ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ, МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1.3. СУЩНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1.4. ОСОБЕННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
2.2 АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТА
2.3 КОНСПЕКТЫ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в тифлопедагогике остаются значимыми вопросы преодоления зрительной недостаточности у детей с нарушениями зрения, особое внимание при этом уделяется использованию осязания при познании предметов окружающего мира и оперировании ими (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.А. Ремезова и др.). Роль осязания в усилении компенсаторных процессов у детей школьного возраста, у взрослых с глубокими нарушениями зрения обоснована в исследованиях М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, Р.Б. Каффеманаса, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др.
Анализ запросов практикующих учителей-дефектологов (тифлопедагогов) позволяет утверждать, что на данный момент практически не существуют методические пособия, методические рекомендации, в которых была бы представлена система работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в процессе непосредственно образовательной деятельности тифлопедагога, а также совместной деятельности педагога с детьми с нарушениями зрения.
Специалисты, занимающиеся проблемами развития школьников, считают, что мелкая моторика очень важна, так как через нее развиваются такие высшие функции, как мышление, внимание, зрительная и двигательная память. Так же мелкая моторика важна для развития речи, воображения, наблюдательности и координации. Человеку необходимы точные координированные движения для выполнения бытовых действий, таких как письмо, одевание и прочие.
Мелкую моторику у детей школьного возраста с нарушениями зрения следует развивать систематически. Для ее развития можно использовать разные виды изобразительной деятельности. Тесную связь развития мелкой моторики и развития мозга выделяли такие исследователи как Г. Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Е. М. Мастюкова. Они считали, что мелкая моторика является важной предпосылкой развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие, эмоционально-волевая сфера ребенка. Отечественные ученые предполагают, что тренировку рук ребенка и его пальцев следует начинать еще на ранних этапах развития и подкреплять ее речевыми действиями.
Актуальность данной темы работы обусловлена тем, что отставание в развитии мелкой моторики у детей школьного возраста с нарушениями зрения создает проблемы в развитии навыков самообслуживания, затрудняет процесс овладения письмом и другими учебными навыками, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и затрудняет манипуляции мелкими предметами. Все это обуславливает необходимость целенаправленной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей данной категории. Изобразительная деятельность является одним из самых интересных и доступных для детей школьного возраста методом развития мелкой моторики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Основные понятия, методы, методики для диагностики
Моторика – система двигательных умений, навыков, реакций и сложных двигательных действий, свойственных человеку [4].
В большом психологическом словаре, составителем которого является, В. Зинченко, под моторикой понимается вся сфера двигательных функций [6].
В свою очередь, С. Ю. Головин утверждает, что моторика – это двигательная активность человека.
Двигательная активность делится на мелкую и крупную [1].
Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия верхними и нижними конечностями и телом в целом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить.
На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика.
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
Умение выполнять координированные движения в пространстве (сидеть, бегать, прыгать и т. д.) – это крупная моторика, а разнообразные движения с использованием пальцев и кистей рук – это мелкая моторика.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий систем организма (Мышечной, нервной, костной с использованием зрительной системой) [2].
Первая методикая исследования – «Лабиринт»
Автор: Н.И. Озерецкий.
Цель данной методики – выявление уровня развития динамической координации ведущей руки [20].
Оборудование: бланк «Лабиринт».
Описание процедуры обследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию от «входа» до «выхода» из лабиринта, повторяя все его изгибы, не касаясь ограничительных линий. На проведение линии в лабиринте отводится 45 секунд. Инструкция сопровождается демонстрацией.
Второй методикой для диагностики мелкой моторики является оценка уровня графомоторных навыков посредством списывания фразы с образца [14].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и проведение
База исследования: СШ № 178 г. Минска.
В эксперименте приняли участие дети с нарушением зрения, 1-2 кл, 6-8 лет, 5 человек.
Целью эксперимента являлось определение исходного уровня развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Диагностика направлена на изучения уровня сформированности мелкой моторики, а именно, оценку координации движения, плавности письма, уровня сформированности графомотрного навыка.
Для полноты оценки развитости мелкомоторных навыков, была составлена и адаптирована диагностический блок, состоящий из 3 методик, включающих оценку уровня развития координации ведущей руки (Лабиринт Н. И. Озерецкого), графомоторных навыков и общую оценку развитости мелкой моторики (Графический диктант).
Вышеперечисленные методики были адаптированы для диагностики детей с нарушением зрения [24]. Адаптация предполагала следующие изменения инструкции и стимульного материала:
1. Использование зеленых тонов, для улучшения восприятия цветных элементов.
2. Высокий цветовой контраст изображения и использование заполненных силуэтных фигур.
3. Инструкции были воспроизведены аудиально и дополнялись яркими визуальными образами.
4. Проведение обучения перед использованием методик, предполагающих взаимодействие с бумажными носителями.
Далее, будут описаны методики, направленные на изучение уровня сформированности мелкой моторики.
Первой методикой является – «Лабиринт»
Автор: Н.И. Озерецкий.
Цель данной методики – выявление уровня развития динамической координации ведущей руки [20].
Оборудование: бланк «Лабиринт».
Описание процедуры обследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию от «входа» до «выхода» из лабиринта, повторяя все его изгибы, не касаясь ограничительных линий. На проведение линии в лабиринте отводится 45 секунд. Инструкция сопровождается демонстрацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, развитие мелкой моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим мелкомоторным навыком, успешное становление которого опирается на слаженное взаимодействие всех уровней организации движений (Н. А. Бернштейн).
Чем предметнее двигательный акт, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы вносят свой вклад в урегулирование этой задачи и реализации соответствующих движений.
У мелкой моторики есть ряд особенность, она тесно взаимосвязана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, развитие мелкой моторики и развитие речи также тесно связаны.
Организация обучения изобразительной деятельности с учетом психологических особенностей детей может служить одним из эффективных факторов влияния на социальную адаптацию и психическое развитие личности, являться резервом повышения продуктивности обучения. Изобразительное деятельность – специфически образное познание действительности.
Решающую роль в развитии изобразительной деятельности играет обучение. Руководство изобразительной деятельностью детей младшего школьного возраста требует особой системы обучения, построенной с учётом своеобразия психики ребёнка данного возраста и этиологии заболевания, поэтому занятия изобразительной деятельностью в образовательном учреждении служат важным средством всестороннего развития обучающихся и эффективным способом коррекции.
Дефицит зрительных впечатлений отрицательно сказывается на формировании мелкой моторики у всех подкатегорий детей с нарушением зрения. Исследователи (Г. В. Григорьева, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова, и др.) отмечают, что при нарушенном зрении наблюдается невозможность или большие трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию приводят к разрыву между тем, о чем ребенок может рассказать, и тем, что он может практически делать.
Недостаток опыта и трудности предметно-практической деятельности, плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка с нарушениями зрения отставание в развитии моторики пальцев рук, координации их движений.
База исследования: СШ № 178 г. Минска.
В эксперименте приняли участие дети с нарушением зрения, 1-2 кл, 6-8 лет, 5 человек.
1. Аксенова, М. И. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова. – М. : Дошкольное воспитание, 1990. – 20 с.
2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. – М. : ФиС, 1991. – 209 с.
3. Бернштейн, Н. А. Построение движений / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с.
4. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн – М. : Академия, 2010. – 284 с.
5. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук / С. Е. Большакова. – М. : Сфера, 2009. – 64 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова [и др.]. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.
7. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондоренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 2009. – 192 с.
8. Бортник, А. Ф. Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с полимерной глиной / А. Ф. Бортник, М. А. Амосова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – С. 30-31.
9. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. – Челябинск : Букватор, 2006. – 113 с.
10. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Е. А. Ежанова // Дефектология. – М., 2003. – № 6. – 54 с.
11. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. – М. : Новая школа, 1998. – 144 с.
12. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1973. – 228 с.
13. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования / Т. С. Комарова. – М. : «Просвещение», 2011. – 196 с.
14. Лапшина, Л. М. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью : метод. рекомендации / Л. М. Лапшина, В. А. Левченко / Челяб. гос. пед. Университет. – Челябинск, 2014. – 50 с.
15. Лихошерстова, Н. А. Развитие эстетического восприятия у старших дошкольников в процессе обучения нетрадиционным художественным техникам / Н. А. Лихошерстова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 3. – С. 124-127.
16. Лурия, A. Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2012. – 346 с.
17. Малева, З. П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия детей / З. П. Малева. – М. : Владос, 2000. – 96 с.
18. Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс]. – URL : www.mkb10.ru
19. Озерецкий, Н. И. Исследование при помощи специальных тестов моторной одаренности у нормальных и анормальных детей и подростков : тезисы доклада / Н. И. Озерецкий // Основные проблемы педологии в СССР. – Вязники : Красный печатник, 1928. – С. 170-171.
20. Озерецкий, Н. И. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей / Н. И. Озерецкий, М. О. Гуревич – М. : Синтез, 2012. – 106 с.
21. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учебное пособие / Л. И. Плаксина. – М. : РАОИКП, 1999. – 125 с.
22. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 365 с.
23. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : учеб. пособие / И. Н. Садовникова. – М. : Владос, 1997. – 282 с.
24. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) / Л. И. Солнцева. – М. : Классике Стиль, 2006. – 256 с.