Использование компетентностно-ориентированных заданий на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование компетентностно-ориентированных заданий на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения»
2021
45.00 BYN
Использование компетентностно-ориентированных заданий на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Коррекционно-ориентированные задания с использованием карт по формированию навыка одевания и раздевания.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Суть компетентного подхода в коррекционно-развивающей работе
1.2 Сущность понятия «компетентностно-ориентированное задание». Типы и структура
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Выявление уровня развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2 Содержание работы по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием комплексно-ориентированных заданий
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальности исследования. Одним из приоритетов системы образования является обеспечение доступа к качественному общему образованию, в рамках которого выполняется ряд задач. Среди них наиболее значимой является задача совершенствования системы оценки личных достижений детей дошкольного возраста при реализации компетентностного подхода. При обсуждении этой системы наблюдается тенденция уделять больше внимания заданиям, ориентированным на компетенцию, которые предлагаются детьми дошкольного возраста, а также учитывать требования к управлению стандартами компетенций. В настоящее время разработка такой задачи является приоритетной. Педагоги сталкиваются с рядом проблем, в основном связанных с тем, что задания, основанные на компетентности, должны учитывать многие аспекты, упомянутые в нормативных документах, планируемые результаты разработки учебных мероприятий и т.д. Все эти аспекты и их взаимосвязь были учтены в электронной модели содержания учебных программ, что позволяет использовать ее в качестве основы для технологии генерации заданий, основанной на компетентности и предназначенной для упрощения и автоматизации этого процесса. Внедрение задач, основанных на компетенциях, в обучение по конкретным предметам является одной из тенденций внедрения новых стандартов дошкольного и школьного обучения.
Компетентность в таких заданиях «не является противоположностью знаниям или навыкам, а включает их, не просто объединяя, а свободно используя наиболее эффективный набор знаний и навыков, имеющихся в данной ситуации». Специфические особенности заданий, ориентированных на получение знаний, включают компонент деятельности, который включает в себя: материальные навыки (концептуальный аппарат, объяснение операций, выбор моделей, создание собственного алгоритма), навыки обработки информации, исследовательские (или методологические) умения.
Компетентностно-ориентированные задания могут быть использованы: для изучения нового программного материала без предварительного объяснения педагогом, на основе обновления ранее приобретенных знаний и самостоятельного микрообучения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста; для изучения темы с помощью расширенных дидактических блоков или с помощью целенаправленного объяснения нового материала, при этом границы содержания расширяются за счет дополнительной информации, полученной независимо от учебника и других источников или представленной педагогом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Суть компетентного подхода в коррекционно-развивающей работе
История этого понятия связана с теорией управления персоналом, с практикой менеджмента, с оценкой эффективности деятельности работника. Родоначальником подхода к управлению персоналом, основанного на компетенциях, можно считать McClelland. Психолог McClelland с конца 60-х годов ХХ века работал в Гарвардском университете. Он заложил основу определения компетенций как некоторых факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности. Проведенный сравнительный анализ работ (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Куницина, Г. Э. Белицкая, Л. И. Берестова, В. И. Байденко, А. В. Хуторской, Н. А. Гришанова и др.) позволил условно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовании.
Как уже отмечалось, история понятия «компетенция» идет не от педагогики, а от бизнеса, экономики, менеджмента и образования. В течение четырехсот лет, начиная с Я. А. Коменского и до недавнего времени, в образовании и обучении использовались такие базовые единицы, как знания, способности и навыки, известные в педагогике, в то время как в профессиональном секторе использовались другие единицы – компетентность и квалификация. Знания – это то, что человек знает и помнит на теоретическом, общем уровне; навыки – это то, что человек умеет делать или производить продукт; компетенции – это навыки, которые хорошо практикуются, частично воплощаются в автоматизации и высокоэффективны в применении. Знания, навыки и компетенции – это единицы образования и общие культурные ценности, в то время как знания и компетенции – это единицы рыночной экономики и профессиональной деятельности [11, с. 65].
Компетенция, переведенная с латинского языка, – это совокупность вещей, в которых человек обладает знаниями, информацией и опытом, чтобы рассуждать и эффективно действовать в данной области. Важно различать понятия компетенции и компетентности. Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств, которые необходимы человеку для успешной и продуктивной деятельности в данной области.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
2.1 Выявление уровня развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
На данном этапе выполнения курсовой работы был проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Выборка исследования: в экспериментальном исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в возрасте 5-6 лет и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормой зрительных функций.
Показателями уровня сформированности навыков самообслуживания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения являлись следующие навыки самообслуживания, выделенные нами на основе исследований С.А. Морозова, А.Н. Коноплева, К.П. Гилберг и др.:
показатель 1 – навык одевания и раздевания, который включает следующие умения в определенном порядке:
1. расстегнуть пуговицы;
2. снять платье (брюки);
3. аккуратно повесить;
4. снять обувь;
5. снять колготки, носки;
показатель 2 – навык самостоятельного мытья рук, умывания, который включает следующие умения в определенном порядке:
1. закатать рукава;
2. смочить руки;
3. взять мыло, намыливать до появления пены;
4. мыть руки;
5. смыть мыло;
6. умыть лицо;
показатель 3 – навык умения пить и есть с помощью столовых приборов, который включает в себя следующие умения:
1. держать ложку, вилку;
2. кушать из тарелки;
3. держать стакан;
4. кушать аккуратно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Компетенция, в переводе с латинского языка, – это совокупность вещей, в которых человек обладает знаниями, информацией и опытом, позволяющими ему здраво рассуждать и эффективно действовать в той или иной области. Компетенции – это совокупность взаимосвязанных качеств, необходимых человеку для успешной и продуктивной работы в данной области. Компетентный подход сосредоточен на подготовке эксперта, обладающего специфической профессиональной компетенцией, т.е. специфической личностной характеристикой, имеющей два аспекта: объективный и субъективный. Объективным аспектом являются знания, которые служат основой, фундаментом компетенции, а также навыки, которые позволяют применять эти знания на практике в профессиональной деятельности. Субъективный аспект характеризуется положительной мотивацией этой деятельности, ценностными и содержательными представлениями об ее содержании и результатах.
Компетентностно-ориентированное задание – это, в первую очередь, не форма контроля, а способ включения учащихся в активную познавательную деятельность. ситуациях); содержание учебного материала, связанное с формированием учебных умений и навыков. Существует много подходов к классификации компетентностно-ориентированных заданий.
Во второй главе работы проведена диагностика уровня развития навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В экспериментальном исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в возрасте 5-6 лет и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормой зрительных функций. В процессе диагностики выявлялись уровни сформированности следующих навыков самообслуживания: навыки одевания, переодевания; навык самостоятельного мытья рук, умывания; навык умения пить и есть с помощью столовых приборов. В результате проведенного исследования установлено, что у половины детей с нарушениями зрения навыки самообслуживания имеют недостаточный уровень развития, а у второй половины детей с нарушениями зрения навыки самообслуживания близки к достаточному уровню. Исходя из полученных низких показателей сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в работе представлено содержание работы по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием комплексно-ориентированных заданий. Мы предполагаем, что предложенные комплексно-ориентированные задания способствует формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
1. Ахмадуллина, Р. М. Конструирование компетентностно-ориентированных заданий в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов / Р. М. Ахмадуллина, Н.В. Валиахметода // Образование и саморазвитие.– 2012. – Т.4. – № 32. – С. 49-54.
2. Белошистая, А .В. Становление и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
3. Гайдукевич, С. Е. Проектирование содержания педагогического образования в области коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития / С. Е. Гайдукевич // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы: коллективная монография. – Москва: Логомаг, 2013. – С. 297–305
4. Гарфинкель, Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А. М. Корбута. – Социологическое обозрение, 2009. – Т. 8. – № 1. – С. 3–25.
5. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2011. – 175 c.
6. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков. – М. : Владос, 2015. – 402 c.
7. Ефремова, Н. Ф. Компетенций в образовании: формирование и оценивание / Н. В. Евремова. – М. : Национальное образование. 2012. – 416 с.
8. Клюева, Г. А. Компетентностно-ориентированные задания: вопросы проектирования / Г. А. Клюева // Среднее профессиональное образование.– 2012. – № 2. – С. 29-32.
9. Комарова, Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т. П. Комарова. – М. : АСТ, 2008. – 669 c.
10. Компетентностно-ориентированные задания: конструирование и применение в учебном процессе: уч.-метод. пособие / под ред. Н. Ф. Ефремовой. – М. : Национальное образование. 2013. – 208 с.
11. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева и др. – СПб. : НИУ ИТМО, 2014. – 98 с.
12. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И. Г. Корнилова. – М. : Экзамен, 2015. – 160 c.
13. Мухаев, М. П. Ориентировка в пространстве. Практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения / М. П. Мухаев. – М. : Феникс, 2010. - 260 c.
14. Никулина, Г. В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие / Под ред. Г. В. Никулиной. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 84 с.
15. Петухова, О. А. Вариативные изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении / О. А. Петухова. – Йошкар-Ола : МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. – 76 с.
16. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. – М. : ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006. – 90 с.
17. Саматова, А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения / А. В. Саматова. – М. : Феникс, 2012. – 563 c.
18. Селезенева, М. А. Использование технологии ТРИЗ-РТВ в образовательном процессе дошкольного учреждения / М. А. Селезнева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 348–352.
19. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л. В. Фомичева. – М.: Каро, 2013. – 256 c.
20. Шипицина, Л. М. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. – СПб.: Образование, 2005. – 198 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Коррекционно-ориентированные задания с использованием карт по формированию навыка одевания и раздевания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты