Организация предпринимательской деятельности в музейном деле
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация предпринимательской деятельности в музейном деле»
по дисциплине: «Предпринимательская деятельность в сфере культуры»
2021
45.00 BYN
Организация предпринимательской деятельности в музейном деле
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Предпринимательская деятельность в сфере культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
Введение
1 Сущность предпринимательской деятельности в сфере культуры
2 Предпринимательская деятельность в музейном деле
2.1 Особенности организации предпринимательской деятельности в сфере культуры
2.2 Менеджмент музейной работы
2.3 Музейный маркетинг
Заключение
Список использованных источников
Введение
Музейная сфера — одна из наиболее важных областей социокультурной жизни современного общества, которая переживает серьезные трансформации. Наряду с исполнительским искусством, галерейным бизнесом, модой, ремеслами, издательским делом и другими традиционными культурными институтами, музеи стали интеллектуальной составляющей творческих индустрий.
Творческие индустрии являются инновационным сектором постиндустриальной экономики, в основе которой лежит новая концепция социального и экономического развития, рассматривающая культурные ресурсы и творчество самым важным сырьевым ресурсом и самым ценным экономическим продуктом.
Благодаря «неизмеримому» эффекту, признаваемому всеми специалистами, современные музеи составляют реальную конкуренцию ведущим направлениям деятельности творческих индустрий и активно влияют на изменение качества жизни, формирование культурной идентичности, развитие плюрализма и толерантной атмосферы в обществе.
Музеи формируют вокруг себя инновационную сферу, разрабатывают и реализовывают специальные проекты поддержки творческих кластеров или становятся их составляющей частью.
Вместе с тем, включая в свою деятельность программы, направленные на развитие рекреационной функции, музеи вошли в высоко конкурентную среду и в полной мере ощутили необходимость конкурентной борьбы за посетителя, как в профильной среде, так и в целом в индустрии развлечений. Это привело к тому, что музеи стали проявлять гибкость и предприимчивость, которые прежде были им не свойственны, мобильность — искать новые ресурсы, новых партнеров, внедрять в музейную практику медийные технологии и коммуникации.
1 Сущность предпринимательской деятельности в сфере культуры
Современная мировая и отечественная экономика представляет собой сложный механизм, важнейшей частью которого является предпринимательство, суть которого заключается в легитимной деятельности отдельных граждан или их объединений, с целью систематического извлечения прибыли от производства и продажи товаров, а также оказания услуг и выполнения работ. Пройдя сложный и неоднозначно оцениваемый путь своего становления и развития (от ограничений и последующего объявления «вне закона», до попыток его квази-реставрации в «косыгинской реформе» или т.н. «щёкинском эксперименте» и др.), уже с конца ХХ века предпринимательство начинает позиционироваться в значении органического элемента современной рыночной системы Республики Беларусь. Предпринимательство объясняется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [17, с. 18].
Предпринимательская деятельность не одномерна, но охватывает все области экономики и сферы народного хозяйства, включая и социально-культурную. – Социально-культурная сфера, многоуровневая по своей сути, интегрировавшая важнейшие гуманистические ценности, проводником которых являются организации и учреждения культуры, до относительно недавнего времени ассоциировалась исключительно с неприбыльным сектором экономики. «Позиционируясь если и не антиподом предпринимательства, то во многом ему противопоставляясь, социально-культурная работа опиралась на постулат о специфических нон-профитных целях и функциях организаций СКС и их гуманитарной социально одобряемой миссии, не преследующих материальных выгод, но реализующих задачи, во многом определяющие духовное благополучие общества» [19, с. 35]. Это означало, что финансирование некоммерческих организаций и учреждений СКС и забота об их материальной стабильности, полностью перекладывались на государство, которое, в свою очередь, небезосновательно рассматривало социокультурную сферу в значении своей идеологической платформы. Во многом это справедливо и оправдано.
2 Предпринимательская деятельность в музейном деле
2.1 Особенности организации предпринимательской деятельности в сфере культуры
Выбор конкретной сферы предпринимательской деятельности связан с делением народного хозяйства на сферы и области, а также с ограничениями государства относительно определенных видов деятельности.
Двумя основными сферами для занятия предпринимательской деятельностью есть материальное и нематериальное производство (или сфера услуг).
К услугам нематериального (не вещевого) характеру относят услуги в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, хозяйственного использования недвижимости, страхование, юридические услуги и др.
Функциональные особенности предпринимательской деятельности в сфере культуры обусловлены как особенностями самого процесса, так и получением конечного результата такой деятельности, имеющего, как правило, не овеществленный характер. Такая деятельность связана с трансформацией сознания (восприятием, пониманием, переживанием и т.д.) получателя услуг и не поддается непосредственному учету, а ее результат зачастую совпадает с потреблением оказываемых услуг (чтение книги, просмотр спектакля) [16, c. 259].
В развитых странах мира в сфере услуг заняты почти 75% трудоспособного населения, что свидетельствует о лучших возможностях создания в этой сфере собственного дела. В сфере услуг вообще нужны меньшая сумма начального (стартового) капитала для создания предприятия, во многих случаях для этого можно использовать собственные дома и квартиры, меньшая необходимость специфических знаний (о технологии производства, способы управления и т.п.).
Заключение
Управление музеем — это особый вид деятельности, который требует тщательного изучения его особенностей, его специфики. Наиболее сложно управлять организацией в период, когда практически отсутствует государственное финансирование, особенно это касается малых, провинциальных музеев. Для того, чтобы развивать свое музейное учреждение, менеджерам нужно постоянно отслеживать тенденции рынка, достижения научно-технического прогресса и самое главное потребности своей целевой аудитории.
И все же, предпринимательство для организаций культуры – явление сравнительно новое, к нему как посетители учреждений, сотрудники, так и культурная общественность относятся насторожено и неоднозначно.
Говоря о предпринимательстве в муниципальных бюджетных учреждениях культуры, обеспечивающих доступность получения культурных благ всеми слоями населения, в чистом виде предпринимательство практически невозможно.
Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Однако существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводит к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики.
1. Байтасов, Р. Р. Менеджмент в сфере культуры: от теории к практике // Культурная спадчына, менеджмент, маркетынг. Іх роля ў развіцці музея: матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі (Мінск, 1 снежня 2009 г.) / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. – Мінск, 2010. – С. 15-24.
2. Бойко В.И. Теоретические основы формирования менеджмента и регионального управления в сфере культуры // Балтийский гуманитарный журнал. – 2015. – № 1 (10). – С. 157-160.
3. Бреусова Е.А., Загорулько А.В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – №T 2. – С. 576-580.
4. Востряков Л. Современный музейный менеджмент : учеб. пособие / Л. Востряков. М. : Гардарика, 2013. 251 с.
5. Иванов, С.А. Инновационный потенциал предпринимательства как фактор развития хозяйственной деятельности / С.А. Иванов, В.П. Галенко // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1. - С. 142 - 145.
6. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства/Колбер Ф., Рич Дж.Д., Билодо С., Нантель Ж., Наймарк. 2004. – 21-22 с.
7. Краснобаев Р.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2019. – № 9-3 (34). – С. 7-9.
8. Культурная спадчына, менедж мент, маркетынг. Іх роля ў развіцці музея: матэрыялы навукова-практычнай канферэнцы (Мінск, 1 снежня 2009 г.) / Нацыянальная бібліятэка Беларусі. - Мінск, 2010. - С.15-24.
9. Михайлова, Т. Б. Менеджмент музеев : учеб.-метод. пособие / Т.Б. Михайлова ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019.— 88 с.
10. Молчанов И.Н. Развитие финансовых отношений в сфере культуры // Вестник ВГИК, 2016, № 2 (28). — С. 120–132.
11. Молчанов И.Н. Финансово-экономическое регулирование культуры и искусства: современное состояние и актуальные проблемы // Вестник ВГИК, 2016, № 1 (27). С. 116–126.
12. Музалёва, О. В. Менеджмент в современном музее / О. В. Музалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 123-124.
13. Организационно-экономические аспекты управления социально-культурной сферой, коллективная монография. Монография. – Орёл: АПЛИТ, 2014. – 288с.
14. Основы музееведения /Под ред. Э. А. Шулеповой, 4-е изд. М., 2015.
15. Пронин А.А. Эффективный менеджмент в сфере культуры // Известия высших учебных заведений. – Уральский регион. – 2015. – № 1. – С. 114-117.
16. Теньшова О.Н. Особенности предпринимательской деятельности в учреждениях культуры // Вестн. Тихоокеан. гос. ун-та. – 2017. – № 3. – С. 259-266.
17. Шекова Е. Л., Управление учреждениями культуры в современных условиях: Учебное пособие. – СПБ.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 416с.
18. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2017.
19. Янковская Л.В. Основы предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере: учебно-методическое пособие для магистров, обучающихся по направлению подготовки 51.04.03 - Социально-культурная деятельность/ Л.В. Янковская. – Краснодар: КГИК, 2016. – 92 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты