Уголовно-правовая характеристика условно-досрочного освобождения от наказания и зарубежный опыт
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Уголовно-правовая характеристика условно-досрочного освобождения от наказания и зарубежный опыт»
по дисциплине: «Уголовное право»
2021
45.00 BYN
Уголовно-правовая характеристика условно-досрочного освобождения от наказания и зарубежный опыт
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ
2 ОСНОВАНИЕ И УСЛОВИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ
4 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАССМАТРИВАЕМОГО ИНСТИТУТА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Разрешению вопросов интеграции в общество лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы условно-досрочно, придается особое значение со стороны не только ученых, но и практических работников правоохранительных органов, вовлеченных в указанную сферу. Результаты проведенного представителями управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Республики Беларусь масштабного анкетирования в исправительных учреждениях лиц, имеющих две и более судимости, показали, что в большинстве случаев рецидива можно было бы избежать при условии успешной интеграции в общество осужденных после первого освобождения [1].
Общие начала правового регулирования интеграции в общество лиц, освобождающихся от наказания (в том числе и условно-досрочно), изложены в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь (далее – УИК), где одной из задач (ч. 1 ст. 2) выступает социальная адаптация осужденных в процессе отбывания наказания. Вопросам реализации указанной задачи посвящена гл. 26, устанавливающая перечень мероприятий, которые должны быть выполнены при освобождении осужденного от наказания. Вместе с этим суд при принятии решения об освобождении от наказания условно-досрочно должен установить планы относительно будущего поведения осужденного. Это положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 марта 2009 г. № 1 «О назначении судами наказания в виде лишения свободы», где в п. 9 указано, что суды при рассмотрении представлений администрации исправительных учреждений должны помимо оценки степени исправления осужденного выяснить его социальные установки, которые свидетельству-ют о готовности последнего вести правопослушный образ жизни после освобождения.
1 ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ
Анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также судебной практики Республики Беларусь показывает, что в правоприменительной сфере остается ряд вопросов, требующих дополнительно-го научного осмысления в части реализации в постпенитенциарный период социальных установок осужденного, которые он излагает суду, а также в координации деятельности уполномоченных должностных лиц и организаций, вовлеченных в социально-адаптационные мероприятия [2]. В рамках сказанного необходимо отметить, что процесс интеграции в общество лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, нуждается в централизации и координации посредством установления единого органа, ответственного за ведение вышеуказанного процесса и единой сопроводительной документации, на основании которой и осуществлялась бы реализация социально-адаптационных мероприятий. Введение службы пробации в данном случае видится наиболее продуманным решением. Соглашаясь с рациональностью данного предложения, необходимо отметить, что для введения нового государственного ведомства потребуются достаточно большие финансовые государственные затраты. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о ступенчатом становлении института пробации, где первым этапом выступит введение в правоприменительную практику основ по интеграции в общество лиц, освобожденных от наказания условно-досрочно, путем принятия Закона Республики Беларусь «О социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы».
2 ОСНОВАНИЕ И УСЛОВИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ
Приступая к анализу правовой природы условно-досрочного освобождения, мы в первую очередь считаем необходимым обратить внимание на институт наказания в целом, поскольку условно-досрочное освобождение неразрывно связано с ним. Для этого целесообразно учитывать содержание наказания, а также те ограничения, которые накладываются на осужденного при вынесении приговора.
Уголовный закон устанавливает освобождение лиц даже в том случае, если цели наказания не были достигнуты, а именно по истечении срока наказания, установленного приговором суда, но в то же время уголовный закон устанавливает основания для совершения Осужденный может быть освобожден досрочно, до отбытия всего срока наказания, что напрямую связано с позитивным поведением осужденного. Эти нормы, стимулирующие позитивное, законопослушное поведение осужденного, называются поощрительными [1; 26, с. 22]. На этом фоне заявление белорусского ученого М.В. Хомич об использовании условно-досрочного освобождения в отношении заключенных к лишению свободы, утверждая, что огромные социальные издержки, связанные с применением этого наказания (его назначение и последующее освобождение), требуют оптимизации сроков лишения свободы в таких пределах, когда лишение свободы на определенный срок будет восприниматься преступником как сознательно действенное страдание за преступление и не приведет к необратимому психическому пристрастию к жизни в изоляции от общества и даже среди его собственного типа преступников-осужденных. При таком подходе срок лишения свободы, определяемый судом, не должен корректироваться - осужденный должен отбыть наказание полностью и до конца.
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ
Условно-досрочное освобождение (УДО) от отбывания наказания – решение уполномоченного органа об освобождении осужденного под условно-досрочное освобождение. Теперь согласно части 1 статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1 инициировать процедуру условно-досрочного освобождения осужденного, который после окончания срока отбывания наказания, указанного в части 3, 5 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в суд с таким ходатайством.
Роль администрации исправительного учреждения в этом случае заключается в доведении до осужденного сведений о сроке отбывания наказания (которым он должен служить для получения права обратиться в суд с заявлением о применении данного вида освобождения от отбывания наказания), а в случае подачи ходатайства составить характеристику на осужденного и вместе с просьбой направить эти документы в суд.
Следует отметить, что право осужденного на ходатайство об УДО вытекает из провозглашенного ч. 1 ст. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации 2: «Каждый осужденный за преступление имеет право на пере-смотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном Федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания». Для разъяснения вышеуказанного конституционного положения Конституционный Суд Российской Федерации вынес решение № 16-р от 26.11.2002 г. по делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, части первой и десятой статьи 175 пенитенциарной системы.
4 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАССМАТРИВАЕМОГО ИНСТИТУТА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Возможность условно-досрочного освобождения (далее — УДО) осужденных является одним из важнейших элементов прогрессивной системы исполнения наказаний, или, как ее еще сейчас называют, «системы социальных лифтов».
УДО позволяет стимулировать правопослушное поведение осужденных в период отбывания наказания. То есть осужденные, которые стремятся освободиться досрочно, понимают, что они не должны допускать нарушения установленного порядка отбывания наказания, должны добросовестно относиться к труду и учебе, принимать активное участие в общественно полезной деятельности и прочее. Только в этом случае они смогут претендовать на УДО. Если, например, говорить про исполнение наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, то осуществляется аттестация осужденных по определению их степени исправления, к которым в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Республики Беларусь относятся: стал на путь исправления, твердо стал на путь исправления и доказал свое исправление. Это так называемые положительные степени исправления. Помимо этого, осужденный может быть аттестован как не ставший на путь исправления и злостно нарушающий установленный порядок отбывания наказания. При этом следует учитывать, что последняя степень несет негативные последствия для осужденных (ограничение правового статуса, изменение условий содержания, изменение вида исправительного учреждение (далее — ИУ) и даже возбуждение уголовно-го дела).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь до настоящего времени не сформирована служба пробации. Ее функции частично исполняют уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов внутренних дел (далее — УИИ). Однако УИИ не работают с осужденными в период отбывания наказаний, связанных с изоляцией от общества и ограничением свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. В Федеративной Республике Германия (далее — ФРГ), например, для этих целей используются различные негосударственные некоммерческие организации. Так, в регионе Федеральной земли Берлин функционирует организация «Свободная помощь, Берлин», которая начинает работать с осужденным еще за год до его освобождения [1, с. 32]. Это позволяет подготовить осужденного к освобождению и эффективно его сопровождать в период адаптации к условиям жизни после отбытия наказания.
Внедрение опыта ФРГ по сопровождению осужденных позволит более эффективно проводить работу с ними. Как представляется, данную работу следует осуществлять в том числе с кандидатами на УДО минимум за 6 месяцев до планируемого освобождения и продолжать в период неотбытой части наказания с целью минимизации рисков совершения новых преступлений. При этом следует учитывать, что УИИ (либо некая служба пробации) должна обладать соответствующим перечнем полномочий, в том числе по обязыванию совершения определенных действий (например, возложения обязанности на осужденного пройти психокоррекционную программу), по предоставлению рекомендаций о применении УДО в суд и определенным штатом сотрудников, который позволит обеспечить постоянный контроль за поведением осужденных вплоть до завершения ресоциализации в обществе.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2008. – 48 с.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365З: с изм. и доп. / по сост. на 09.01.2017 г. // КонсультантПлюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа: утв. постановлением Министерства внутренних дел Респ. Беларусь 13 янв. 2017 г. № 15// Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
5. О назначении судами наказания в виде лишения свободы: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.03.2009 № 1 // Консультант Плюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
6. О назначении судами уголовного наказания: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 1// КонсультантПлюс – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
7. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355 // ИС Континент [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30826844.
8. Автухов, К. А, Анализ нормативного и доктринальных определений понятия «режим в учреждениях исполнения наказания» / К. А. Автухов // Проблемы законности. – 2013. – № 124. – С. 1-16.
9. Витрук, Н. В. Общая теория юридической ответственности: Монография / Н. В. Витрук. – М.: Изд-во РАП, 2008. – 304 с.
10. Дементьев, С. В. Психолого-педагогические возможности и пути минимизации экстремистских проявлений среди осужденных в местах лишения свободы / С. В. Дементьев, П. Н. Казберов, С. С. Оганесян. // Уголовно-исполнительная система : право, экономика, управление. – 2015. – № 5. – С. 3-9.
11. Зильберштейн, А. А. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. / А. А. Зильберштейн. – М: Проспект «ТК Велби», 2013. – 96 с.
12. Жаркой, М. Э. Наказание и карательная политика государства (к проблеме теоретического осмысления) / М. Э. Жаркой, А. В. Козлов // Актуальные вопросы борьбы с преступлением. – 2105. – № 3. – С. 53-60
13. Каданева, Е. А. Правовые последствия признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы науч.-практич. конференции, 28–29 октября 2015 года / отв. ред. д-р юрид. наук, доц. А. Г. Антонов. – Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2016. – C. 56-61.
14. Маркс К., Энгельс Ф. – Сборник сочинений. 2-е издание. Том 20 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t20.pdf.
15. Мнацаканян, Э. Г. Проблемы реализации и обеспечение личных прав осужденных к лишению свободы / Э. Г. Мнацаканяе // Государство и право в XXI веке. – 2015. – № 1. – С. 49-53.
16. Орлов, В. Н. Уголовное наказание: понятие, цели, состав исполнения. Монография / В. Н. Орлов — М.: «КноРус медиа», 2014 – 530 с.
17. Правонарушение в Республике Беларусь: статистический сборник/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь; ред. И. В. Медведева [и др.]. – Минск: Белстат, 2017. – 506 с.
18. Пузин, Д. Ф. Правовое положение осужденных к лишению свободы и проблемы его совершенствования / Д. Ф. Пузин // Міжнародний науковий журнал «Інтернаука». –2017. – № 9 (31). – С. 56-59.
19. Сайфутдинов, З. М. Индивидуализация исполнения наказания и осуществление исправительно-трудового воздействия в ИТК : дис. канд. юрид. наук. – М., 1972. – 150 c
20. Салимова, А. М. Мера государственного принуждения – правовое свойство наказания / А. М. Салимова // Вестник Кузбасского института. – 2016. – № 1. – С. 30-36.
21. Сангаджиева, Н. Н. Обычаи и традиции в формировании правовой культуры в России / Н. Н. Сангаджиева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2010. – № 2. – С. 97-101.
22. Соколов, С. А. Реализация принципа дифференциации и индивидуализации при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы / С. А. Соколов // Вестник Самарского юридического института. – 2015. – № 1(15). – С. 58-60.
23. Суслина, Е. В. Аксиологическое понимание лишения свободы / Е. В. Суслина // Вестник юридического института МИИТ. – 2016. – № 3. – С. 91-95
24. Уголовное право. Общая часть: учебник для бакалавров / отв. ред. А. Н. Тарбагаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2016. – 448 с.
25. Уперенко, Н. А. Историко-экономическая эвристика ( теоретико-методологические проблемы): монография / Н. А. Уперенко, Э. А. Кузнецов / под ред. Н. А. Уперенко. – Одесса: Наука и техника, 2011. – 118 с.
26. Ходжалиев, С. А. Уголовно-правовая характеристика назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы по уголовному законодательству Российской Федерации / С. А. Ходжалиев // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-3. – С. 700-705.
27. Бабаян С.Л. Поощрительные институты уголовно-исполнительного права: учебное пособие. М.: Алекс, 2011. 76 с.
28. Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие. Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. 335 с.
29. Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск. Наука и техника, 1981. 168 с.
30. Боровиков В.Б., Смердов А.А. Уголовное право. Общая часть: учебник для СПО / под ред. В.Б. Боровикова. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2016. 213 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты