ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1.1 ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
1.2 ВИДЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.3 ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1.4 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ГЛАВА 2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Школа занимает важное место в обществе и играет особую роль в судьбе каждого человека. Именно она должна подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания об обществе и правильное отношение.
Это особенно верно для работы с детьми с ограниченными возможностями, у которых практически нет или очень низкая мотивация к обучению. Необходимо постоянно повышать эффективность методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успехами учащихся в приобретении знаний и навыков, но и развитием их познавательных способностей.
Для этого педагогам можно использовать в своей работе различные способы улучшения учебного процесса, нестандартные формы организации урока. Одной из многочисленных форм является использование и применение интерактивных методов в процессе обучения и воспитания школьников с целью повышения общего уровня образовательного процесса и повышения познавательной активности учащихся.
Суть интерактивного обучения заключается в организации учебного процесса, в котором все учащиеся вовлечены в учебный процесс, у них есть возможность понять, что они знают и умеют.
Условием, а также результатом успешного использования интерактивных методов обучения, является способность сотрудничать учеников друг с другом и с учителем. Этот метод также интересен тем, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, педагог может ограничиться использованием отдельных его элементов (этапов).
В обучении существует несколько способов использования интерактивных технологий, которые широко используются в таких процессах, как: получение знаний, консолидация полученных знаний и контроль знаний.
Контроль знаний учащихся может осуществляться с помощью теста или на примере практических заданий. Сегодня во всех учебных заведениях широко используются информационные технологии в качестве технологического средства контроля знаний.
Выполнение упражнений такого рода дает учащимся новые знания и навыки. И учителям рекомендуется проводить занятия поинтереснее, работать над собой. Тесты, скомпилированные в специальных программах, также могут использоваться в программах для подготовки электронных учебников и достижения согласованности в процессе обучения.
Использование интерактивных методов в классе повышает интерес ученика к предмету, увеличивает навыки использования информационных технологий, экономится время, создается больше возможностей для закрепления и контроля знаний. Благодаря внедрению таких интерактивных технологий в учебный процесс педагоги могут улучшить качество урока и добиться точности при проверке знаний учащихся.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1.1 Интерактивный метод обучения
Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.
Интерактивное обучение – это диалоговое общение между учителем и учеником, в ходе которого осуществляется взаимодействие между ними [2].
Интерактивные методы обучения в начальной школе, могут быть использованы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это поможет сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.
Термин «интерактивные методы обучения» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных технологий:
- первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера;
- вторая группа – безкомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися [16].
Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися[7].
Таким образом, можно сказать, что интерактивные методы обучения – это своего рода специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели обучения.
Цель интерактивных методов обучения – создание максимально комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения, положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса, позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных психологических условиях, а также создают базу для дальнейшего решения проблем по устройству после обучения.
Схема интерактивных методов обучения строится на схемах взаимодействия «педагог – учащиеся» и «учащийся – учащийся». Данные схемы подразумевают, что к процессу обучения привлекает не только педагог, но и сами учащиеся посредством взаимодействия друг на друга [11].
Взаимодействие «учащийся – учащийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в процессе обучения.
Основными задачами интерактивных методов обучения являются:
- Побуждение и повышение интереса учащихся к обучению.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала.
ГЛАВА 2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Организация исследования
В исследовании были задействованы учащиеся 1-4 классов с нарушениями зрения. Для оценки эффективности интерактивных тестовых заданий в качестве средства контроля знаний, нами были использованы тесты на интерактивной доске.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия, проводить контроль знаний учащихся.
Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, что особенно важно в классе слабовидящих детей.
Использование интерактивной доски при проведении тестов по предмету «Человек и мир» происходило следующим образом: высвечивался тест на экран и включался интерактивный режим. Проверялся тест стразу по окончании работы, некоторые из учащихся приглашались к доске, где они маркером указывали ответ.
В процессе демонстрации теста на интерактивной доске также использовалась звуковая дорожка, с записанными на ней вопросами и вариантами ответов.
В результате использования интерактивной доски как средства контроля знаний учащихся 1-4 классов с нарушениями зрения можно сделать следующие выводы: с помощью интерактивной доски можно осуществлять эффективный контроль: предложить тесты, контрольные, самостоятельные работы, занимательные задания, которые могут быть выполнены учеником в интерактивном режиме.
В этом случае ученик становится активным самостоятельным участником даже в процессе контроля знаний. При этом «интерактивность» данного средства обучения реализуется в полной мере, т. к. позволяет ребенку почувствовать себя в большей мере обучающимся, чем обучаемым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интерактивное тестирование как новый инструмент образовательного процесса и форма контроля знаний направлена на стимулирование учащихся к более глубокому изучению учебных материалов, принятие быстрых решений, значительно снижает вероятность проявления субъективного критерия для оценки знаний учащихся преподавателем.
Совместно с другими методами тестирования знаний интерактивное тестирование позволяет учителю иметь объективное представление о текущем уровне знаний учащихся
Основная цель тестирования при контроле знаний учащихся по предмету «Человек и мир» - повысить эффективность учебного процесса и контролировать уровень знаний учащихся начальных классов по предмету «Человек и мир».
Использование тестов позволяет педагогу выявить имеющиеся у учащихся пробелы в знаниях и с помощью этих же тестов принять меры по их устранению.
Применение интерактивных тестов направлено на формирование учебно-познавательных, ценностно-смысловых, информационных и коммуникативных компетенций.
Создаются условия, которые позволяют развивать у учащихся умение отвечать на поставленный вопрос, ставить перед собой цели, принимать решения, формулировать ответ.
Компетенция личностного самосовершенствования проявляется в аспекте интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самостоятельности и самооценки.
Учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, овладевает приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Это способствует формированию учебно-познавательной компетенции.
Таким образом, неоспорим тот факт, что применение интерактивных тестов – один из способов развития ключевых компетенций.
Уроки с использованием интерактивных тестов, для контроля знаний учащихся активизируют познавательный процесс, развивают внимание у учащихся, память; прививают самостоятельность, что немаловажно для учащихся с нарушениями зрения.
Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.
Можно сделать вывод о том, что интерактивные формы обучения способствуют созданию доброжелательно-оптимистической атмосферы, подавлению внутренней агрессии, развитию самоуважения ученика, выявлению и укреплению в ребенке положительного, приобщению к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества.
Таким образом, тестирование помогает учащимся закрепить учебный материал, и, что не маловажно, оно привносит в процесс обучения элемент состязания, азарта, что нравится учащимся.
1. Алексеева, О.С. Применение практического контроля при обучении школьников с нарушениями зрения в 3-4 классах / О.С. Алексеева // Специальное образование: профессиональный дебют: материалы V студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 26 февраля 2016 г. / Бел.гос. пед. ун-т. им. М. Танка.
2. Батакова, Е.Л. Интерактивные средства обучения как часть электронно- образовательных ресурсов / Е.Л. Баталкова // Вестник ТГПУ. – 2016. – №1. – С.105–108.
3. Брыскина, О.Ф. Интерактивная доска на уроке. Как оптимизировать образовательный процесс : методическая работа в школе / ред. О. Ф. Брыскина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 111 с.
4. Валов А.М.Современные средства оценивания результатов обучения. Диагностический комплекс / аттестационные программно-дидактические тестовые материалы для отсроченной проверки знаний обучающихся. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009.
5. Голодов, Е.А. Интерактивная доска в школе : учебное пособие / Е.А. Голодов, И.В. Гроцкая, В.Е. Бельченко. – Волгоград : Учитель, 2010. – 86 с.
6. Горбенко, С.И. Современные технологии обучения//Новые образовательные технологии: сб. докл. и тез. – Ставрополь, 2014. – С. 3–8.
7. Дусткулов Ж. М., Авазов З. Ф. Использование интерактивных тестов при контроле и закреплении знаний // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 43-45.
8. Жукова, И.А. Интерактивная доска как средство информационно- образовательных / И. А. Жукова // Интеграция науки и производства. – 2010. –№5. – С. 91–94.
9. ИКТ в образовании людей с особыми потребностями: специализированный учебный курс / Н. Токарева, С. Бесио / Авторизованный перевод с английского. — М.: Изд. дом «Обучение-сервис», 2008. — 320 с.
10. Капранова, Е. А. Интерактивное обучение : концептуальные подходы / Е. А. Капранова // Вестник Полоцкого гос. ун-та. – 2012. – № 7. – С. 11–14.
11. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров // учебное пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – Москва : Академия, 2001. – 256 с.
12. Козлов А,В, Меховников В,Ю, О целесообразности и возможности интеграции информационных и традиционных технологий обучения в системе высшего образования // Новые образовательные технологии: сб. докл. и тезисов. Ставрополь, 2004, – С. 84–86.
13. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – Оренбург : Оренбургский государственный университет. – 2014. – С. 61.
14. Кручинина, С. С. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе: учеб.-метод. пособие. / С. С. Кручинина, И. В. Кабелка. – Минск : БГПУ, 2002. – 102 с.
15. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования)/ А. Н. Майоров. — М.: «Интеллект-центр», 2001. — 296 с.
16. Миненкова, И.Н. Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие / И.Н. Миненкова. – Минск: БГПУ, 2010. – 60 с.
17. Рощина, М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения / М.А. Рощина, В.И. Швецов. – Н.- Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.
18. Трафимова, Г. В. Учебный предмет "Человек и мир" в 1 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. и белорус. яз. обучения/ Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
19. Тупоногов, Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: метод. пособие для педагогов и руководителей спец. (коррекцион.) образоват. учреждений / Б.К. Тупоногов .— М. : ВЛАДОС, 2011 .— 225 с.
20. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие/ М. Б. — М.: Логос, 2002. — 432 с.
21. Чурина К. В., Зимина Е. К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1214-1217.
22. QR-коды в образовании: для контрольной, домашнего задания и перемены [Электронный ресурс]: О будущем образования и технологиях «Edutainme» – Режим доступа : http://www.edutainme.ru.