Неомарксизм: теория социального действия Ю. Хабермас
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Неомарксизм: теория социального действия Ю. Хабермас»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Неомарксизм: теория социального действия Ю. Хабермас
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 НЕОМАРКСИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ю.ХАБЕРМАСА
РАЗДЕЛ 3 ДИСКУРС И ЖИЗНЕННЫЙ МИР СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Мультиполярный мир, особенно на первом анти-гегемонистском этапе своего становления, должен строиться на солидарности всех цивилизаций в их противостоянии колониальной и глобалистской практике «богатого Севера»[4]. И эта борьба должна сплотить элиты и массы внутри самих цивилизаций, тем более что применение к ним строго классового критерия (элиты как буржуазия, массы как пролетариат) является проекцией западного гегемонистского подхода. В незападных цивилизациях эмпирически, безусловно, есть высшие и низшие социологические страты, но их социологическая и культурная семантика качественно отличается от редукционной модели, где главным и единственным критерием является отношение к собственности на средства производства. Поэтому ФОММ апеллирует к цивилизованной солидарности элит и масс и организации «большого пространства» в соответствии с историческими и культурными особенностями каждого отдельного общества.
Марксизм в своих истоках бросает вызов такому подходу, и, признавая мощь капитала, отказывает ему в праве морального превосходства. Этика марксизма огранизована прямо противоположным образом. Благим является труд и трудовой класс (пролетариат), который оказывается в условиях капитализма полностью порабощенным паразитическим классом буржуазии. Богатый, для марксизма, значит, плохой. Следовательно, материальное развитие или средоточие капитала в тех или иных странах не просто ничего не доказывают, но доказывают, что речь идет о самых несправедливых и, следовательно, дурных обществах, которые необходимо уничтожить.
Таким образом, объект работы – неомарксизм.
Предмет работы – неомарксизм Хабермаса.
Цель работы – рассмотреть неомарксизм Хабермаса.
Цель образует задачи:
- определить понятие неомарксизма;
- определить основные положения теории.
Методы:
- анализа и синтеза;
- индукции и дедукции.
РАЗДЕЛ 1 НЕОМАРКСИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Потенциал эмансипации в условиях позднего капитализма Хабермас отождествляет с антиэтатистскими и антикапиталистическими ценностями и движениями внутри традиционной либеральной культуры, поэтому его версия критической теории является компромиссной по отношению к существующему обществу. Развивавший в тот же период радикальную версию критической теории Маркузе апеллировал к социально исключенным, маргинальным и асоциальным с традиционной точки зрения группам, трансцендирующим существующий социальный порядок в целом [5]. Компромиссная же версия теории допускает движение против системы подавления и за свободу лишь до предела, определенного целями гражданского активизма, согласующимися с традиционными буржуазными добродетелями.
Концепция кризиса легитимности стала заметным вкладом Хабермаса в неомарксизм, однако со второй половины 1970-х гг. его теоретизирование стало уже постмарксистским. Различие между неомарксизмом и постмарксизмом заключается в том, что если для первого исходной идеей является одновременное признание правильности теории Маркса в условиях раннего капитализма и необходимости обновления его теории применительно к условиям позднего капитализма, то для второго характерна релятивизация идей Маркса как недостаточных для анализа любого периода как в прошлом, так и в настоящем. Неомарксисты стремятся обновить марксизм, поскольку убеждены, что Маркс во всем был прав, но изменились условия. Постмарксисты же полагают, что Маркс изначально не во всем был прав, что нужно его ошибки исправить и реконструировать марксизм на другой концептуальной основе. В работе Хабермаса «К реконструкции исторического материализма» (1976) отправной пункт – тезис о некорректном отождествлении Марксом понятий труда и практики (Praxis), имевшем фатальные последствия для теории, в которой социальная эволюция редуцируется к процессу рационализации системы целерационального действия [11].
РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ Ю.ХАБЕРМАСА
Юрген Хабермас родился в Дюссельдорфе, но вырос в маленьком городке Гуммерсбах, где его отец, Эрнст Хабермас, был управляющим местного отделения торгово-промышленной палаты. Юрген — инвалид по рождению, родился с волчьей пастью, и общение с людьми для него долго было необычайно трудным — именно это впоследствии сыграло большую роль в его интересе к философии коммуникации. Но две тяжёлые корректирующие операции ещё в детстве позволили ему общаться с людьми. Отец Юргена был членом НСДАП, а Юрген, несмотря на известное отношение нацистов к инвалидам, cтал убеждённым членом гитлерюгенда. Именно эта его убеждённость позволила ему рассматривать победивших во второй мировой войне и оккупировавших Германию американских военнослужащих, среди которых тогда было очень много марксистов, как высшую расу. Поэтому его марксизм, как он признавался, вначале был чисто подражательным, и он до сих пор остался американофилом. Таким образом, «культурный марксизм», проявлением которого является доминирование философии Хабермаса в ведущих университетах США, имеет чисто американские корни. При этом сторонником философии Хабермаса представлял себя, например, нещадно критикуемый Хабермасом Барак Обама. Хотя Хабермас даже официальными лицами Германии признаётся самым крупным из ныне живущих философов мира и гордостью немцев как нации философов и поэтов, но в реальности его влияние в германской философии значительно меньше, чем в философии американского континента и даже многих других европейских стран.[3]
РАЗДЕЛ 3 ДИСКУРС И ЖИЗНЕННЫЙ МИР СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Философия марксизма является одним из наиболее универсальных материалистических учений, в рамках которого проблема отчуждения наполняется экономическим содержанием и затрагивает социальную сферу человеческой жизнедеятельности. У Маркса труд, или «praxis» в терминологии неомарксистов, является основной константой и условием способа бытия человека. Производя тот или иной продукт, человек сам через реализацию своих способностей объективируется в создаваемом им предмете, вещи и одновременно приспосабливает для себя объект природы в соответствии со своими потребностями [13, c. 162-164]. Человека можно «узнавать» по труду. Причем сам труд, согласно Марксу, предназначен не только для получения материальных благ в качестве заработной платы или приращения богатства, а в своей сущности выступает в качестве основного двигателя развития родовых сущностных сил и конкретных способностей индивида. Важно то, что марксизм акцентирует внимание на социальном характере труда, ибо сущность человека, как писал К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», есть совокупность общественных отношений [13, c. 3].
Отчуждение, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, начинается вместе с разделением труда. Первое разделение труда имело место уже в первобытном обществе в виде обмена произведенными продуктами между земледельцами и скотоводами. Развитая форма экономического отчуждения обнаруживается в капиталистическом обществе, когда человек перестает быть целью производства, становится не просто придатком машины, а средством получения прибыли. Из процесса труда исчезает духовная составляющая, ориентирующая человека на самосовершенствование. Выполняя однообразную работу, человек растворяется в конечном продукте, не получая духовное удовлетворение от результатов своего труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отчужденное общество также являет себя в склонности стирать границу между высокой культурой и повседневностью: религиозная атрибутика низводится до предмета украшения, поэтическая форма до изложения рекламы и т.д. Маркузе называет это явление «художественным отчуждением» [7]. Если само искусство, в котором сублимировались идеалы и гуманные образы, уже было отчужденным в силу своего противостояния обыденности и «камерной» направленности, то в современном мире оно есть двойное отчуждение, отрицание самого отрицания повседневности. Этим явлением культура становится частью массового коммерческого проекта.
Не способный к критическому восприятию, образ мышления замкнут и однотипен, а труд механистичен и однообразен. Рабочий класс, согласно Маркузе, утрачивает свой «революционный дух», продолжая вкладывать свою производительную силу в господствующее над ним теперь уже автоматизированное производство. Оперируя категориями, которые использовал К. Марс, размышляя о соотношении в технологическом прогрессе рабочего времени к затрачиваемому труду, Маркузе приходит к выводу, что явление противостояния автоматизации как следствия безработицы и упадка производительности труда регулируется и решается потребительским спросом. Современный человек более заинтересован в приобретении и потреблении материальных благ, чем ранее пролетарий, зарабатывающий на скромную еду. Царство необходимости торжествует, основываясь на экономических интересах идеологической господствующей системы. Выход из такого губительного положения общества Маркузе видит в освобождении от тисков необходимости и «базовых» нужд посредством правильно управляемой техники, которая должна удовлетворить насущные потребности человечества и рассчитать «минимум труда». То есть основной парадокс заключается в том, что техника есть одновременно и причина упадка и стимул к росту. Нужно примирить природу и цивилизацию – вот краеугольный камень учения Г. Маркузе, «прорыв» к освобождению. Хотя, как с иронией отмечает Ю. Давыдов в «Критике социально-философский воззрений Франкфуртской школы», пессимистический радикализм Маркузе вызывает большое недоверие, когда предлагает какие-либо выходы из «насквозь отчужденного мира» и «однотипных людей» [11].
1. Адорно, Т. Негативная диалектика / Т. Адорно – М.: Научный мир, 2003. – 374 с.
2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – 808 с.
3. Давыдов, Ю.Н. Критика социально-философский воззрений Франкфуртской школы / Ю.Н. Давыдов. – М.: Наука, 1977. – 317 с.
4. Дугин, А. Г. Теория многополярного мира / А. Г. Дугин. – Москва : Евразийское движение, 2013. – 532 с.
5. Коськов, С.Н. Единство мировоззрения и методологии – телеологический подход / С.Н. Коськов // Среднерусский вестник общественных наук. – 2012. – № 4-2 (26). – С. 13-19.
6. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе. Сочинения: в 39 т. Т. 3 / К. Маркс. – М: Госполитиздат, 1955. – 629 с.
7. Маркс, К. Капитал. Первый том. Сочинения: в 39 т. Т. 23 / К. Маркс. – М: Госполитиздат, 1960. – 907 с.
8. Маркс, К. Наброски к критике политической экономии / К. Маркс. – Сочинения: в 39 т. Т.1. – М: Госполитиздат, 1955. – 698 с.
9. Маркузе, Г. Одномерный человек. – М.: REFL-book, 1994. – 368 с.
10. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. – М.: АСТ, 2003. – 526 с.
11. Маркузе, Г. Конец утопии // Журнал «Логос», 2004. №6. [Электронный ресурс]. – URL: https://scepsis.net/library/id_2671.html.
12. Михайлов, И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. – Часть 2: 1940–1973 гг. – М.: ИФ РАН, 2010. – 294 с.
13. Соловьева, Г.Г. Негативная диалектика. Два образа критической теории Т.В. Адорно. – Алма-Ата: Гылым, 1990. – 194 с.
14. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. – СПб.: Медиум, Ювента, 1998. – 312 с.
15. Хоркхаймер, М. Затмение разума. К критике инструментального. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2011. – 224 с.
16. Furtado, С. A nova dependência, dívida externa e monetarismo / С. Furtado. – RJ : Paz e Terra, 1982. – 674 с.
17. Wallerstein, I. After Liberalism / I. Wallerstein. – New York : New Press, 1995. – 758 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты