Деятельность Беларусь в ЮНЕСКО
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Деятельность Беларусь в ЮНЕСКО»
по дисциплине: «История международных отношений»
2021
45.00 BYN
Деятельность Беларусь в ЮНЕСКО
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История международных отношений
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БССР В ЮНЕСКО
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЮНЕСКО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Участие Республики Беларусь в деятельности Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которое берет свое начало с 12 мая 1954 г., имеет очень важное значение. С момента вступления Белорусской ССР в Организацию накоплен большой, уникальный опыт, сформировались глубокие и прочные связи сотрудничества республиканских государственных органов и общественных организаций с этим авторитетным и влиятельным специализированным учреждением ООН.
ЮНЕСКО разрабатывает образовательные инструменты для формирования граждан будущего, свободных от ненависти и нетерпимости. Учреждение предпринимает усилия, чтобы каждый ребенок и гражданин имели доступ к качественному образованию. Содействуя сохранению культурного наследия и защищая равное достоинство всех культур, ЮНЕСКО укрепляет связи между ними. Организация помогает разрабатывать научно-исследовательскую политику в качестве движущей силы развития и сотрудничества. ЮНЕСКО защищает свободу выражения мнений как фундаментальное право и необходимое условие демократии и развития. Организация выступает в качестве лаборатории идей, устанавливает международные стандарты и осуществляет программы сотрудничества, способствующие свободному обмену идеями и знаниями
Многолетнее членство в ЮНЕСКО способствует формированию положительного имиджа Республики Беларусь на международной арене, является одним из наиболее значимых каналов изучения и внедрения мировых инноваций в духовной сфере и стимулом к повышению эффективности публичной дипломатии и внешней культурной политики страны. Беларусь неоднократно избиралась членом Исполнительного совета, является участницей ряда программ Организации («Человек и биосфера», «Биоэтика», «Информация для всех», «Развитие коммуникации», «Память мира»). В стране действует сеть ассоциированных школ, клубов, кафедр ЮНЕСКО, белорусские объекты внесены в Списки Всемирного культурного, природного и нематериального наследия, совместно с Организацией празднуются юбилеи выдающихся представителей белорусской культуры.
В качестве объекта исследования данной работы выступает ЮНЕСКО.
Предметом исследования является деятельность Беларуси в ЮНЕСКО.
Целью работы является оценка детяельности Беларуси в ЮНЕСКО в советский и постсоветский период.
ГЛАВА 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БССР В ЮНЕСКО
ЮНЕСКО создано на конференции Организации Объединенных Наций, состоявшейся в ноябре 1945 года в Лондоне. 16 ноября 1945 года 37 государств подписали Устав новой международной организации, которая стала правопреемницей Международного комитета Лиги Наций по вопросам интеллектуального сотрудничества и его исполнительного учреждения – Международного института интеллектуального сотрудничества. Устав вступил в силу 4 ноября 1946 года.
В рамках своего мандата ЮНЕСКО осуществляет следующие функции:
- разработка образовательных инструментов для формирования общества будущего;
- содействие сохранению культурного наследия и защита равного достоинства всех культур, укрепление связей между ними;
- содействие в разработке научно-исследовательской политики как движущей силы развития и сотрудничества;
- защита свободы выражения мнений как фундаментального права и необходимого условия демократии и развития;
- разработка и установка международных стандартов, осуществление программ сотрудничества, способствующих свободному обмену идеями и знаниями [1, с. 245].
В основе всех стратегий, программ и мероприятий ЮНЕСКО лежат конкретные задачи международного сообщества – согласованные на международном уровне Цели устойчивого развития (ЦУР), определенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая была принята Генеральной ассамблеей ООН в 2015 году.
Высшим органом ЮНЕСКО является Генеральная конференция. Она состоит из полномочных делегаций всех государств-членов и ассоциированных членов и собирается на очередные сессии раз в два года. Генеральная конференция определяет направление и общие вопросы деятельности ЮНЕСКО, утверждает четырехлетнюю программу и бюджет, а также среднесрочную (восьмилетнюю) стратегию, принимает в организацию новые государства-члены. Она избирает членов Исполнительного совета и назначает генерального директора. В настоящее время генеральный директор ЮНЕСКО – Одри Азуле (Франция) [1, с. 246].
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЮНЕСКО
После того, как в 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете, сотрудничество Беларуси и ЮНЕСКО приобрело более практический характер. Взаимодействие с ЮНЕСКО открыло перед учреждениями науки, культуры и образования нашей страны возможность международного интеллектуального обмена для привлечения мирового опыта, информационных ресурсов, технической и другой помощи.
Беларусь пять раз избиралась в члены Исполнительного совета ЮНЕСКО – на периоды 1989–1992 гг., 2000–2001 гг., 2002–2005 гг., 2009–2013 гг. и с 2017 г. [4, с. 27]
Нашу страну с официальными визитами посещали генеральные директора ЮНЕСКО Амаду-Махтар М’Боу (1991), Федерико Майор Сарагоса (1998), Коитиро Мацуура (2002), Ирина Бокова (2014). По результатам визитов были подписаны меморандумы о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и ЮНЕСКО.
Координирует сотрудничество с ЮНЕСКО межведомственная Национальная комиссия Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО (НК РБ). НК РБ осуществляет связь между правительством Беларуси и ЮНЕСКО, информирует организацию о потребностях и приоритетах Беларуси в области образования, науки и культуры, оказывает консультативное, информационное и культурное содействие органам государственного управления, министерствам и ведомствам, государственным и общественным организациям республики, которые работают в сфере образования, науки, культуры и коммуникации. Комиссия руководствуется национальным законодательством Беларуси, уставом и документами ЮНЕСКО, уставом Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, принятым в 1993 г., Положением о Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, принятым постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 сентября 1997 г. Состав Национальной комиссии утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2006 г. №25 (в редакции 17.10.2009 № 1347). Председателем комиссии в настоящее время является В.Г. Счастный [3, с. 61].
Председателем Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО с августа 2013 года утвержден Владимир Владимирович Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь. Рабочим аппаратом комиссии является секретариат, действующий при Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. В рамках комиссии действуют тематические комитеты по вопросам образования, культуры, информации, науки и естественнонаучного образования, молодежи и клубов ЮНЕСКО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:
ЮНЕСКО создано на конференции Организации Объединенных Наций, состоявшейся в ноябре 1945 года в Лондоне. В рамках своего мандата ЮНЕСКО разрабатывает образовательные инструменты для формирования общества будущего, содействует сохранению культурного наследия и защита равного достоинства всех культур, укрепление связей между ними, содействует в разработке научно-исследовательской политики как движущей силы развития и сотрудничества, защищает свободы выражения мнений как фундаментального права и необходимого условия демократии и развития, разрабатывает и устанавливает международные стандарты, осуществление программ сотрудничества, способствующих свободному обмену идеями и знаниями.
Беларусь состоит в ЮНЕСКО с 12 мая 1954 г. и все это время сотрудничает с организацией по всем направлениям ее деятельности. Одной из задач участия БССР в деятельности ЮНЕСКО в сфере образования являлось информирование мирового сообщества о достижениях республики в сфере образования. В 1966 г. в г. Минске появилась первая ассоциированная школа. Сотрудничество Белорусской ССР и ЮНЕСКО в области науки велось с начала 1970-х годов. Белорусские делегаты участвовали в работе Межправительственной конференции экспертов по подготовке Международной программы геологической корреляции, в работе Межправительственной конференции по вопросу создания Всемирной системы научной информации и в ряде других мероприятий ЮНЕСКО. Ученые Беларуси проходили стажировки в зарубежных научно-исследовательских учреждениях в области химии, физики, микробиологии. Основой работы ЮНЕСКО в области культуры является содействие культурному разнообразию, основанное на человеческих взаимоотношениях. В 1972 г. в рамках ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия, к которой в октябре 1988 г. присоединилась БССР. В 1989 г. в БССР появилась Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО.
Членство в ЮНЕСКО способствовало формированию образа БССР как миролюбивой страны, способной оказать существенную помощь молодым независимым государствам. С этих позиций белорусские представители участвовали в определении первоочередных направлений деятельности Организации и реализации её долгосрочных проектов, внесли вклад в разработку и принятие ряда международно-правовых актов Организации, что способствовало повышению их квалификации и эффективности управления культурной сферой республики. В свою очередь, в республике формировался положительный образ ЮНЕСКО как организации, предоставляющей возможности изучения мировых достижений в духовной сфере и включения белорусской культуры, науки и образования в систему международных связей.
После обретения Беларусью независимости, ее сотрудничество с ЮНЕСКО приобрело более практический характер.
1. Арсанова, Т.Е. Деятельность ЮНЕСКО как инструмент мировой политики / Т.Е. Арсанова // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 3. – С. 245-251.
2. Беларусь и ЮНЕСКО - история плодотворного взаимодействия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/241201913.
3. Белекова, А.Т. Значение миссии ЮНЕСКО и основные направления ее деятельности на современном этапе / А.Т. Белекова // Право и управление. – 2018. – № 2 (7). – С. 59-63.
4. Белекова, А.Т. Основные направления деятельности ЮНЕСКО на современном этапе / А.Т. Белекова // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 305. – С. 26-28.
5. Далелова, Д. Памятники Беларуси в списке ЮНЕСКО / Д. Далелова // Мир глазами молодых. – 2019. – № 4. – С. 101-104.
6. Девлетова, Д.С. Основные направления деятельности ЮНЕСКО на современном этапе / Д.С. Девлетова // Современные проблемы науки и образования: вопросы теории и практики. – 2018. – № 8. – С. 127-133.
7. Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by/.
8. Национальный научно-технический портал Рсепублики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceportal.org.by/.
9. Официальный сайт Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belau.info/.
10. Официальный сайт Национальной библиотеки Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nlb.by
11. Протченко, И.В. Культурное сотрудничество ЮНЕСКО и Беларуси / И.В. Протченко // Актуальные проблемы международных отношений и дипломатии. – 2017. – № 6. – С. 248-251.
12. Савченко, В.К. Международное сотрудничество ученых Беларуси в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (1980-2010) / В.К. Савченко // Известия Национальной академии наук Беларуси. – 2012. – № 2. – С. 117-122.
13. Свилас, С.Ф. Деятельность Белорусской ССР в ЮНЕСК (1954–1964 гг.) / С.Ф. Свилас. – Минск: БГУ, 2013. – 463 с.
14. Свилас, С.Ф. Участие Белорусской ССР в деятельности ЮНЕСКО и менталитет белорусского общества (1954–1964 гг.) / С.Ф. Свилас // Журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2016. – № 1/2. – C. 50–58.
15. Сотрудничество в области образования // ЮНЕСКО и Беларусь: 60 лет сотрудничества / сост. Н. Ю. Карасева; фото Е. В. Песецкого, А. В. Клещука. – Минск, 2014. – С. 16-41.
16. Субцельный, Д.Ю. Клубы ЮНЕСКО: от проекта к действию / Д. Ю. Субцельный ; беседовала Н. Н. Янушевич // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. – № 3. – С. 3–5.
17. Теплов, О.И. Деятельности ЮНЕСКО по сохранению всемирного культурного и природного наследия / О.И. Теплов // Международный научный студенческий журнал. – 2019. – № 8. – С. 395-400.
18. Томский, Г.В. Роль неправительственных организаций в создании ЮНЕСКО / Г.В. Томский // Concorde. – 2019. – № 2. – С. 6-17.
19. Lopez R. Un nouvel apartheid social. Hautes murailles pour villes riches. Le Monde diplomatique, 1996.
20. Mayor F. The World Ahead: Our Future in the Making (in collaboration with Jerome Binde). UNESCO Publishing. 2001.
21. Mayor F. The New Page. UNESCO Publishing. 1995.
22. Mendes C. Cultural Pluralism, Identity and Globalization. UNESCO/ISSC/EDUCAM. Paris. 1997.
23. Massini E. The Cultures of Development. UNESCO Publishing. 1998.
24. Muller H. Feasibility Study for the World Cultural Atlas. Zurich University. 1999.
25. Rashid S. The Clash of Civilizations? Asian responses. The University Press. 2003.
26. Ruijter A. Cultural Dynamics in Development Process. UNESCO Publishing. 2005.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты