественный текст: от проблемности текста – к его проблемному анализу. Язык, сознание, коммуникация: сб. науч. ст., посвящённый памяти Г.И. Рожковой / ред. Л.П. Клобукова, B.B. Красных, A.И. Изотов. – M.: Диалог-МГУ, 1998. – Вып. 6. – 116 c.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст для чтения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты