Верховенство права и законность как конституционно-правовые принципы
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Верховенство права и законность как конституционно-правовые принципы»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Верховенство права и законность как конституционно-правовые принципы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА
3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ
4 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА И ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО МАТЕРИАЛАМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции Республики Беларусь представляются самой важной функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя страны. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества. Проблема правового статуса личности всегда была и остается по сей день наиболее актуальной, так как правовой статус личности является юридически закрепленным положением личности в обществе.
Все это обуславливает актуальность исследования теоретических и практических аспектов правового статуса личности, изучение его элементов, видов и особенностей в правовом государстве, теоретических проблем.
Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека. Они определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, объединяют в целостную систему существенные, устойчивые и универсальные элементы прав и свобод человека.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с реализацией принципов верховенства права и законности в Республике Беларусь.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие понятие, сущность закрепления и реализации принципов верховенства права и законности в Республике Беларусь.
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Принципы права – исключительно объективная категория, их востребованность никак не влияет на авторитет их содержания. Реализация принципов, напротив, – категория субъективная, ценность которой обусловлена степенью ее соответствия объективному первоисточнику [1, с.67]. Соотношение объективного и субъективного в принципах права – важный и концептуально сложный вопрос, относящийся в большей степени к предмету теории и даже философии права.
В самом простом и конкретном аспекте мы предлагаем решать его следующим образом:
- по своей сути принципы права объективны, и именно эта объективность сообщает им силу и значимость;
- раскрытие сути принципов в конкретных формулировках допускает и даже предполагает появление элемента субъективизма. Исключительно важными на этой стадии являются правильное понимание общественного запроса на разумное и справедливое правовое регулирование и наличие общественного консенсуса по этому поводу. Имея объективный характер, принципы права могут реализовать свое предназначение – влиять на организацию жизни сообщества людей, – только преломляясь в субъективном восприятии человека, пусть даже теряя что-то в своем качестве.
Объективность принципов права обусловливает другое их сущностное свойство – универсальность (общность и неизменность). Универсальность правовых принципов естественным и логичным образом следует из признания их объективности. Иначе говоря, постулируя объективность принципов, логически невозможно признать их вариативность. Действительно, если считать принципы права находящимися в органическом соответствии с природными свойствами человека, то нельзя предполагать их различия в зависимости от места их действия. Иное тяготело бы к признанию существования антропологических различий между расами и народами и ставило бы исследователя на весьма скользкий и идеологически ущербный путь. Сходство основных психосоматических характеристик людей (особенности темпераментов, характеров, реакций к таковым, как мы видели, к психологии не относятся) обусловливает универсальность правовых принципов в аспекте их общности: что-то, обусловленное общими свойствами и ориентированное на эти общие свойства, может быть только общим [2, с. 84].
2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА
В белорусской конституционно-правовой концепции господства права принимается во внимание как фундаментальный принцип современной культуры и международного правопорядка; многофункциональный гуманистический авторитет, вбирающий в себя правовые идеалы и преимущества человечества.
В Республике Беларусь господство права утверждено Конституцией и всеми субъектами конституционных правоотношений рассматриваются как связанность государства правом, ключевыми правами и свободами человека и гражданина [8, с.95].
Верховенство права, выступая как принцип конституционного режима Республики Беларусь, призывает государство, все его органы и уполномоченных лиц руководствоваться Конституцией и принятыми в соответствии с ней законодательными актами. Отсюда вытекает системная взаимосвязь конституционных принципов и субъектов конституционных отношений на фундаменте господства права и верховенства Конституции.
В правотворческой и правоприменительной практике принцип главенства права развивается в аспекте международных взглядов и трактовок к осознанию содержания господства права и его применения на практике, в том числе с использованием документов и практических рекомендаций, разработанных под руководством Организации Объединенных Наций и Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии).
Конституционный Суд Республики Беларусь своей компетенцией определяет господство права, расширяя границы современных доктринальные теорий к его пониманию и практическому применению. Аргументируя свои решения, определяет формальные и содержательные вопросы господства права: равенство и ответственность перед законом, процессуальную и правовую транспарентность, недопущение самоуправства и иные элементы, уточняя важность неукоснительного соблюдения принципа верховенства права в нормотворчестве и правоприменении в целях реализации и защиты конституционных ценностей [8, с.97].
3 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ
Законность – важнейший принцип деятельности правоохранительных органов, в том числе, органов внутренних дел. Сегодня изменяются представления о содержании этого принципа. Об этом и пойдет речь ниже. Законность в отечественной юридической науке чаще всего трактуется как требование точного и неуклонного соблюдения законодательства.
Так, например, В. Н. Кудрявцев утверждал: законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Такой подход является позитивистским [10, с.4].
Основное внимание здесь уделяется способам обеспечения реализации нормативно-правовых актов. При этом само законодательство принимается чисто догматически. Нельзя отрицать важность такого подхода. Действительно, закон должен соблюдаться, иначе в обществе воцарится хаос и анархия. Поэтому изучать принципы, механизм, способы и т. д. обеспечения претворения законодательства в правопорядок – важно и необходимо. Но в то же время такой подход представляется чрезвычайно ограниченным.
Главная проблема, которая тут возникает (если додумать этот подход до его логического завершения) – это возможный (а может быть и неизбежный) конфликт некритически (догматически) воспринимаемого законодательства и фактического правового поведения. Очевидно, что не любой нормативно-правовой акт может быть назван правовым с социолого-правовой точки зрения, не любой закон действительно (в гегелевском смысле) образует содержание правопорядка [10, с.4].
Многие нормативные акты, к сожалению, не являются правовыми когда, например, не принимаются населением, не обеспечены финансовыми возможностями, противоречат логике функционирования общества (или истории) и т. д. Все это говорит о том, что режим законности необходимо рассматривать более широко, чем это делается сегодня в нашей теории права, и включать, прежде всего, критику самого законодательства.
4 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА И ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО МАТЕРИАЛАМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Деятельность правоохранительных структур государства, в т.ч. органов внутренних дел, основывается на законности и строгой дисциплине. Республика Беларусь в этом отношении не исключение, и принятый Закон «Об органах внутренних дел» является законодательной основой для законной деятельности ОВД [13].
С принятием данного закона в стране началось целенаправленное реформирование системы ОВД, основанной на многолетнем опыте деятельности данной правоохранительной структуры, по соблюдению законности и дисциплины.
Так, закрепляется положение о том, что сотрудники ОВД не могут в оправдание своих незаконных действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства, не соответствующие закону. Также актуальны такие принципы, как законность, единство, соблюдение и уважение прав, свобод и законных интересов граждан, открытость и прозрачность деятельности ОВД [14, с.14].
Вместе с тем в Законе подробно изложены обязанности и права органов внутренних дел, четко оговариваются вопросы применения ими отдельных мер принуждения, а также физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, высшей формой определения и защиты прав и свобод людей в механизме правовых ценностей выступает закон. Если вдуматься в словосочетание «правовое государство», то не составит труда понять, что на первом месте в таком государстве выступает право. Это и означает господство права в обществе, во всех сферах его жизни и деятельности.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
Верховенство права в социуме как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.
Законность и дисциплина в деятельности органов внутренних дел являются правовой основой охраны общественного порядка как основной задачи органов внутренних дел в правоохранительной структуре государства. Эти понятия играют важную роль в деятельности органов внутренних дел как представителей исполнительной власти, которые обязаны выполнять законодательные нормы, принятые высшим законодательным органом государств.
1. Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2016. – 192 с.
2. Коновалов, А. В. К вопросу о понятии принципов права / А. В. Коновалов // Lex Russica. – 2018. – № 8. – С. 81–87.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
4. Завадская, Л.Н. Теория права: новые идеи / Л.Н. Завадская. – М.: Парус, 2013. – 674 с.
5. Поленина, С.В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства / С.В. Поленина // Теория права: новые идеи. – 2016. – Вып. 3. – С. 15-21.
6. Малеин, Н.С. О законности в условиях переходного периода / Н.С. Малеин // Теория права: новые идеи. – 2015. – Вып. 4. – С. 26–32.
7. Венгеров, А.Б. Несущие конструкции правового государства / А.Б. Венгеров // Общественные науки. – 2019. – № 6. – С.75-81.
8. Эбзеев, Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: учеб. пособие для вузов / Б.С. Эбзеев. – М.: Закон и право, Юнити, 2006. – 349 с.
9. Нерсесянц, В.С. История идей правовой государственности / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2015. – 108 с.
10. Кудрявцев, В. Н. Законность: содержание и современное состояние / В.Н. Кудрявцев // Законность. – 2018. – С.3-19.
11. Поляков, А. В. Общая теория права / А.В. Поляков. – СПб., 2015. – 739 с.
12. Яськов, Е.Ф. Теория и практика социального управления: слов.-справ. / Яськов Е. Ф. – М.: Академия управления МВД России, 2017. – 398 с.
13. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
14. Юносов, А.А. Правопорядок, общественный порядок и права человека / А.А. Юносов. – М.: Вестник ЮУрГУ, 2017. – 30 с.
15. Гойман, В.И. Общая теория права и государства: учебник для студентов вузов / В.И. Гойман. – М.: Юристъ, 2015. – 374 с.
16. Нерсесянец, В.С. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянец. – М.: Норма, 2014. – 374 с.
17. Куликова, Н.С. Правовое регулирование обеспечения законности и дисциплины в административной деятельности полиции: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Н.С. Куликова. – Краснодар, 2016. – 43 с.
18. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2016. – 352 с.
19. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2015. – 572 с.
20. Малько, А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие / А.В. Малько. – M.: Проспект, 2017. – 422 с.
21. Давидович, В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности / В.Е. Давидович. – М., 2017. – 255 с.
22. Джуха, О.В. Принцип справедливости в административно-юрисдикционном процессе / О.В. Джуха // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2017. – № 3. – С.120-126.
23. Морозова, Л.А. Проблемы современной государственности / Л.А. Морозова. – М., 2018. – 256 с.
24. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. – СПб, 2016. – 430 с.
25. Цицерон, М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях / М.Т. Цицерон. – М., 2013. – 247 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты