Внеклассная работа как средство усвоения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Внеклассная работа как средство усвоения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка»
по дисциплине: «Методика преподавания английского языка»
2021
45.00 BYN
Внеклассная работа как средство усвоения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания английского языка
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
1.1 Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку
1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2.1 Формы и виды внеклассной работы
2.2 Методическая разработка внеклассного мероприятия по иностранному языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда общество развивается по законам информатизации и глобализации, перед каждой народностью возникла необходимость сохранить свое народное самосознание, а также понимать и принимать представителей других культур во всем их разнообразии. Данные перемены в общественных отношениях ведут к переосмыслению вопросов образования. Такой подход к вопросам образования отражается в концепции модернизации образования Республики Беларусь.
Основной целью изучения иностранного языка в школе является развитие коммуникативной компетентности. Поэтому одной из важнейших задач преподавателя сегодня является поиск наиболее приемлемых способов решения данной задачи. В таком ключе пересматривается использование традиционных способов и средств воздействия на учащихся, внедряются новые технологии и нетрадиционные формы обучения, такие, как недели иностранного языка, конкурсы чтецов, различные викторины, олимпиады, концерты.
Однако особый характер учебной программы таков, что она не позволяет полностью раскрыть потенциал учащихся в рамках только классно-урочной системы. В этой ситуации к проведению уроков подключается внеклассная работа, которая не подразумевает четких правил поведения и не вносит никаких ограничений для работы педагога по выбору формы, времени и места проведения мероприятия, а также в использовании современных информационных технологий. Все это имеет множество положительных моментов, а именно, благотворно влияет на взаимоотношения между учителем и учеником и, таким образом, помогает построить доверие и преодолеть барьеры и создать комфортную атмосферу и микроклимат для работы.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания и практические навыки учащихся по иностранному языку, но развивает логическое мышление и быстроту мышления, то есть смекалку; помогает учителю выявить наиболее мотивированных, одаренных и способных детей, способствует их дальнейшему развитию, вовлекает детей в активную учебную деятельность, укрепляет дисциплину, воспитывает целеустремленность, организованность и коллективизм и способствует расширению культурного кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития образования должны быть учтены требования к владению иностранными языками, не только как средством международного общения, но и как зеркалом иностранной культуры, традиций и обычаев. Учащиеся должны знать, понимать и принимать специфику других народностей. Так как реализовать данную задачу в условиях проведения только уроков представляется крайне сложным, а иногда и вовсе невозможным, то инструментом привития навыков иноязычного общения и расширения знаний об англоязычной культуре является внеклассная работа по предмету «Иностранный язык».
1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
1.1 Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку
Общеизвестным является тот факт, что в рамках учебной программы на изучение иностранного языка в общеобразовательной школе отводится три академических часа в неделю. Программа обучения выстроена таким образом, что учителю в своей работе приходится соблюдать жесткие рамки, а значит, дополнительный материал невозможно сообщить учащимся в том объеме, который бы позволил повысить мотивацию к изучению языка, организовать занятие в процессе непринужденного общения, передать знания в увлекательной форме. Для этого на всех этапах обучения учителя прибегают к внеклассной работе по предмету.
В методической литературе внеклассная работа определяется как деятельность учащихся за пределами урочной системы, в свободное от занятий время, осуществляемая под руководством и совместно с педагогом [1, c. 45].
Внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе и направлена на достижение общей цели воспитания, которую можно сформулировать следующим образом: усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него системы ценностей, приемлемой в обществе.
Целью внеклассной работы и внеклассных мероприятий является предоставление гармонического и всестороннего развития школьников. Данное требование отвечает базовой идеи воспитания, которая звучит, как воспитание человека, который способен в себе совмещать как моральную чистоту и духовное богатство, так и физическое совершенство [1, c. 6].
Работа во внеклассное время направлена на разрешение данных задач:
1. Создание положительной Я – концепции у школьника, которая характеризуется следующими условиями: уверенность в благосклонном отношении к нему окружающих его людей; убежденность в удачном овладении любым видом деятельности; чувство своей важности [1, c. 3].
Данная концепция так же определяется позитивным отношением учащегося к самому себе, а также объективностью самооценки, которая и есть основа дальнейшего индивидуального развития учащегося.
Многообразная внеучебная деятельность имеет ряд положительных для процесса образования и воспитания свойств, а именно, она позволяет:
- выявить индивидуальные возможности ребенка, не всегда демонстрирующиеся на уроке,
- самореализоваться школьнику, повысить уверенность в себе и собственную самооценку,
- обогатить личный опыт учащихся,
- сформировать практические умения и навыки.
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
2.1 Формы и виды внеклассной работы
Внеклассная работа по английскому языку имеет много целей и задач. Следовательно, учителю необходимо проводить ее наиболее эффективно и продуктивно, чтобы такая работа смогла удачно вписаться в общеучебную работу по предмету «Английский язык». Для этого педагог должен найти эффективные формы внеклассной работы с учениками.
В методической литературе понятие формы внеклассной работы трактуется как определенные условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет.
Однако принято выделять две основные формы: массовые мероприятия, куда вовлекается класс как целое или даже объединения классов, и кружковая работа, объединяющая группы учащихся из разных классов.
Помимо урока, процесс обучения в школе осуществляется с помощью других форм. Дополняя и расширяя основную форму учебной работы, они являются ее составной частью [9]. К ним относятся: предметные кружки, экскурсии, секции, факультативы и предметы по выбору, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Однако это деление несколько условно, так как, например, есть и урок–экскурсия как форма проведения обязательных занятий в рамках классно-урочной системы.
Все эти формы работы расширяют и дополняют возможности обучения учащихся, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся. Они не имеют строгой регламентации, поэтому проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.
Предметные кружки обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но могут организовываться и для младших школьников, например, кружок по изучению иностранного языка. Работа в кружках способствует развитию познавательных интересов учеников, формированию мотивации к познанию, положительно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения и уровень обученности.
Экскурсия – такая форма урока позволяет учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде, в естественном для них окружении, в природе. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой (с жизнью). Так, для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводятся экскурсии в природу с целью наблюдения природных явлений и объектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного исследования были рассмотрены теоретические основы внеклассной работы в общеобразовательной школе, рассмотрены принципы, на которых данная работа базируется, изучены формы внеклассной работы, которые целесообразно проводить в школе с учащимися разных возрастных групп.
Исходя из теоретических исследований данной работы, было выяснено, что внеклассная работа проводится в рамках воспитательной работы, а значит, имеет схожие цели и задачи, а именно, воспитание основ морали и нравственности, чувства долга и патриотизма, уважения к другим людям и культурам. Говоря о специфике учебного предмета «Английский язык», цели внеклассной работы не рассматриваются так широко, они опосредованы воспитанием уважения к другим национальностям, другим культурам, привитием чувства гордости за свою культуру, умения представить ее в процессе межкультурного общения.
Если говорить о культуре другой страны, то внеклассная работа как раз является тем необходимым инструментом, с помощью которого педагог может передавать знания об англоязычной культуре ученикам, так как для того, чтобы чувство уважения к другой культуре было сформировано, у учащегося должен иметься определенный багаж знаний о стране, определенное понимание процессов и культурных реалий общества.
В результате исследования нами была достигнута цель, а также решены сопутствующие задачи работы. Нами была рассмотрена внеклассная работа как одна из составляющих учебного процесса, в частности мы изучили особенности проведения внеклассной работы по иностранному языку, рассмотрели формы ее организаций, а также описали основные принципы работы.
Мы можем сказать, что внеклассная работа – это деятельность во внеучебное время, что означает, что она не регулируется временем, местом или формой, что является основным преимуществом. Данный вид деятельности направлен на развитие инициативы учащегося и повышение его мотивации к изучению предмета. Внеклассные мероприятия способствуют развитию школьника как личности и помогают развивать эстетическую и творческую сторону.
Следует сказать, что из огромного количества разновидностей внеклассной работы достаточно сложно выстроить одну последовательную и логическую классификацию. Существует ряд классификаций внеклассной работы: по смыслу мероприятия, например, соревновательные; по времени – постоянные или эпизодические; по количественному признаку – индивидуальные, групповые и массовые. В таком разнообразии задача учителя состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные виды и формы проведения внеклассных мероприятий и внеклассной работы в целом. Важно не забывать, что качественное проведение внеклассной работы способствует активизации познавательных способностей учащихся, вызывает интерес к такой работе и позволяет получать актуальные знания о стране изучаемого языка, а также активно использовать и применять эти знания. При таком подходе повышается мотивация изучения иностранного языка, так как для успешного овладения языком обучающийся непременно должен понимать, зачем, с какой целью он получает знания и выполняет учебные действия.
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Академия, 2008. – 358 с.
2. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448 с.
3. Вульфов, В.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / В.З. Вульфов. – М.: «Просвещение». – 2003. – С. 14 – 18.
4. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
5. Беликова, Л.Г. Современный кабинет иностранного языка: учебное пособие / Л.Г. Беликова. – М.: Дрофа, 2010. – 221 с.
6. Савина, С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе / С.Н. Савина. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
7. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века / В.С. Библер // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. – Кемерово: Алеф, 1993. – 250 с.
8. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. – М.: Высш. шк., 1991. – 117 с.
9. Подласый, В.Н. Воспитательный процесс в современной школе / В.Н. Подласый. – М.: Мысль, 2015. – 378 с.
10. Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
11. Шпрангер Э. Проблемы становления личности. – М.: Форум, 2004. – 358 с.
12. Сластенин В.А. «Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности» / В.А. Сластенин. – М. 2000. – С – 56–74.
13. Традиции и инновации в воспитательном процессе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya–rabota/library/2014/05/15/traditsii–i–innovatsii–v–vospitatelnom–protsesse.
14. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. / Г.А. Цукерман. – М.; Рига, 2005. – 278 с.
15. Методика организации и проведения классных часов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodika–organizacii–i–provedeniya–klassnih–chasov–300275.html.
16. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин – М.: Форум, 2009. – 359 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты