Введение
Глава 1. Теоретическое изучение трехмерного рельефного пособия по предмету «человек и мир» по теме: формы земной поверхности (горы, реки, холмы) для детей с нарушением зрения
1.1 Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения
1.2 Использование трехмерных рельефных пособий для обучения детей с нарушением зрения
1.3 Применение рельефных трехмерных пособий на уроках «человек и мир» для обучения детей с нарушением зрения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое изучение применения трехмерного рельефного пособия по теме «человек и мир»
2.1 Описание трехмерного рисунка для исследования
2.2 Анализ предоставленного пособия
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе образование и воспитание подрастающего поколения представляет собой длительный процесс формирования жизненно-важных знаний, умений и навыков. Образование в современном обществе играет большую роль в будущем профессиональном самоопределении детей и молодежи.
Категория детей с нарушениями зрения представляет собой разнородную категорию учащихся, при образовании и воспитании которых необходимо применять специализированные методы и формы работы. Воспитание и образование данной категории детей, а также их познавательные процессы довольно специфичны. Познавательные процессы данной категории детей строятся в основном на тактильных ощущениях.
Одним из основных видов работы с данной категорией детей является применение специализированных пособий и наглядностей. Такого рода пособия отличаются определенной структурой.
Ознакомление с окружающим миром в общеобразовательной школе для детей с нарушениями зрения происходит на уроках «Человек и мир». Данные уроки способствуют развитию у детей знаний, умений и навыков, которые помогут им ознакомиться с окружающим миром.
Нарушения зрения являются препятствием в обучении, поэтому для данной категории детей были разработаны специальные модели пособий, которые называются рельефными и трехмерными.
Исследованиями обучения и воспитания детей с нарушениями зрения занимались многие отечественные и зарубежные авторы. К числу данных авторов мы можем отнести таких как З.Е. Арганович, Л.П. Григорьева, Л.А. Григорян и т.д. Данные исследователи занимались исследованием проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, а также разрабатывали материал для того, что бы обучение данной категории детей проходило более оптимально [1, с. 25].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕХМЕРНОГО РЕЛЬЕФНОГО ПОСОБИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ПО ТЕМЕ: ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (РАВНИНЫ, ХОЛМ, ГОРА, ЧАСТЬ РЕКИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения
У детей с нарушениями зрения, при отсутствии зрительных ощущений образ восприятия складывается из ощущений различных модальностей –формируется так называемый полимодальный образ восприятия. Особую роль играют тактильные, слуховые ощущения, также у детей с нарушениями зрения, обычно более развиты, по сравнению с обычными людьми, обонятельный и вкусовой типы чувствительности. Увеличение объема признаков и свойств, воспринимаемых в совместной деятельности анализаторных систем, неизбежное и необходимое для более точного распознавания свойств объекта дублирование сигналов различных модальностей является средством повышения достоверности и эффективности восприятия [2, с. 33].
Большое количество признаков, характеризующих мультимодальную манеру восприятия, тем труднее удержать в памяти; сложнее проанализировать, обнаружить обилие главных свойств, существенных, а значит, детям с нарушением зрения нужны специальные упражнения для развития логического мышления; и на это восприятие обычно требуется чуть больше времени, чем на материал унимодального (зрительного) восприятия.
Слуховая чувствительность у всех детей с нарушениями зрения повышена. Слух – чувство, помогающее ориентироваться в пространстве, в общественной жизни, а главное – сохранение слуха, является условием развития речи, главным средством компенсации слепоты [3, с. 11].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕХМЕРНОГО РЕЛЬЕФНОГО ПОСОБИЯ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И МИР».
2.1 Описание трехмерного рисунка для исследования
Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности, образующих различные объемные формы (положительные и отрицательные).
Рельеф состоит из отдельной формы, а форма состоит из элементов. Сочетание рельефных форм, имеющих сходное происхождение и естественно повторяющихся, называется типом рельефа.
Гора имеет куполообразную или коническую форму возвышения. Четко выделяется вершина – самая высокая часть горы, склоны или откосы, расходящиеся от вершины во все стороны, основание холма, называемое подошвой. Высота округлая или овальная.
Лощина – вытянутая впадина, падающая в одном направлении, имеющая уклоны. Линия, пересекающая склоны долины называется дренажная линия или русло реки.
Большие и широкие впадины с пологими склонами называются долинами. Узкие и глубокие долины с крутыми, обрывистыми склонами в горных районах называются ущельями. Неглубокие овраги образуют размывы при смывании.
Горизонтальными называются плоские поверхности, параллельные плоскости горизонта. В природе нет строго горизонтальных и плоских поверхностей. Чаще всего встречаются поверхности со слабыми уклонами в разные стороны.
Наклонные поверхности чаще всего имеют вообще один постоянный угол наклона к плоскости горизонта. Поверхность, у которой углы наклона увеличиваются от верха к подошве, называется выпуклой, а у которой углы наклона уменьшаются – вогнутой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Категория детей с нарушением зрения представляет собой гетерогенную группу, которая характеризуется незначительным или глубоким нарушением зрительной функции. Зрительная функция у этой категории детей компенсируется развитием других функций, таких как слуховая, тактильная и речевая. Именно благодаря этим функциям ребенок с нарушениями зрения осваивает окружающий мир.
В современном образовательном процессе большое внимание уделяется процессу обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди различных методов обучения в отдельной группе выделяются трехмерные рельефные учебные пособия, которые позволяют лучше освоить учебный процесс данной категории детей.
Курс предмета "Человек и мир" для учащихся с нарушениями зрения является основной целью приобщения детей данной категории к окружающему миру. Основными видами трехмерных рельефных средств являются такие, как манекен, термометр, манекен и др.
Во второй главе нашей курсовой работы мы рассмотрели особенности, которые необходимо выделить при анализе трехмерных рельефных средств. При анализе рельефа местности необходимо выделять не только такие характеристики, как горы, холмы, реки и др., но и их качественные характеристики, например, цвета, размеры и поверхности.
Для анализа в курсовой работе нам был предоставлен трехмерный рельефный учебник по теме "рельеф". С помощью этого пособия дети с нарушениями зрения смогут получить полное представление об особенностях этого рельефа.
Анализ гранта показал нам, что рельеф местности является приоритетным горным. В рельефе этой местности мы выделили две горы, несколько небольших холмов, долину у подножия горы, а также реку, которая сужается ближе к подножию горы.
1. Агранович, З.Е. «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников» / СПб.: « Детство - Пресс», 2003. – 254 с.
2. Григорьева, Л.П.,.и др. «Развитие восприятия ребёнка» / М.Э Бернадская. – М.: «Школа - Пресс», 2001 – 321 с.
3. Григорян, Л.А. «Офтальмологические рекомендации к проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей» // «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе», 2001 – №2. – 147 с.
4. Денискина, В.З. «Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушением зрения» / В.З. Денискина. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 256 с.
5. Мазуревич, В.И. «Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере» / В.И. Мазуревич. – Мурманск: АВН, 2004. – 149 с.
6. Малых, Р.Ф. «Вопросы методики образования математике слепых и слабовидящих школьников» / Р.Ф. Малых. – Л.: ЛГПИ, 2007. – 289 с.
7. «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением» / под ред. Плаксиной Л.И. – М.: «ГороД», 2008. – 149 с.
8. Никулина, Г.В. «Охраняем и развиваем зрение» /Г.В. Никулина. – СПб.: « Детство-Пресс», 2002. – 168 с.
9. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения» / под ред. М.И. Земцовой – М.: «Просвещение», 2008. – 245 с.
10. Сидоренко, Л.М. «Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения» // Интернет: Издательский дом «Первое сентября», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005 – 2006. – С.25
11. Соколова, А.В. «Использование средств наглядности в школе слабовидящих» /А.В. Соколова. – М.: Просвещение, 2007. – 126 с.
12. Солнцева Л.И. «Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста» / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2007. – 298 с.
13. Солнцева, Л.И. «Тифлопсихология детства» / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 123 с.
14. Эдигей, В.Б. «Увлечение чтением. Уроки развития мышления и техники речи» /В.Б, Эдигей. – М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 245 с.
15. Воронова, Е.Е. «Использование современных средств наглядности в обучении детей с нарушениями зрения» // Интернет: Издательский дом «Первое сентября», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005. – 156 с.
16. Боброва, З.Г. Зависимость цветоощущения от заболеваний зрительного анализатора частичнозрячих и слабовидящих школьников // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Вып. 2. – Л.: Академия, 2010. – 189 с.
17. Боброва, З.Г. Изменение световой электрической чувствительности слабовидящих школьников в ходе темновой адаптации // Тифлопсихология и тифлопедагогика. XXIII Герценовские чтения. – М.: Академия, 2010. – 245 с.
18. Боскис, О.М., Левина Р.Е. Основы компенсации дефектов у аномальных детей // Психология аномального развития ребенка. / Под ред. В.В.Лебединского, М.К.Бардышевской. – М: Академия, 2002. – 189 с.
19. Бубнова, Т.В. Сравнительное изучение формирования пространственных представлений у учащихся 5-7 классов школы слепых детей с нормальным развитием интеллекта и с отклонениями умственного развития // Тифлопсихология и тифлопедагогика.– Л.: Юность, 2000 – 356 с..
20. Бюрклен, К. Психология слепых. / К. Бюклен. – М.: Сфера, 2004. – 124 с.
21. Выготский, Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Мысль, 2005. – 245 с.
22. Выготский, Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблемы дефектологии. / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Академия, 2005. – 289 с.
23. Выготский, Л.С. Слепой ребенок // Проблемы дефектологии. /Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Академия, 2010. – 263 с.
24. Гинтелене, Г. Визуальная перцептивная деятельность слабовидящих детей // Экспериментальная прикладная тифлопсихогия. – В.: Новое, 2011. – 256 с.
25. Глейтман, Г., Зрение // Основы психологии. / Г. Глейтман – СПб.: Питер, 2001. – 214 ч.