Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках Человек и мир учащихся с тяжелыми нарушениями речи
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках Человек и мир учащихся с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках Человек и мир учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Роль и место предмета «Человек и мир» в системе учебных предметов
1.2 Характеристика современных представлений о здоровом образе жизни
1.3 Комплекс элементарных представлений о здоровом образе жизни
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Анализ программного материала по предмету «Человек и мир» для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Особенности освоения представлений о здоровом образе жизни детьми с тяжелыми нарушениями речи
2.3 Разработка фрагментов уроков по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках «Человек и мир» учащихся 1-го класса с тяжелыми нарушениями речи
2.4 Направления коррекционной деятельности по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках «Человек и мир» учащихся 1-го класса с тяжелыми нарушениями речи
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – важнейший компонент человеческого счастья, которое является важным показателем социального благополучия и нормального экономического развития общества. Состояние здоровья детей – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только нынешнюю ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ценность здоровья дети не осознают и окружающим их взрослым нужно научить беречь свое здоровье и по возможности создать благоприятную среду для здорового образа жизни. Обучение здоровому образу это целенаправленный, систематический и организованный процесс, способствующий формированию представлений о здоровьесбережении. Существует несколько целей в формировании здорового образа жизни обучающихся: дидактическая – обеспечение обучающихся необходимыми знаниями по охране здоровья; методическая – обеспечение обучающихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены и т.д.; глобальная – обеспечение психического и физического здоровья.
Формирование культуры здорового образа жизни обучающихся является основным направлением деятельности дополнительного образования. Воспитание культуры здоровья как важной ценности общества становится главным приоритетом в учебно-воспитательном процессе. Оно вносит большой вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление обучающихся. здоровьесбережение в учреждениях специального образовании – это поддержание социальных, духовных, физических и психических функций человека посредством оптимальной организации учебно-воспитательного процесса.
Количество детей с нарушениями речевого развития постоянно растет. Среди них значительная доля детей, которые не имеют нормативного знания фонетической стороны языка, несмотря на полный слух и уровень интеллекта. Это группа детей с тяжелыми нарушениями речи. Эффективным будет проводить процесс формирования элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках «Человек и мир» у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: представления о здоровом образе жизни у учащихся.
Предмет исследования: процесс формирования элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках «Человек и мир» у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать направления деятельности по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках «Человек и мир» у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Роль и место предмета «Человек и мир» в системе учебных предметов
Наибольший интерес у школьников вызывает активность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. Программа предмета «Человек и мир» раскрывает многогранную ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, что возможно только на основе гармоничных отношений с природой. В то же время акцент сместился с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы на ее эстетическую, познавательную, исследовательскую, моральную ценность. Это особенно важно для формирования духовно богатого отношения ребенка к природе, для предотвращения его узко прагматичного, потребительского подхода к его естественной среде.
«Человек и мир» как учебный предмет открывает широкие возможности как для образования, развития и воспитания школьников, так и для коррекционной работы с ними. Вопрос о коррекционно-развивающем потенциале уроков по данному предмету был представлен в исследованиях И. Н. Ясовой, О. Х. Серединской, О. В. Грищенковой.
Учебная программа по предмету «Человек и мир» построена с учетом особенностей речевого и неречевого характера учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Кроме особенностей речевого развития в программе учитываются [22]:
• недостаточность представлений учащихся с тяжелыми нарушениями речи об окружающем мире;
• трудности, возникающие при анализе природных и социальных явлений;
• трудности в переносе имеющихся знаний в другие ситуации.
Целью предмета «Человек и мир» при обучение детей с тяжелыми нарушениями речи является – «формирование знаний, коррекция мыслительной деятельности, речи, других психических процессов, а также коррекция развития личности обучаемых» [22, c. 96].
На уроках «Человек и мир» создаются оптимальные условия для развития связной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Природа и явления окружающего мира своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекают учащихся с тяжелыми нарушениями речи, вызывают в них массу радостных переживаний, развивают любознательность. В процессе общения с природой, предметами и явлениями окружающего мира рождается, развивается и крепнет наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые требуют работы активной речи [25, c. 29].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Анализ программного материала по предмету «Человек и мир» для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Одной из особенностей психологического развития детей с тяжелыми нарушениями речи является то, что изменяется их взаимодействие с окружающей средой. Им не хватает адекватного понимания окружающего мира, не хватает личного практического опыта, трудности анализа природных и социальных явлений, передачи знаний в другие ситуации. В результате детям трудно найти свое место в обществе и занять ценную позицию в системе межличностных отношений.
В этой связи целью изучения предмета «Человек и мир» в специальных школах является не только формирование знаний, но и коррекция мышления, речи и других психических процессов, а также коррекция развития личности ученика [11, с. 190].
Человек живет в постоянном контакте с человеком и природой. Учебная программа по предмету «Человек и мир» в I-V классах специальных школ представлена следующими разделами: «Природа. Человек. Здоровье», «Человек. Общество. Здоровье», «Создай себя».
«Природа. Человек. Здоровье» – это принцип экологической совместимости. В нем учитель постоянно подчеркивает, что все в природе взаимосвязано. Учащиеся формируют представления о единстве человека и природы, о связях между элементами живой и неживой природы, о различных компонентах живой природы, развивают способность отождествлять себя с другими живыми существами, развивают эмпатические чувства (сострадание, сопереживание и т.д.).
Дети учатся соблюдать разумные правила безопасного поведения и осознавать практический характер своих знаний о природе. Учитель помогает ученикам осознать уникальность, ценность и разнообразие флоры и фауны, красоту их форм и цветов.
В разделе «Человек. Общество. Здоровье» направлено на личностное развитие учащихся в школе, семейной среде, малом и большом обществе. Особое внимание уделяется не только взаимодействию с людьми, но и анализу внешних обстоятельств, приобретению правильных представлений о субъективном мире, который субъективно значим для человека.
Педагогическая поддержка этой части учебной программы должна быть сосредоточена на развитии навыков, которые поддерживают учащихся в их повседневной жизни, расширяют социальное взаимодействие и развивают коммуникативные навыки и компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» – научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений. Главным условием реализации названной функции является создание соответствующей образовательной среды. Содержание учебного предмета составляют три образовательных компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы «природа – общество – человек». При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя членами общества, гражданами Республики Беларусь и частью природы.
Категория «здоровый образ жизни» включает в себя такие понятия, как здоровье, образ жизни, в его существенную составляющую. Эта категория представляет собой сложную многоуровневую структуру. Здоровый образ жизни характеризуется несколькими категориями и зависит от исходного уровня здоровья каждого человека в отдельности, степени его нравственного развития, наличия и отсутствия физических недостатков.
Методология обучения основам здорового образа жизни базируется на деятельностном подходе с дифференциацией средств и методов обучения и принципов формирования мотивации в зависимости от ведущего типа деятельности на различных этапах непрерывного образования. Важным фактором формирования здорового образа жизни признаётся содержание образования, построенное на интегративной основе – синтезе знаний различных учебных дисциплин: физической культуры, валеологии, биологии, технологии и других традиционных учебных предметов. Большой потенциал в формировании представлений о здоровом образе жизни имеют уроки «Человек и мир».
При формировании представлений о здоровом образе жизни у учащихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи необходимо учитывать особенности данной категории детей. При подборе видов деятельности, упражнений педагогу следует помнить об их познавательной направленности и связи с содержанием занятий. Важное значение имеет воспитание у ребенка образного видения окружающего мира, умение вызывать положительные эмоции. Главная задача изучения тем, посвященных организму человека – формирование навыков заботы и охраны здоровья как естественной, необходимой потребности. У школьников формируются и углубляются знания основ гигиенической культуры, безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения, правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
1. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989. – 320 с.
2. Георгиевский, А. Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях : дис. … канд. пед. наук / А. Ф. Георгиевский. – М., 2009. – 175 с.
3. Дубогай, А. Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов : дис.... д-ра пед. наук / А. Д. Дубогай. – Киев, 1991. – 374 с.
4. Жирова Т. М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников / Т. М. Жирова. – М. : Панорама, 2005. – 144 с.
5. Журавский, А. Ю. Фізічная культура і здороўе / А. Ю. Журавский. – Минск, 2011. – №2. – 24 с.
6. Зайцев, Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : дис. ... д-ра пед. наук / Г. К. Зайцев. – Санкт- Петербург, 1998. – 409 с.
7. Игнатьева, С. Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / С. Г. Игнатьева. – Чебоксары, 2010. – 18 с.
8. Климова, В. И. Человек и его здоровье / В. И. Климова. – М. : Знание, 2004. – 192 с.
9. Коньшина, Л. Г. Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизции образования / Л. Г. Коньшина // Инновационные проекты и программы в образовании. –2009. – № 3. – С. 21–24.
10. Речицкая, Е. Г. Проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников с нарушениями / Е. Г. Речицкая // Преподаватель ХХI век. – 2014. – № 1. – С. 135-141.
11. Салов, В. Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / В. Ю. Салов. – Санкт- Петербург, 2001. – 327 c.
12. Седых, Н. В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис.... д-ра пед. наук / Н. В. Седых. – Волгоград, 2006. – 43 с.
13. Соловьева, Н. И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся : дис. … канд. пед. наук / Н. И. Соловьева. – Ставрополь, 2005. – 154 с.
14. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
15. Трещева, О. Л. Теория формирования культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. Л. Терещева. – Омск, 2003. – 51 с.
16. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polozov.nemi-ekb.ru/index.php?id=517&Itemid=535&lang=ru&option=com_content&view=article.
17. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1-4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
18. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
19. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
20. Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении / Л. М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.
21. Шишкина, В. А. Хочу быть здоровым: учеб. пособие для воспитанников ст. ступени (от пяти до шести лет) учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина. – Минск : Сэр-Вит, 2003. – 56 с.
22. Шухатович, В. Р. Здоровый образ жизни / В. Р. Шуханович. – Минск.: Книжный Дом, 2003. – 435 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты