Введение
Глава 1. Особенности мусульманского права
1.1. Источники мусульманского права
1.2. История мусульманского права
1.3. Основные отрасли мусульманского права
1.4. Мусульманское право в современном мире
Глава 2. Черты мусульманской морали
2.1. Нравственные принципы ислама
2.2. Цель и смысл жизни
2.3. Критерий нравственности
2.4. Идеал человека
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Мусульманское право – как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в какой-то мере санкционированное и поддерживаемое теократическим исламским государством, сформировалось в основном в раннем средневековье, в VII-X вв. в арабском халифате и основан на религии – исламе.
Ислам основан на том факте, что существующий закон исходит от Аллаха, который в какой-то момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно меняющихся социальных условий жизни.
Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно связаны с правовой сферой.
В последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились. На сегодняшний день, более восьмисот миллионов мусульман, проживая в разных частях света, соблюдают не только законы своей страны, но и нормы Шариата.
Сегодня у большинства людей существуют неправильно сложившиеся стереотипы об исламе, что порождает конфликты, как на бытовом, так и мировом уровне. Чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, нужно знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.
Объект исследования: ислам – как одна из мировых религий.
Предмет исследования: мусульманское право и мораль.
Цель курсовой работы: проанализировать особенности мусульманского права и морали.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1. Источники мусульманского права
Мусульманское право является самой влиятельной системой: оноявляется неотъемлемой частью мусульманской религии и всегда практикуется в большинстве исламских цивилизаций Африки и Азии. Роль исламского права в этих странах различна: в одних странах его оскорбляют, в других источники исламского права обычно делят на три группы:
Первоисточники, они включают Коран и золото;
Достоверные источники, к которым относятся: «иджма» – единодушное мнение мусульман; «Кияс» – аналогичная теория;
Иджтихад– создание и толкование правовых и религиозных идеалов; «Фетва» – решение Верховного мусульманского лидера, имеющего соответствующие права в определенных религиозных и юридических вопросах;
Положительные источники, особенно правовые ритуалы и местные традиции, не противоречащие основам мусульманского права [3, с. 3-35].
Основным источником исламского права является Коран – священная книга мусульман. Юридический смысл самого Корана был раскрыт: поэтому мы отправили его как арабский закон. Между 610 и 632 годами Аравийский полуостров был открыт Мухаммеду (через посланника Гавриила) в древних городах Мекка и Медина Мухаммедом (через посланника Гавриила).
114 сур (глав) и более 6225 стихов (стихов) составлены в Коране. Стихи Корана делятся на «мухкамат» – незабываемый, расплывчатый и «муташабихат», которые можно толковать по-разному. Большинство мусульманских юристов считают, что судебные решения не должны указывать на стихи, которые можно толковать по-разному.
Вторым по важности источником исламского права является Сунна - «Священное предание», основанное на рассказе и хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Следует отметить, что при жизни пророка его высказывание в основном было распространено, а после смерти Мухаммеда были составлены оба письменных источника. Однако его важность до сих пор вызывает серьезные споры. Они основаны на проблеме достоверности хадисов [9, с. 75].
ГЛАВА 2. ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОРАЛИ
2.1. Нравственные принципы ислама
Мусульманское учение о морали основано на абсолютной ценности моральных норм, установленных Кораном. Он отделяет эти нормы от конкретных исторических условий общественного развития и потребностей людей и объявляет их вечными и неизменными. Аллах, который, по мнению религиозных лидеров, создал исламскую мораль, является абсолютным совершенством. Из этого они выводят доктрину абсолютной истины, вечности и неизменности исламской морали, которую они считают подходящей «для всех времен и народов». По мнению богословов, в этой морали ничего не изменится. Приверженность ему и даже справедливая вера в Аллаха гарантирует высшее нравственное совершенство личности. Наряду с принципом этического абсолютизма исламское учение утверждает принцип морального догматизма. Он требует, чтобы приверженцы религии безоговорочно соблюдали коранические нормы морали, данные Богом, и не подлежали разумному оправданию, независимо от социальных последствий такого поведения. Богословие исходит из того, что человек должен вести себя так, а не иначе, не потому, что это разумно или целесообразно, а потому, что это предписано свыше, это угодно Богу. Здесь исключается независимое, критическое отношение личности к развитию богатства общественной морали. На самом деле, осмеливается ли это скромное, маленькое, суетливое создание (согласно доктринальным книгам) критически осмыслить, хотя бы на мгновение подвергнуть сомнению нормы, предписанные Всевышним? Последовательная имплантация этих принципов, требование их неукоснительного соблюдения приводит к утверждению среди последователей ислама слепого, некритичного следования нормам мусульманской морали, воинственной нетерпимости диссидентов и диссидентов, исключающей любой диалог с ними. Такая нетерпимость в истории неоднократно превращалась в массовое физическое уничтожение идеологических противников под лозунгом «борьбы с неверными» [11, с. 152-153].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. основными источниками права в исламе являются первоисточники (Коран и Сунна), рациональные источники («иджма», «кияс», «иджтихад», «фетва»), позитивные источники (правовые обычаи и местные традиции). Первым правовым документом в Арабском халифате был шариат. После распада данного государство шариат был дополнен местными традициями и обычаями. Шариат с одной стороны, регулировал общественные отношения, а с другой — определял отношения мусульман с Аллахом. С VIII—IX вв. шариат движется от божественного правопонимания к рационалистическому. На современном этапе мусульманское право, неоднократно испытавшие зарубежное влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.
2. К основным нравственным принципам ислама относятся безусловное исполнение коранических моральных норм как данных богом, воинственная нетерпимость к инакомыслию и инакомыслящим, путь достижения нравственности – следование принципам и учению Аллаха, нравственность – религиозное понятие. Цель и смысл по исламскому вероучению: служение Аллаху и пожертвование личным счастьем во имя Аллаха. Определяя критерий нравственного поведения, религиозные деятели во главу угла кладут именно посвященность того или иного поступка аллаху, угодность ему. Главным критерием нравственности человека в исламе является набожность человека, степень его благочестия. При этом не имеет большого значения, насколько нравственные требования соответствуют объективным потребностям людей, прогрессу общественной жизни. Идеальным человеком в исламе является тот, кто истинно раскается за свой грех перед Аллахом через молитву. Приближение к совершенству предполагает постоянное очищение от грехов.
1. Артемов, В. Мусульманское право: исторический очерк / В. Артемов // Российская юстиция. – 1997. – № 10. – С.21-23.
2. Ахметова, А. Т. Справедливость в мусульманском праве и общем праве в контексте сравнительного правоведения / А. Т. Ахметова // Вестник ВУиТ. –2015. – № 2. – С. 17-22.
3. Барковская, Е. Ю. Мусульманское право и правовая культура / Е. Ю. Барковская. – М. : РАГС, 2001. – 75 с.
4. Бурхануддин, М. Хидоя. Комментарии мусульманского права / М. Бурхануддин. – М. : ВолтерсКлувер, 2008. – 656 с.
5. Вайсс Бернард, Дж. Дух мусульманского права / Дж. Вайсс Бернард. – СПб. : Диля, 2008. – 320 с.
6. Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М. : Республика, 1999. – 425 с.
7. Дамаскин, О. В. Мусульманское право в современном мире / О. В. Дамаскин // Дорожная карта: идеи и концепции. – 2016. – № 2. – С. 99-109.
8. Жданов, Н. В. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. – М. : Международные отношения, 1991. – 216 с.
9. Зиннятуллина, Г. Ф. Культура повседневности: основные ценности мусульман // Локус: люди, общество, культуры, смыслы / Г. Ф. Зиннятуллина. – 2015. – № 2. – С. 74-79.
10. Керимов, Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г. М. Керимов. – СПб. : Диля, 2006. – 512 с.
11. Клейменов, М. П. Уголовно-правовое реагирование в историческом аспекте / М. П. Клейменов, И. М. Клейменов // Вестник ОмГУ. – 2019. – № 4. – С. 149-161.
12. Климович, Л. И. Книга о Коране его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. – М. : Политиздат, 1988. – 284 с.
13. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. – М. : Маджесс, 1990. – 368 с.
14. Магомедов, И. А. Особенности мусульманского семейного права / И. А. Магомедов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – №3. – С.258-263.
15. Маюров, Н. П. Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира / Н. П. Маюров // Социально-политические науки. – 2017. – № 5. – С. 22-26.
16. Саидбаев, Т. С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования / Т. С. Саидбаев. – М.: Наука, 1984. – 302 с.
17. Саидбаев, Т. С. Об исламе и мусульманах / Т. С. Саидбаев. – М.: АСТ, 1998. – 79 с.
18. Смирнов, В. В. Взаимовлияние права и религии в современном мире (на примере ислама и других мировых религий) / В. В. Смирнов, Э. В. Габрилян, А. Б. Дидикин // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2018. – № 2. – С. 9-22.
19. Туякова, Н. Б. Система ценностей в современном исламском обществе / Н. Б. Туякова // Вестник Карагандинского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 89-93.
20. Цмай, В. В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман «правом личного статуса» / В. В. Цмай. – СПб. : СПбГУАП, 2000. – 259 с.