Психологический стресс как фактор, способствующий формированию выгорания
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологический стресс как фактор, способствующий формированию выгорания»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2021
45.00 BYN
Психологический стресс как фактор, способствующий формированию выгорания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА КАК ФАКТОРА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫГОРАНИЯ
1.1 Теоретические подходы в понимании феномена стресса и стрессовых состояний
1.2 Профессиональный стресс, как фактор синдрома эмоционального выгорания
1.3 Современные способы профилактики эмоционального выгорания
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1 Организация и методы диагностики выявления стресса и эмоционального выгорания
2.2 Анализ и интерпретация результатов диагностики выявления стресса и эмоционального выгорания
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В современном мире все большую практическую и научную актуальность приобретает проблема изучения стресса, связанного с профессиональной деятельностью человека. Всемирная организация здравоохранения называет профессиональный стресс «болезнью XXI века», так как данный вид стресса принял размеры «глобальной эпидемии» и встречается практически во всех профессиях мира, что связано с существенным изменением условий и содержания труда, непрерывным ростом социальной, экологической, экономической, личностной напряженности нашей жизни.
Необходимость изучения проблемы профессионального стресса обусловлена высокой значимостью влияния профессии на личность. Это связано с происходящими изменениями в сознания людей, где профессиональная деятельность в последнее время занимает приоритетное место. В связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, гуманизацией общества, особую значимость приобретают профессии типа «человек-человек». Поскольку в этой системе средством профессиональной деятельности является сама личность специалиста, особого внимания заслуживают их психологическое особенности и состояние, а также условия, оказывающие на них влияние.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Теоретическую основу нашего исследования составляют работы Г. Селье, Е.А. Тарасова, В.А. Абабкова – в области исследования профессионального стресса; В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Д.Н. Орлова – в области исследования синдрома профессионального выгорания. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
Цель исследования: изучить психологический стресс как фактор, способствующий формированию выгорания.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы в понимании феномена стресса и стрессовых состояний.
2. Рассмотреть профессиональный стресс, как фактор синдрома эмоционального выгорания.
3. Изучить современные способы профилактики эмоционального выгорания.
4. Провести диагностику по выявлению стресса и эмоционального выгорания.
5. Изучить взаимосвязь стресса и выгорания.
Объект исследования: психологический стресс.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА КАК ФАКТОРА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫГОРАНИЯ
1.1 Теоретические подходы в понимании феномена стресса и стрессовых состояний
Проблема стресса, по сути, очень старая, но ее научное осознание произошло лишь в последние десятилетия, что отражается как в развитии современной науки о человеке, так и в стремлении удовлетворить реальные потребности общества.
Стресс, по мнению Ю.Г. Чиркова, является противоречивым, неуловимым и расплывчатым. Вряд ли она вписывается в узкие рамки определений и показателей. Его сила заключается в широте жизненных проявлений, а его слабость – в неопределенности и неопределенности границ. Развитие проблемы стресса (эмоционального, психического, спортивного, промышленного, космического, военного и т.д.) с точки зрения современной науки находит отражение в работах, посвященных биохимическим, физиологическим, клиническим, психофизиологическим и психологическим аспектам его проявления [28, с. 119].
Большинство зарубежных авторов также рассматривают актуальность этой проблемы, имеющей большое социальное значение с точки зрения теорий и методов преподавания различных научных дисциплин. Несмотря на наличие накопленного поистине огромного систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые аспекты его до сих пор не разработаны, а другие только намечены для решения. В этой связи необходимо кратко остановиться на наиболее значимых научных исследованиях.
Феномен стресса настолько сложен, что в современной психологии нет единого мнения о его определении и психологической природе. В объяснении природы стресса существуют два базовых концептуальных подхода: понимание стресса как ситуации и как состояния. В первом случае, под стрессом понимается сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие ситуации или среды. Во втором -внутреннее состояние, которое порождает сам человек и которое может трансформироваться и переходить в хронические формы. Первый подход разрабатывает в основном физиологические аспекты стресса. Второй рассматривает стресс как психологический процесс [1].
Первый подход. Стресс как адаптационный процесс организма. Этот подход к изучению стресса появился благодаря теории Ганса Селье. В 1936 году Г. Селье выдвинул гипотезу общего адаптационного синдрома или синдрома биологического стресса. Селье рассматривал стресс как адаптационный процесс – совокупность всех адаптационных реакций организма (прежде всего физиологических и биохимических), носящих защитный характер с целью повышения его сопротивляемости в ответ на стрессоры - значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Такое описание стресса («стрессор - стресс») отвечает формуле поведения, используемой в бихевиоризме (S—>R). Г.Селье из тактических соображений вначале использовал термин «общий адаптационный синдром», а не «стресс», потому что его применение в научных кругах на первых порах вызывало протесты. Многие специалисты полагали, что понятие «напряжение», «давление» как физического явления неприменимо для описания физиологических и психических процессов [24].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
2.1 Организация и методы диагностики выявления стресса и эмоционального выгорания
Эмпирическое исследование изучения стресса и эмоционального выгорания проходило с соблюдением следующих этапов. На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей профессионального стресса и эмоционального выгорания. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, результаты были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Цель исследования: изучить особенности профессионального стресса и эмоционального выгорания.
Задачи:
1) Провести эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания.
2) Провести эмпирическое исследование изучения стрессоустойчивости.
Объект исследования: психологический стресс.
Предмет исследования: психологический стресс как фактор, способствующий формированию выгорания.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 испытуемых. Возраст участников исследования от 23 до 30 лет.
Диагностические методики.
– методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
– методика «Тест на стрессоустойчивость».
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 г., методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». По мнению автора методики, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен стресса настолько сложен, что в современной психологии нет единого мнения о его определении и психологической природе. В объяснении природы стресса существуют два базовых концептуальных подхода: понимание стресса как ситуации и как состояния. В первом случае, под стрессом понимается сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие ситуации или среды. Во втором – внутреннее состояние, которое порождает сам человек и которое может трансформироваться и переходить в хронические формы. Первый подход разрабатывает в основном физиологические аспекты стресса. Второй рассматривает стресс как психологический процесс.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям. Основной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. К профессиональным факторам риска относят, прежде всего, «помогающие», альтруистические профессии – врачи, особенно оказывающие психиатрическую, ургентную или паллиативную помощь (онкологи, врачи хосписов), работающие с тяжёлыми, агрессивными или суицидальными больными, пациентами с наркотической или алкогольной зависимостью, учителя, психологи, священнослужители, социальные работники, пожарные и спасатели, сотрудники правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы. Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.
Эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах.
В результате исследования эмоционального выгорания выявлено, что в структуре эмоционального выгорания в фазе «напряжение» преобладает симптом «эмоциональный дефицит», в фазе «резистенция» преобладает симптом «расширение сферы экономии эмоций», в фазе «истощение» – эмоциональный дефицит». Сложившимися симптомами эмоционального выгорания являются: эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; расширение сферы экономии эмоций. Складывающиеся симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств; эмоционально-нравственная дезориентация; тревога и депрессия. Доминирование фазы истощения означает, что у испытуемых обнаруживается более или менее выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабления нервной системы. Испытуемым с низким уровнем эмоционального выгорания присущи такие личностные особенности как эмоциональная устойчивость, высокий самоконтроль, самостоятельность, общительность, самоуверенность, практичность.
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков. – СПб. : Речь, 2004. – 166 с.
2. Багрий, М. А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / М. А. Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
3. Баженова, Н. Г. Психическое здоровье мужчин в сложных жизненных ситуациях монография / Н. Г. Баженова, Е. М. Разумова, Е. Е. Руслякова, О. В. Токарь. – Магнитогорск, 2017. – 111 с.
4. Березенцева, Е. А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания / Е. А. Березенцева // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 162-170.
5. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л. : Наука, 2008. – 225 с.
6. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В. А. Бодров. – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
7. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2003. – 28 с.
8. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. – М. : Наука, 2006. – 154 с.
9. Бруй, Е. В. Профессиональный стресс в деятельности библиотечных специалистов / Е. В. Бруй // Культурная жизнь Юга России. – 2016. – № 2. – С. 142-146.
10. Бэклер, Ф. Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы на 90-е годы // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. О. Н. Чернышевой. – М., 2005. – 464 с.
11. Вишняков, А. И. Гендерные особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников пожарной службы / А. И. Вишняков, А. Ю. Пашина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. –2016. – Т.5. – №4 (17). – С. 314-317.
12. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Н. Водопьянова. – М.: Питер, 2008. – 336 с.
13. Гусова, А. Д. Психосоматическое нарушение личности / А. Д. Гусова, Е. А. Хаблиева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. –Т.5. – №2 (15). – С. 210-215.
14. Джуэлл, Л. Индустриально – организационная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 412 с.
15. Касл, С. В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология. Хрестоматия / Под ред. А. Б. Леоновой и О. Н. Чернышевой. – М. : Радикс, 2005. – С. 187-192.
16. Кожевникова, О. А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции / О. А. Кожевникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 7 (19). – С. 273-276.
17. Куликов, Л. В. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. / Л. В. Куликов, О. А. Михайлова; под ред. А. О. Прохорова. – Казань, 2001. – С. 59-64.
18. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. – 2000. – №3. – С. 4-21.
19. Мальцева Н.В. Синдром «Эмоциональное выгорание». Материалы Международной третьей научно-практической конференции 27–28 марта 2003г. / Российский государственный профессионально-педагогический университет. – Екатеринбург: Ризограф РГППУ, 2003. – Выпуск 1. – 281 с.
20. Найденов, С. В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия / С. В. Найденов П. А. Пономарев // Современные инновации. – 2015. – № 2. – С. 97-100.
21. Никифоров, Г. С. Виды психической саморегуляции / Г. С. Никифоров, С. М. Шингаев // Вестник ЛГУ. – 2014. – №1, Т.5. – С. 164-169.
22. Петраш, М. Д. Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощенности и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала скорой помощи / М. Д. Петраш, А. А. Бойков, П.Н. Федоров // Скорая медицинская помощь. – 2003. – Т. 4. – №3. – С. 17-20.
23. Самоукина, Н. В. Карьера без стресса / Н. В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2004. – 421 с.
24. Селье, Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. Г. Селье. – М. : Академия, 2003. – 422 с.
25. Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк. – М: Изд-во МПСИ, 2004. – 320 с.
26. Тарасов, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Тарасов. – М. : Изд-во МГУ, 2009. – 215 с.
27. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – c. 57-64.
28. Чирков, Ю. Г. Стресс без стресса / Ю.Г. Чирков. – Москва: Физкультура и спорт, 2008. – 176 с.
29. Юрьева, Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. –¬272 с.
30. Ядрова, Н. В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов / Н. В. Ядрова // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – С. 517-520
31. Freudenberger H. Burn out: the high cost of high achievement. What it is and how to survive it / H. Freudenberger, G. Richelson. – New York: Bantam Books; 2010. – 214p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты