Принцип природосообразности в процессе формирования базовой культуры личности
Лингвогуманитарный колледж при МГЛУ (бывш. МГПК №1)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Принцип природосообразности в процессе формирования базовой культуры личности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Принцип природосообразности в процессе формирования базовой культуры личности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №115, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Оценка уровня школьной мотивации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Авторская анкета для педагогов.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения принципа природосообразности в процессе формирования базовой культуры личности
1.1 Особенности формирования базовой культуры личности
1.2 Применение принципа природосообразности в процессе формирования базовой культуры личности
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование принципа природосообразности в процессе формирования базовой культуры личности
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране в конце ХХ века, вызвали необходимость обновления системы образования, содержания и форм работы общеобразовательной школы. Работа школы должна быть изменена еще и потому, что выявлен ряд негативных причин. Ученики имеют недостаточные знания. Наблюдается неуважительное отношение к учителям и школе в целом. Причины школьного кризиса кроются и во внешних факторах: слабая материальная база большинства школ, недостаточное финансирование, недостатки в подготовке учителей, социальная и психологическая неустроенность многих семей. К сожалению, научное обеспечение школ также находится не на должном уровне.
В истории педагогической науки идея гуманизации образования традиционно описывалась в терминах принципа природосообразности образования. Идея гуманизации образования традиционно описывается в терминах принципа природосообразности образования. Принцип природосообразности – это педагогический принцип, согласно которому воспитатели и педагоги руководствуются в своей деятельности факторами естественного развития ребенка.
Необходимость соответствия воспитательных воздействий природе ребенка была признана еще на заре времен, люди осознавали это уже на заре возникновения института воспитания. Однако к формированию идеи природосообразности как самостоятельного принципа педагогики человечество подошло только в начале Нового времени, которое связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского.
Эволюция взглядов на содержание принципа природосообразности происходила в основном, в связи с развитием научных представлений о природе человека в рамках таких дисциплин, как философия, социология, антропология, медицина, психология (общая, социальная, возрастная, педагогическая).
Между тем, несмотря на значительный прогресс в XX веке в углублении сведений о человеке как природном существе и субъекте социальной деятельности, принцип природосообразного воспитания не получил интенсивного развития в педагогике. Принцип природосообразности воспитания в настоящее время не востребован, что противоречит насущным потребностям общественной и педагогической практики педагогической практики, в том числе в ее региональном контексте [1, с.2940]
Исследованиями в области изучения принципа природосообразности в формирование базовой культуры личности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как М.В. Абдархманова, В.С. Безрукова, Н.Д. Виноградова, А.В. Петровский, Г.Н. Волков, Л.С. Выготский и т.д.
Глава 1. Теоретические основы изучения принципа природосообразности в процессе формирования базовой культуры личности
1.1 Особенности формирования базовой культуры личности
В педагогических исследованиях выделяют понятие «базовая культура личности» – знания, умения, навыки, интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие, методы и формы общения, реализуемые в деятельности человека.
Образование направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. В.С. Безрукова выделяет ряд компонентов, способствующих формированию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:
- к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых установок как качества личности);
- к жизни (декларация прав человека и их ценности, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др;)
- к обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы роли личности в обществе: свое «я» и общество; патриотическое воспитание);
- к труду (приобретение трудовых навыков) [2, с.129].
Традиционная педагогика различает несколько подходов к образовательной деятельности по развитию базовой культуры личности. Большинство ученых выделяют следующие направления воспитательной деятельности (В.С. Болбас.):
- формирование научного мировоззрения;
- гражданское воспитание;
- трудовое воспитание;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание [3, с.79].
Рассмотрим подробнее составляющие базовой культуры личности:
1. Формирование научного мировоззрения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность конкретных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому и ожидаемому будущему. Они являются основой духовного мира людей. Мировоззрение также включает в себя мировосприятие, которое выражается в определенных идеалах и образах действительности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии.
Глава 2. Эмпирическое исследование принципа природосообразности в процессе формирования базовой культуры личности
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №115» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 учащихся 4-го класса в возрасте 9-10 лет. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Также, в исследовании приняли участие 5 педагогов начальных классов.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности личности учащихся среднего звена.
Задачи исследования:
1. Определить уровень школьной мотивации детей.
2. Определить особенности использования принципа природосообразности в рамках учебного процесса в школьном учреждении.
Методики исследования:
1. Анкета школьной мотивации Лускановой (Приложение А).
Данная анкета состоит из 9 вопросов, каждый из которых оценивается от 0 до 3 баллов.
Анализ анкетирования. Шкала оценок.
25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. Очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.
Заключение
Проблема определения путей осуществления образования и воспитания на основе принципа природосообразности является одним из центральных пунктов формирующейся новой гуманистической парадигмы. Проблема определения путей осуществления образования и воспитания на основе принципа природосообразности является одним из центральных пунктов формирующейся новой гуманистической парадигмы в педагогике. педагогике. педагогике. С этой точки зрения результаты данного исследования Результаты исследования представляют определенный теоретический и практический интерес. Так, утверждение о единстве природы и человека является выражением той всеобщей закономерности, которая лежит в основе сущности принципа природосообразности.
Анализ литературы по данной проблеме показывает, философские, естественнонаучные, психологические и педагогические теории, раскрывающие восстановление естественной связи человека с природой, духовную и эстетическую ценность природы, расширение мировоззрения до космического уровня – представляют собой основу современной сущности принципа природосообразности
Анализ литературных источников показал, что формирование базовой культуры личности происходит в рамках множества направлений, осуществляющих образовательное и воспитательное взаимодействие. Основными сферами формирования являются такие как формирование научного мировоззрения, гражданского воспитания, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического направления в воспитании.
Принцип природосообразности оказывает большое влияние на процесс формирования базовой культуры личности детей различного возраста и формирования определенных принципов и направлений воспитания. Было выявлено, что формирование базовой культуры личности ребенка невозможно без влияния процесса включения природных особенностей в систему личностного развития.
Принцип природосообразности воспитания требует, чтобы педагогический процесс соответствовал природе человека, его способностям и возможностям. Так, подростковый возраст благоприятен для наиболее полного духовно-нравственного саморазвития личности. Полнота саморазвития обеспечивается гуманным стилем воспитания. В этом случае активизируется собственная целенаправленная деятельность личности, направленная на самостоятельное развитие потенциала человеческого достоинства.
1. Абдрахманова, М.В. Разработка принципа природосообразности в современной отечественной педагогике // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-13. – С. 2940-2943
2. Безрукова, В. С. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / В.С. Безрукова. – Екатеринбург. обл. ин-т развития регион, образования. Екатеринбург, 1993. – 258 с.
3. Болбас, В.С. Природосообразность воспитания в народной педагогике белорусов / В.С. Болбас // Педагогика. – 2007. – № 3. – С. 79–83.
4. Виноградова, Н.Д. Принцип природосообразности в свете междисциплинарных исследований // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в образовании. — М.: ИТП и МИО РАО, 2014. — 258 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 2013. – 288 с.
6. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. – М.: Академия, 2006. – 258 с.
7. Дистервег, А. О природосообразности и культуросообразности в обучении / А. Дистервег // Народное образование. – 1998. – № 7–8. – С. 193–197
8. Козлова, П.П. Природосообразное воспитание человека в Учении Живой Этики. Сущность и развитие принципа природосообразности в формировании духовного мира ребенка: Учебное пособие / П.П. Козлова. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 1998. – 73 с.
9. Коменский, Я.А. Антология гуманной педагогики / Я.А. Коменский. – М.: Академия, 2013. – 236 с.
10. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Великая дидактика / ред. и авт. биогр. очерка А. А. Красновский. – М.: Учпедгиз, 1939. – 320 с.
11. Кумарин В.В., Виноградова Н. Д. Принцип природосообразности и возрождение школы / Н.Д. Виноградова // Педагогика — 1995. – № 2. – С. 14–20.
12. Кушнир А. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование – 1990. – № 12. – С. 86 – 90.
13. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2–х томах. / И.Г. Песталоцци. – М.: Академия, 2011. – 258 с.
14. Пискунов А.И. Природосообразности принцип / А.И. Пискунов – М.: Изд–во «Советская энциклопедия», 2006. – 258 с.
15. Рахимов А.З. Природосообразная технология обучение и развитие школьников: Монография / А.З. Рахимов. – Уфа, 2005. – 196 с.
16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр. соч. в 11 т. Т.8. – М.–Л., 2012. – 258 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Оценка уровня школьной мотивации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Авторская анкета для педагогов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты