Развитие художественных способностей младших школьников в процессе эстетического воспитания
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие художественных способностей младших школьников в процессе эстетического воспитания»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие художественных способностей младших школьников в процессе эстетического воспитания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа № 105, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мероприятия в рамках программы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников
1.2 Сущность и назначение художественных способностей
1.3 Особенности направления и условия организации деятельности по развитию художественных способностей младших школьников
Вывод по первой главе
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование уровня художественных способностей на констатирующем этапе
2.2 Содержание работы по развитию художественных способностей младших школьников в процессе эстетического воспитания
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Цивилизованное человеческое существование невозможно вне культуры, которая его окружает. Когда человек рождается, он не выбирает, родителей, культурную и историческую среду, в которой он будет жить. Условием нормального функционирования человека и общества является овладение знаниями, навыками, ценностями, накопленными в ходе истории, ведь каждый человек является необходимым звеном в эстафете поколений, живой связью между прошлым и будущим человечества.
Отношения и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не имеет возможности эстетически к ним относиться. Критерием эстетического воспитания является эстетическая культура. Эстетическая культура подразумевает умение отличать красивое от уродливого, благородное от вульгарного не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни: работе, повседневной жизни, человеческом поведении.
Процесс гуманизации образования, повышение роли духовного фактора в развитии личности толкает художественно-эстетическое образование на новое место в современном обществе. Художественно-эстетическое развитие личности не ограничивается только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности.
Художественно-эстетическое развитие дает возможность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемой частью эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека заключается в развитии способности творчески преобразовывать мир в соответствии с его целями и желаниями.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и моральных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и поведения. Выражение «художественно-эстетическое воспитание» относится к культивированию чувства красоты и развитию способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
Актуальность исследования объясняется тем, что развитие художественно-эстетического образования личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием дальнейшего развития человеческой личности, ее успешного созидания, успешной творческой его деятельности.
В трудах отечественных психологов художественно-эстетическое воспитание стоит как наиболее характерная, специфическая черта творческих способностей индивида, отличающая его от других психических процессов. Последнее отличается от других психических процессов и в то же время рассматривает свою противоречивую связь с воспроизводством [3, с.55].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников
Идеи эстетического воспитания зародились в древности. Идеи о сущности эстетического воспитания, его задачах и целях изменились со времен Платона и Аристотеля до наших дней. Эти изменения во взглядах были связаны с развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач. Эта проблема достаточно полно раскрыта в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Йола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие [2, с.11].
«Краткий словарь эстетики» определяет эстетическое образование как «систему мер, направленных на развитие и совершенствование способности человека воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях эстетического образования говорится, что эстетическое образование должно развивать и улучшать способность человека воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, правильно понимать и ценить его. Если в первом определении, к сожалению, отсутствует активная или формирующая сторона эстетического образования, то во втором подчеркивается, что эстетическое образование не должно ограничиваться созерцательной задачей, а должно также культивировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной детской личности, способной воспринимать и ценить прекрасное, трагическое, комическое и уродливое в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [15, с.55].
Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом развитии ребенка. Так, например, развитие эстетического отношения ребенка к реальности и искусству, а также развитие его интеллекта возможно, как неконтролируемый, спонтанный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок так или иначе развивается эстетически. Однако ребенок не осознает эстетической природы предметов, а развитие часто обусловлено желанием развлечься, более того, без вмешательства извне ребенок может иметь неверные представления о жизни, о ценностях и идеалах.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование уровня художественных способностей на констатирующем этапе
База исследования: ГУО «Средняя школа № 105» г. Минск. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (6-7 лет). Выборка составила 12 девочек и 18 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Исследование проводилось нами в рамках двух экспериментов.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения развития художественных способностей детей дошкольного возраста, нами был сформулирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать развитие художественных способностей детей дошкольного возраста в процессе эстетической деятельности.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень развития художественных способностей детей младшего школьного возраста
2. Выявить уровень развития воображения у детей младшего школьного возраста.
Методики исследования:
1. «Незаконченный рисунок» (Э.П. Торренс) [25] (Приложение А).
Данная методика направлена на определение уровня развития художественных способностей у детей младшего школьного возраста. Она невербальна и охватывает основные параметры творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тест включает в себя такие задачи, как построение картинки, завершение начатой картинки и использование параллельных линий или кругов для создания изображения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественные способности – это совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменения мышления, восприятия, опыта жизнедеятельности, мотивационной сферы), возникающих в процессе художественной деятельности, позволяющих человеку выразить себя путем создания нового оригинального произведения - прекрасного произведения (Н.А. Ветлугина).
Развитие художественных способностей - целенаправленная деятельность, направленная на формирование у детей художественного восприятия и понимания, эстетического отношения, навыков визуальной деятельности (Торшилова Е.М.).
Результатом развития художественных способностей будет являться развитие художественного восприятия и понимания, эстетического отношения, умения выражать свое отношение в графической деятельности.
Мы рассмотрели следующие особенности развития художественных способностей младшего школьника:
1. Особенности формирования нравственной стороны личности ребенка;
2. Воображение;
3. Особенности сенсорного развития.
Целесообразно развивать способности учащихся к художественно-творческой деятельности посредством живописи по следующим направлениям: организация художественной деятельности, в которой имеется постоянное обращение к произведениям живописи; практическое освоение языка художественного выражения живописи; развитие ассоциативно-образного восприятия и овладения цветом. Язык художественного выражения живописи, освоенный младшими школьниками через постижение его образности, способствует сознательному использованию в творческой деятельности и служит инструментом для самовыражения, формирования и проявления эстетического отношения детей к окружающему их миру.
С целью определения уровня развития художественных способностей детей младшего школьного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик ««Незаконченный рисунок» (Э.П. Торренс», «Как спасти зайку», В.М. Кудрявцевой.
В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты исследования:
– для детей младшего школьного возраста, в основном, характерными являются такие особенности как преобладание среднего уровня развития художественных способностей;
– по результатам проведенной диагностики в данной работе, можно прийти к выводу, что воображение у детей младшего школьного возраста находится не на очень высоком, а скорее на среднем уровне. Уровень развития воображения детей в таком возрасте, как видно во время проведения диагностических заданий с детьми, существенно различается. Воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как учителю или психологу, так и родителям.
1. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3). – Режим доступа: http://www.egpu.ru
3. Бочкарева, О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. /О.А. Бочкарева. – М.: Корифей. 2007. – 96 с.
4. Ветлугина, Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский − М.: Норма, 1991. – 93 с.
6. Дремов, А.К. Лекции по эстетике и эстетическому воспитанию [Текст] А.К. Дремов, Д.Ф. Козлов. – М.: Изд-во МОПИ им. Н.К. Крупской, 2012. – 247 с.
7. Иванова, О.Л. Изобразительная деятельность и ее роль в период детства / О.Л. Иванова // Образование в период детства: Тезисы докладов Российской конференции работников системы образования. - Екатеринбург: Уральский ГПУ, 1997. – С.33.
8. Киященко, Н.И. Эстетика жизни / Н.И. Киященко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 245 с.
9. Комарова, Т.С., Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т.С. Комарова. - М.: Зерцало, 2005. – 223с.
10. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 200 с.
11. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях / Т.А. Копцева. – М. : Альтекс, 2006. – 346 с.
12. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
13. Кулагина, С.Ю. Возрастная психология весь жизненный цикл / С.Ю. Кулагина. – М. : Творческий центр, 2001. – 464 с.
14. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение, 1986. – 256 с.
15. Лихачев, Б.Т. Педагогика : Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М. : Владос, 2010. – 367 с.
16. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М. : Педагогика, 2002. – 183 с.
17. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев. – М. : Феникс, 2009. – 272 с.
18. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. – 289 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
20. Теплов, Б.М. Избранные труды (тт. 1—2) / Б.М. Теплов. — М. : Педагогика, 1985. – 278 с.
21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. ᴨед. учебн. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд. Стереотип. – М. : Академия, 2011 – 336 с.
22. Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье / В.Н. Шацкая. – М.: Академия, 2004. – 258 с.
23. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. − М.: Айрис-пресс, 2005. – 163 с.
24. Энциклопедический словарь юного художника /Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М. : Педагогика, 1983. – 416 с.
25. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьников / П.М. Якобсон. – М.: Просвещение, 2006. – 274 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Мероприятия в рамках программы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты