Формирование диалогической речи у учащихся второго класса с тяжелым нарушением речи на уроках русского языка
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование диалогической речи у учащихся второго класса с тяжелым нарушением речи на уроках русского языка»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка»
2021
45.00 BYN
Формирование диалогической речи у учащихся второго класса с тяжелым нарушением речи на уроках русского языка
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
1.1 Понятие «диалогическая речь» и ее онтогенез
1.2 Особенности формирования диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ТНР
1.3 Методика формирования диалогической речи у учащихся второго класса с ТНР на уроках русского языка
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА С ТНР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Обоснование комплекса заданий по формированию диалогической речи учащихся второго класса школы с ТНР на уроках русского языка
2.2 Комплекс заданий по формированию диалогической речи учащихся второго класса школы с ТНР на уроках русского языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач в воспитании и обучении учеников начальной школы является развитие речевых и коммуникационных навыков. Говорить на родном языке – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться говорить: не только назвать предмет, но и описать его, рассказать о событии, явлении, ходе событий. Этот рассказ должен состоять из предложений, описывающих существенные аспекты и характеристики описываемого объекта, события должны быть последовательными и логически связанными, т.е. речь ребенка должна быть связной.
Диалогическая речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Это последовательная, систематическая и расширенная повесть. Формирование диалогической речи тесно связано с развитием речи и умственного развития, мышления, восприятия и познания детей. Для того чтобы говорить о чем-то связно, необходимо уметь четко представлять себе объект рассказа (объект, событие), уметь анализировать, выбирать наиболее важные (в этой коммуникационной ситуации) особенности и характеристики, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между объектами и явлениями. Для создания хорошо сформированной диалогической речи также необходимо умело использовать интонацию, логический (фразовый) акцент, выбирать подходящие слова для выражения определенной идеи, уметь строить сложные предложения и использовать лингвистические устройства для соединения предложений.
У детей с нормальным развитием речи диалогическая речь достигает достаточно высокого уровня к школьному возрасту. Это необходимо для успешного обучения в школе и всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в области коррекционного образования показывают, что в настоящее время растет число детей со сложными нарушениями речи. К тяжелым речевым расстройствам относятся различные сложные речевые расстройства, при которых у детей возникают нарушения в формировании всех частей речевой системы, связанные с фонетическими и семантическими аспектами. В то же время, одним из важнейших показателей готовности детей к школе является уровень формирования диалога. Это приводит к тому, что проблема формирования диалогической речи у учащихся второго класса с особыми потребностями в классе русского языка имеет важное значение для построения наиболее эффективной коррекционной работы в процессе обучения грамоте.
Вопрос о развитии диалогической речи учащихся младшего школьного возраста с ТНР в современной методической литературе разрешается в разных аспектах. В своих работах по развитию речи Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Л.Д. Мали дают методические указания по работе над обогащением словаря учащихся с ТНР. А проблема каким образом в данном направлении можно использовать уроки русского языка на современном этапе является не достаточно разработанной в коррекционной педагогике. По причине этого темой данной курсовой работы будет являться «Формирование диалогической речи у учащихся второго класса с ТНР на уроках русского языка».
ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
1.1 Понятие «диалогическая речь» и ее онтогенез
Речь – это одна из важнейших и важнейших психических функций, «зеркало» мыслительных процессов и эмоциональных состояний, средство самореализации и доступа к обществу. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов у детей и их общее развитие. Развитие мышления во многом зависит от развития речи, основных средств общения между людьми, а речь играет важную роль в регулировании поведения и действий детей на всех стадиях их развития. Чем богаче и приятнее будет речь ребенка, чем легче он будет выражать свои мысли, тем шире будут его возможности, чем более значимыми и полными будут его отношения со сверстниками и взрослыми, тем более активным будет его интеллектуальное развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что часто приводит к потере самоуважения и уверенности в себе, отклонениям в развитии личности ребенка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативности и мешает ребенку в полной мере развивать свои естественные способности и интеллектуальные способности. Поэтому необходимо обеспечить своевременное формирование речи ребенка, ее правильность и чистоту, предотвращать и исправлять любые отклонения от общепринятых норм родного языка, способствуя тем самым ролевой игре [7, p. 121].
Речь имеет различные функции в жизни ребенка. Первичная и оригинальная – коммуникативная – цель речи – быть средством общения. Целью коммуникации может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи отражаются в поведении дошкольника и активно управляются им. Формирование речевых функций стимулирует ребенка к овладению языком, его произношением, словарным запасом, грамматической структурой и диалогической речью. Диалоговая речь является основной формой речевого общения, глубина которой приводит к связной речи. Диалог может развиваться от рудиментарного повторения (повторения) в повседневной беседе до высот философско-мировоззренческого дискурса [15, с. 176].
Овладение диалогической речью – одна из важнейших задач в развитии речи дошкольников. Его успешное решение зависит от многих условий (речевое окружение, социальное окружение, благосостояние семьи, индивидуальные черты личности, познавательная активность ребенка и т.д.), которые должны учитываться при соответствующем логопедическом воспитании. В дошкольные годы ребенок в первую очередь овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании разрешенных в речи лингвистических средств [3, с. 65].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА С ТНР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1 Обоснование комплекса заданий по формированию диалогической речи учащихся второго класса школы с ТНР на уроках русского языка
При обучении русскому языку учащихся 2 класса с ТНР логопедической школы необходима организация специальной работы, так как нарушения в фонетической и морфологической структуре слова, аграмматизм в построении предложений, ограниченность словарного запаса у учащихся 2 класса с ТНР обнаруживаются не только в устной, но и в письменной речи. Затруднения при изучении грамматики связаны с тяжелыми нарушениями речи.
Ограниченность словарного запаса приводит к тому, что учащиеся 2 класса с ТНР не могут встретившееся им слово привести к начальной форме. Они затрудняются в выделении корня и поэтому не улавливают и не понимают общих смысловых значений родственных слов. С такими детьми необходима особая работа по осмысливанию слова. Уточнив смысл слова, необходимо научить детей подбирать родственные слова, всесторонне объясняя значение и форму каждого нового слова. Так, например, в диктантах часто встречаются слова «далеко», «далекий». Как правило, ошибка на безударную гласную в корне все время повторяется. На просьбу учителя выделить корень слова дети отвечают лек, думая, что «до» приставка. Проверка безударной гласной при таком понимании корня невозможна. Особое место в практике занимает разбор слова, изучение способов словообразования. Упор при этом делался на смысловое значение слова. Такая работа одновременно проводится на уроках чтения и развития речи.
Учащиеся 2 класса с ТНР с тяжелыми нарушениями речи затрудняются и в определении рода имен существительных. Особенно трудно усваиваются существительные среднего рода. Эта наблюдается и в старших классах, где у учащихся имеется уже сравнительно большой словарный запас. Учащиеся 2 класса с ТНР затрудняются также и при необходимости изменения числа некоторых существительных. Они часто образуют множественное число от тех существительных, которые употребляются только в единственном числе, или образуют единственное число от тех, которые употребляются только во множественном. Большую трудность для учащихся 2 класса с ТНР представляют падежные окончания прилагательных. Они плохо усваиваются детьми и потому в речи часто прилагательные и существительные не согласуются. Особенно характерно смешение окончаний единственного числа прилагательных среднего рода с окончаниями прилагательных множественного числа (весенние солнце и т. п.). У учащихся 2 класса с ТНР чаще, чем у учащихся массовой школы, можно встретить окончания прилагательных во множественном числе -ои, -аи (краснаи флаги, зеленаи листочки).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалогическая речь обладает специфическими лингвистическими и психолого-педагогическими особенностями, которые характеризуются специфическими операционными условиями. Диалогическая речь является лингвистической составляющей непосредственного общения и вместе с нелингвистическими компонентами позволяет реализовать коммуникативную функцию речи, которая является основой всего вербального развития человека. Диалоговая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог важнейшей естественной формой языковой коммуникации, классической формой речевого общения.
У учащихся младшего школьного возраста с ТНР можно выделить следующие особенности их диалогической речи. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Специфические методы обучения русскому языку учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи еще находятся в зачаточном состоянии. Целью специально организованного процесса обучения языку является предоставление детям с тяжелыми нарушениями речи полноценных средств коммуникации и выражения мыслей, создание необходимых условий для изучения языка как предмета и для других дисциплин. Система коррекции развития диалогической речи основывается на определенных требованиях: последовательность и упорядоченность уроков развития речи, создание атмосферы свободного общения в классе, творческое отношение к слову. Учащиеся младшего школьного возраста с ТНР освоят простейшие диалоги и развивают умение вести беседу в визуальной ситуации по заданной теме. Дидактические игры и инсценировки используются для обучения простым диалогам. Постепенно усложняются требования к учащимся младшего школьного возраста с ТНР в плане степени самостоятельности диалога. Игры, постановка, пантомимы, продемонстрированные занятия, конкретные упражнения – эти дидактические средства активно используют в процессе формирования диалогической речи у учащихся младшего школьного возраста с ТНР на уроках русского языка.
1. Алмазова, А. А. Особенности речевого развития учащихся среднего звена специальной (коррекционной) школы V вида // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2005. – 214 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
3. Бабина, Г. В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи / Г. В. Бабина // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М,, 2013. – 143 с.
4. Бабина, Г. В. Языковой развитие учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Г. В. Бабина, М. Н. Едакова // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2005. – 210 с.
5. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учеб.-метод, пособие для учителей дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c.
6. Белякова, Л. И. Монографический сборник / Под ред. Л. И. Беляковой. – М., 2005. – 128 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. – М., 2006. – 298 с.
8. Глинка, Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г. А. Глинка. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2008. – 221 с.
9. Голуб, Е. Н. Изучение уровня сформированности словообразовательных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е. Н. Голуб // Научные стремления / под ред. Ю. М. Сафонова, В. В. Казбанов, С. Л. Казбанова – Минск, 2016. – № 20. – С. 120 – 123.
10. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016 / 2017 учебном году»: утв. Мин-вом образования Респ. Беларусь 10.06.16. – Минск, 2016. – 34 с.
11. Кривовязова, Н. Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н. Д. Кривозянова. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 215 с.
12. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
13. Новикова, Л. А. Русский язык: учеб. пособие для 2-го кл. спец. общеобразоват. шк. В 2 частях. Ч. 1 / Л. А. Новикова, Л. В. Таболина. – 2-е изд., перераб. – Минск : Нар. асвета, 2010. – 135 с.
14. Осташова, С. В. Игры в развитии словообразования детей с ОНР / С. В. Осташова. – Логопед. – 2014. – № 5. – С. 87 – 93.
15. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.
16. Прищепова, И. В. К вопросу о методических аспектах речевого развития первоклассников с ОНР / И. В. Прищепока // Практическая психология и логопедия. – 2005. – № 1. – С. 12 – 19.
17. Расторгуева, Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Н. И. Расторгуева // Логопед. – 2008. – № 2. – С. 50 – 53.
18. Старжинская, Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.
19. Трофимович, Т. Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания русского языка и литературного чтения / Т. Г. Трофимович, Е. С. Василевская. – Минск : БГПУ, 2014. – 366 с.
20. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3¬е изд. – Минск: НИО: Аверсэв, 2019. – с.11-31.
21. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. Беларуская мова. Математика. Человек и мир. I – V классы / Минск, НМУ «Национальный институт образования», 2008. – С. 3 – 36.
22. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – С. 5-23
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты