Экологическое воспитание учащихся в системе общего среднего образования
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экологическое воспитание учащихся в системе общего среднего образования»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Экологическое воспитание учащихся в системе общего среднего образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Средняя школа № 57, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Экологическая игра «Мусорная гора вред здоровью нанесла».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Экологическая интеллектуальная игра «Буквы рядком-слова ладком».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и содержание экологического воспитания младших школьников
1.2 Формы и методы экологического воспитания школьников
1.3 Экологические игры как необходимое условии экологического воспитания младших школьников
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 57 г. ГОМЕЛЯ)
2.1 Специфика экологического воспитания младших школьников
2.2 Содержание работы классного руководителя по формированию экологической культуры учащихся
2.3 Взаимодействие семьи и школы в процессе экологического воспитания учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Научная организация социальной, производственной и экономической структуры общества, организация труда, отдыха, условий духовно-нравственного и физического воспитания и образа жизни зависят от всех членов общества, в частности от экологического образования, экологической грамотности и экологической культуры обучающегося.
Человечество достигло порога, за которым необходима новая мораль, новое знание, новая ментальность, новая система ценностей. Конечно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства нужно учиться жить в гармонии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие сферы хозяйственной деятельности.
Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека с окружающей средой, природой с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.
Как известно, человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В создании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование.
В современном технологическом мире одним из приоритетных направлений деятельности учителя начальных классов является экологическое воспитание учащихся начальных классов. Одним из важных направлений в развитии и воспитании гражданского сознания у молодежи должно стать экологическое образование, формирование ответственности за чистоту родного края, нетерпимости к проявлениям невежества и бескультурья по отношению к природе. Экологические знания позволяют человеку понять окружающий мир и его взаимосвязи, оценить влияние научно-технического прогресса на биосферу и осознать необходимость рационального использования сырья. Экологическая культура как результат сформировавшегося ответственного отношения к окружающей среде на когнитивной основе становится социально-личностным фактором преодоления экологических проблем и реализации идей устойчивого развития природы и общества.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и содержание экологического воспитания младших школьников
Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой [2, с. 23].
Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Экологическое воспитание – это довольно сложный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды [8, с. 32].
Экологическое образование осуществляется в результате целенаправленного обучения. Данный вид воспитательной работы предполагает расширение педагогически организованных контактов школьников с природной средой, организацию целенаправленного общения учащихся друг с другом и со взрослыми в учебных (игровых и реальных) ситуациях. Все это направлено на формирование у студентов социально активной жизненной позиции – потребности заботиться об окружающей среде [7].
Целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, в основе которого лежит экологическое сознание. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей территории. Теоретические основы экологического образования базируются на решении трех задач в их единстве: обучение, воспитание и развитие. Критерием формирования ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотного и нравственно образованного человека.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 57 г. ГОМЕЛЯ)
2.1 Специфика экологического воспитания младших школьников
Первая ступень обучения является важным этапом в формировании научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений ребенка к окружающей среде и своему здоровью на основе единства эмоционально-содержательных знаний о природной и социальной среде человека.
Экологическое воспитание младших школьников является сложным комплексным образованием, поэтому один учебный предмет, формирующий преимущественно естественнонаучные знания, в том числе знания по биологической экологии (естествознанию), не может справиться с формированием многогранных отношений младших школьников к социальной и природной среде [2, с. 21].
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и учащегося и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Значительная роль в экологическом образовании принадлежит межпредметным связям. Оптимальные возможности для формирования экологического образования младших школьников представлены смешанной моделью, в которой все школьные предметы соответствуют их образовательным целям, а координирующее место будет занимать предмет естественнонаучного курса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная система школьного и внешкольного образования и воспитания включает в себя большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования к росту и развитию экологической культуры. В нынешней экологической ситуации важно сделать более экологичной всю систему образования и воспитания подрастающего поколения.
Экологическое воспитание личности учащегося является важной частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения жизни на планете является неизменным спутником человеческого знания, его стремления к прогрессу.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Экологическое воспитание младших школьников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в младшем школьном возрасте.
2. Существуют разнообразные формы и методы экологического воспитания школьников: образовательная деятельность, экскурсии, тематические праздники, выставки, конкурсы, олимпиады, трудовая деятельность, знакомство с природой в повседневной жизни. К наиболее популярным методом экологического воспитания можно отнести: наблюдение, моделирование, экологические игры, метод проектов и др.
3. Экологическая игра – это такая форма экологического образования и воспитания экологической культуры, которая основана на развёртывании особой игровой деятельности учеников начальной школы. Она стимулирует высокий уровень мотивации и интереса к окружающей природе.
1. Агейкина, Р. В. Экологическое воспитание: опыт организации/ Р. В. Агейкина // Воспитательная работа в школе. – 2015. – № 1. – С. 28 –29.
2. Алексахина, Е. М. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников / Е. М. Алексахина, В. С. Долгачева. – М. : МГПИ, 2006. – 320 с.
3. Андрусякова, И. П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников / И. П. Андрусякова // Молодой ученый. – 2018. – № 1. – С. 118 – 120.
4. Бобылева, Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Бобылева // Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64 – 75.
5. Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей / Л. А. Бойко // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 79 – 96.
6. Болгова, И. В. Практические технологии в школе / И. В. Болгова // Биология. – 2008. – № 13. – С. 29 – 33.
7. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Под. ред. Г. В. Буковская. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 192 с.
8. Васильев, С. В. Формирование природоохранных понятий / С. В. Васильев. – М. : КНОРУС, 2013. – 127 с.
9. Волкова, А. И. Экологическое воспитание школьников / А. И. Волкова. – М. : Академия, 2015. – 45 с.
10. Воронина, Л. А. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании / Л. А. Воронина // Школьный мир. – 2015. – № 18 – 19. – С. 3 – 25.
11. Воспитание экологической культуры школьника : пособие для учителя / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. – М. : Тобол, 2014. – 96 с.
12. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана : Книга для обучающихся / И. Р. Голубева, Ю. В. – М. : Новывый мир, 2015. – 192 с.
13. Гордеева, Т. Н. Экологическое образование и воспитание обучающихся / Т. Н. Гордеева // Начальная школа. – 2014. – № 2. – С. 75 – 128.
14. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. – М. : Просвещение, 1984. – 450 с.
15. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И. Д. Зверев. – М. : Педагогика, 2007. – 24 с.
16. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебник / Т. С. Иванова. – М. : КНОРУС, 2013. – 145 с.
17. Игнатьева, О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. – 2005. – № 8. – С.57 – 63.
18. Кириллова, З. Л. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы / З. Л. Кириллова // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 64 – 67.
19. Пашкова, А. М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе / А. М. Пашкова // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 87 – 96.
20. Прохорова, С. Ю. Тропинка в природу : Организация экологических исследований с младшими школьниками : учебно- методическое пособие / С. Ю. Прохорова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 157 с
21. Резенкова, Ю. А. Взаимодействие семьи и школы как условие формирования экологической культуры младших школьников / Ю. А. Резенкова, Н. А. Волкова // Евразийский Союз Ученых. – 2019. – № 6. – С. 30 – 32.
22. Резенкова, Ю. А. Роль семьи и школы в экологическом воспитании младших школьников / Ю. А. Резенкова // Евразийский Союз Ученых. – 2019. – № 9. – С. 41 – 43.
23. Салеева, Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст] / Л. П. Салеева : – М. : 2009. – 49 с.
24. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Т. И. Тарасова. – Борисоглебск : БГПИ, 2012. – 146 с.
25. Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И. В. Цветкова. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 192 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Экологическая игра «Мусорная гора вред здоровью нанесла».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Экологическая интеллектуальная игра «Буквы рядком-слова ладком».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты