Использование активных методов обучения детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование активных методов обучения детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Использование активных методов обучения детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Конспект урока для детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках русского языка с использованием активных методов обучения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и характеристика активных методов обучения
1.2 Специфика использования активных методов обучения на уроках русского языка
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Оптимальный выбор учителем методов обучения на уроке
2.2 Структура урока с применением активных методов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современные учебные заведения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, отдают приоритет комплексу необходимых знаний, умений и качеств, ставят умение применить полученные знания в новых ситуациях самостоятельной жизни, а также умение мыслить нестандартно, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач необходимы эффективные формы организации учебного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное воспитание дает пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.
Система методов – это не простой набор, а набор, в котором существуют внутренние связи между компонентами, обусловленные эффективностью конкретных методов. В совокупности они представляют собой систему управления различными методами познания, учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний и заканчивая самостоятельным решением познавательных задач.
Термин «активные методы обучения» или появился в литературе в начале 1960-х годов. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и основанных на использовании ряда социально-психологических эффектов и явлений (групповой эффект, эффект присутствия и ряд других).
При этом не методы являются активными, обучение является активным. Она перестает быть репродуктивной по своей природе и становится произвольной внутренней детерминистической деятельностью учащихся, направленной на развитие и трансформацию собственного опыта и компетенции.
При активных методах обучения роль обучающегося меняется от послушного «устройства памяти» к активному участнику образовательного процесса. Эта новая роль и ее особенности позволяют сформировать активную личность со всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека [1, с.55].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и характеристика активных методов обучения
Одним из приоритетных направлений современной школы является создание необходимых и комфортных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции каждого учащегося в образовательном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой для развития когнитивных навыков школьников.
Благодаря активной познавательной деятельности ребенка формируются и развиваются активные когнитивные способности. Если ребенок является не только слушателем, но и активным участником познавательного процесса, добывает знания своим трудом, и, если информация проходит через эмоциональную сферу учащегося – у него формируются прочные связи и знания [8, c. 115].
Именно форма активного обучения является первой искрой, которая зажигает факел любопытства в душе ребенка. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического обучения и творчества. Основными неоспоримыми преимуществами являются высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформировавшиеся способности к приобретению знаний, к исследовательской деятельности, к развитию творческих креативных способностей. Чувство свободы выбора делает обучение осознанным, продуктивным и эффективным [4, c. 44].
В настоящее время методы творческого проектирования, научно-исследовательская работа в большей степени ориентированы на средний и старший уровни школьного образования, в начальной школе их, к сожалению, очень мало. Однако, учитывая неоспоримые преимущества проектного и исследовательских методов как форм активного обучения и возрастные возможности учащихся начальной школы, а также принимая во внимание профессиональный опыт работы, можно считать реальным и целесообразным их внедрение в систему начальной школы [16, c. 16].
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Оптимальный выбор учителем методов обучения на уроке
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач.
Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
- соответствие методов принципам обучения. Общедидактическими принципами обучения являются: научность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность;
- соответствие методов целям и задачам обучения, содержанию данной темы;
- соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;
- соответствие методов имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
- соответствие возможностям учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и пр. [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результаты проделанной работы выявлена сущность и охарактеризованы активные методы обучения. Под активными формами обучения понимаются методы, которые стимулируют учеников к тому, чтобы они становились активными мыслителями и практиками в процессе освоения учебного материала. Применение методов активных методов обучения в образовательном процессе позволяет повысить степень автономии, инициативности, развить социальные навыки умение приобретать знания и применять их на практике. Использование обучения предполагает реализацию трех этапов: мотивационного, подготовительного, информационно-оперативного и рефлексивного.
Охарактеризована специфика использования активных методов обучения на уроках русского языка. На уроке русского языка младшие школьники должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Специфика использования активных методов обучения на уроках русского языка состоит в том, что они проводятся в игровой форме. На уроках русского языка в начальной школе могут использовать проблемно-поисковые и репродуктивные методы обучения. Также могут использовать дидактические игры, которые стимулируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и активности.
Выбор учителем методов обучения на уроке осуществляется на основе следующие критериев: соответствие методов принципам обучения, соответствие методов целям и задачам обучения, содержанию данной темы; соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива; соответствие методов имеющимся условиям и отведенному времени для обучения и возможностям учителей. Учитель соблюдает следующие общедидактические принципы обучения: научность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность.
1. Активные методы обучения / Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель, 2014. – 351с.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова. -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
3. Балаев А.А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. – М., 2006. – 301 с.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 2011. –
5. Гибш И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения / И.А. Гибш. – М., 2001. – 235 с.
6. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А.А. Горчинская. – Челябинск, 2009. – 285 с.
7. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. – М.: «Народное образование», 2001. – 236 с.
8. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Сластенина. – М., 2002. – 280 с.
9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. – М.: Изд-во Просвещение, 2006. – 37 с.
10. Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.
11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М., 2002 – 189 с.
12. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. – М., 2005 – 170 с.
13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2010. – 460 с.
14. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 212 с.
15. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М., 2002. – 576 с.
16. Психология развития: энциклопедический словарь / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Речь, 2008. – 176 с.
17. Ребутовская, Е. Возрастная динамика познавательного интереса / Е. Ребутовская. – М.: 2008. – 306 с.
18. Смолкин А.М. Активные методы обучения: методич. пособие для препод. / А.М. Смолкин. – М.: Высш. шк., 2003. – С.176.
19. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 2001. –120 с.
20. Филиппова, Л. В. Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе / Л. В. Филиппова, Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова. // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1500-1504.
21. Щукина, Г.И. Эксперимент как метод изучения познавательных интересов школьников / Г.И. Щукина // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Вып. 1. – Л., 2005. – 209 с.
22. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2006. – 249 с.
23. Яковлев, И.М. Методика и техника урока. / И.М. Яковлев – М.: Академия, 2003. – 278 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Конспект урока для детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на уроках русского языка с использованием активных методов обучения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты