Актуальность темы исследования обусловлен тем, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в дошкольном учреждении. Связная речь имеет социальную значимость и играет важную роль в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь является высшей формой речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка, является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Для старшего дошкольника грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, т.к. впереди у него обучение в школе, социализирует ребёнка в обществе.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит преимущественно непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Одним из самых эффективных методов работы с дошкольниками по развитию связной речи, с опорой на наглядность является метод моделирования. Наглядные опоры помогают детям последовательно составить рассказ, напоминая о главных словах и происходящих событиях, а также развивают внимание, память, мышление, воображение.
Значимость использования моделирования в развития связной речи связана с тем, что использование моделей в развитии связной речи облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; использование моделей в развитии связной речи дошкольников позволяет эффективно решать задачи образовательных областей программы дошкольного образования.
Развитие связной речи дошкольников в учреждении образования осуществляется согласно Программе дошкольного образования «Пралеска». На ее основе выстраивается учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении по развитию речи.
Проблема развития связной речи детей отражена в работах В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, А. М. Бородич, Л. Н. Ефименковой, Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, Н. А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой и др.
В работах И.А. Галкиной, Л.А. Грудининой, А.А. Ковалевой, С.Н. Лохачевой, Ю.А. Макаровой, Т.А. Ткаченко предлагается система формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Проблема развития связной речи изучались в различных аспектах многими педагогами, лингвистами, логопедами. Среди них можно выделить: А.М. Бородич, Л.С. Выготского, В.К. Воробьеву, А.М. Леушину, Е.И. Тихееву, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёрину. Изучением связной дети у дошкольников также занимались В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Т.Б. Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова.
Характеристика и сущность связной речи и ее особенностей рассматривается в современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе.
В современной лингвистической литературе для описания связной речи используется термин «текст». По мнению И.Р. Гальперина, текст представляет собой произведение речетворческого процесса, которое обладает такими свойствами как:
– завершенность;
– целенаправленность и интеграция;
– тематическое единство;
– наличие заголовка, особых сверхфразовых единств;
– лексическая, грамматическая, логическая, стилистическая связи
[11, с. 74].
В качестве основных категориальных признаков текста выступают смысловая цельность (целостность) и связность. Не менее важными категориями текста являются информативность, последовательность, ретроспекция, завершенность (И.Р. Гальперин, А.А. Леонтьев, Л.М. Лосева).
Цельность проявляется в содержании (тематическое единство), в функциях (стилистическое единство) и в форме (структурное единство).
Связность определяется как структурная целостность, то есть внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. Так, связность устанавливается на четырех уровнях: интонационно-ритмическом, формально-грамматическом, семантическом, коммуникативном. Это означает, что связность выполняет функция обеспечения интонационных, семантических, лексических, грамматических средств, образующих органическое единство.
Связность текста, по мнению Е.Д. Розанова, является результатом взаимодействия нескольких факторов, таких как:
– логика изложения, которая отражает соотнесенность явлений действительности и динамику их развития;
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Многие психологи, педагоги, логопеды, дефектологи согласны в том, что использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи у детей дошкольного возраста. В современной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов с помощью построения и изучения их моделей [7, с. 62].
На современном этапе используются разнообразные методы и приемы по развитию связной речи у дошкольников. Моделирование используется с целью развития умений у детей создавать тексты описательного типа разного целевого назначения, композиционно оформленные (наличие начальной, основной и завершающей частей).
Моделирование представляет собой попытку задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях таких психологов Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин подчеркивается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что основой моделирования является принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением [6, с. 155].
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей; при этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы; приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо явления (оригинала данной модели), который используется в качестве заместителя. В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); силуэтные и предметные картинки; планы и условные обозначения, используемые в них [10, с. 97].
Модель выполняет разные функции (по А.А. Леонтьеву): функцию схемы ориентировочной основы действия; функцию внешней опоры; выступает как заместитель объекта изучения. О собственно модели можно говорить только тогда, когда модель занимает структурное место объекта действия. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия [12, с. 172].
Связная речь представляет собой развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразием формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К концу дошкольного периода ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные дошкольнику темы.
В старшем дошкольном возрасте происходит связной речи. Высказывания детей постепенно приобретают более последовательный характер. Они способны пересказывать и рассказывать по картинке. Связная речь старшего дошкольника отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи, которые в этот период активно развиваются. Развитие связной речи у старших дошкольников происходит: во всех видах организованной образовательной деятельности, в совместно-партнерской деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в семье. В дошкольном учреждении главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности.
Анализ Программы дошкольного образования показал, что развитие диалогической и монологической речи у старших дошкольников осуществляется посредством приобщения детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним; развития активной речи, содействия налаживанию речевого общения в совместных играх и других видах деятельности; формирования элементарного осознания языковой и речевой действительности; совершенствования умения слушать и понимать окружающих людей, учувствовать в диалоге; самостоятельного составления описательных и повествовательных рассказов, развития словестного творчества. Согласно Образовательному стандарту, в соответствии с которым разработана Программа дошкольного образования, владение старшими дошкольниками развернутой речью, передающей отвлеченную от данной ситуации информацию; сформированность монологической речи, умения рассуждать, высказывать свои соображения выступают в качестве возрастных показателей интеллектуального развития.
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2011. – 640 с.
2. Галкина, И.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников / И.А. Галкина, Е.А. Теплых // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3 (16). – С. 211-213.
3. Грудинина, Л.А. Развитие связной монологической речи у дошкольников методом наглядного моделирования / Л.А. Грудинина, В.И. Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. – С. 301-302.
4. Евтушенко, Ж.В. Использование приемов мнемотехники и моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста / Ж.В. Евтушенко // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3. – С. 56-58.
5. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста / Н.В Елкина. – М.: Просвещение, 2008. – 107 с.
6. Жигачева, Н.А. Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования / Н.А. Жигачева //Развитие современного образования: от теории к практике: сборник материалов. – М., 2017. – С. 155-157.
7. Зотова, И.В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, А.О. Сергиенкова // European Research. – 2017. – № 6 (19). – С. 62-65.
8. Иванова, Н.Н. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи / Н.Н. Иванова, П.В. Скрибцов // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. – С. 107-109
9. Карнаухова, Я.Б. формирование связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР с использованием метода изографического моделирования / Я.Б. Карнаухова, Л.С. Пилипчук // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-5. – С. 94-104.
10. Ковалева, А.А. Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования / А.А. Ковалева // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития сборник материалов междунар. научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 97-99.
11. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников / И.Н. Лебедева. – СПб.: Питер, 2009. – 442 с.
12. Леонтьев, А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста / А. А. Леонтьев. – М., 1974. – Ч. 1. – С. 169–172.
13. Лихачева, С.Н. Моделирование как средство развития связной речи дошкольников / С.Н Лихачева // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенез: материалы всерос. научно-практ. конференции. – М., 2014. – С. 280-285.
14. Макарова, Ю.А. Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста / Ю.А. Макарова // Концепт. – 2017. – Т. 2. – С. 386-389.
15. Об утверждении и введении в действии руководящих документов РБ «Образовательный стандарт». Дошкольное образование. Готовность к школе. Основные требования и нормативы»: Постановление Министерства Образования РБ от 12 сентября 2000 г. № 14 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sporteducation.by/img/file/normativka/RUK_DOKUMENT_OBRAZOVATEL_STANDART.pdf. – Дата доступа: 24.11.2017
16. Обора, Н.Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками / Н.Ф. Обора // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7. – С. 37-39.
17. Пралеска: программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 417 с.
18. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
19. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
20. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
21. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Академия. 2006. – 256 с.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 c.
23. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2014. – 216 с.
24. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
25. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.