Сочинение чистоговорок на уроках в 1 классе
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сочинение чистоговорок на уроках в 1 классе»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка и литературного чтения»
2021
45.00 BYN
Сочинение чистоговорок на уроках в 1 классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка и литературного чтения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Виды заданий для работы с чистоговорками.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ С ЧИСТОГОВОРКОЙ КАК СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Чистоговорка как средство развития речи младших школьников
1.2 Психологические основы работы младших школьников с чистоговорками
1.3 Роль работы над чистоговоркой для развития речи и творческих способностей младших школьников
Выводы по главе 1
Глава 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЧИСТОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Использование чистоговорок на уроках как средства развития речи
2.2 Этапы работы по составлению чистоговорок младшими школьниками
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание речи детей младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить и различать звуки, владение артикуляционным аппаратом, правильное построение предложений и связная речь, является необходимым условием общего развития личности.
Исследования показали, что правильное произношение очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей артикуляцией чаще общается со сверстниками и взрослыми и может ясно выражать свои мысли и желания. Дефекты звукопроизношения затрудняют контакт.
Одной из причин неудач в изучении русского языка в начальной школе является отсутствие четкого произношения. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их порядок и подобрать слово с определенным звуком. Детям с неразвитым или неадекватным фонематическим слухом трудно научиться писать в школе.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности всего речевого аппарата и активности артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляторных движений, их силы и точности. Поэтому необходимо систематически заниматься органами артикуляции, выполнять упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему правильного положения, подвижности губ, челюсти, щек, развития воздушного потока, правильного дыхания.
В формировании произносительных аспектов речи часто используются такие малые жанры фольклора, как чистоговорки. Чистоговорки представляют собой народнопоэтические шутки, заключающиеся в умышленном подборе слогов, слов, для тренировки правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
Исследованием речи и речевого развития занимались такие лингвисты и психологи, как Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, И. А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др. Однако исследований посвященных изучению методики использования и сочинения чистоговорок на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе недостаточно.
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ С ЧИСТОГОВОРКОЙ КАК СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Чистоговорка как средство развития речи младших школьников
Организм ребенка младшего школьного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию. Среди эффективных средств развития звуковой культуры действующее место принадлежит чистоговорке [1, c. 48].
«Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью».
Во многих источниках чистоговорки приравнивает к другому речевому материалу – скороговоркам. Само слово «чистоговорка» принадлежит В. Далю. «Чистоговорка — это род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль) [6]. В.Даль ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Однако сейчас в эти слова вкладывается совершенно разный смысл. В варианте чистоговорки темп произнесения текста может быть низким, но звуки должны быть воспроизведены чисто, в соответствии с правилами звучания языка и, возможно. В варианте же скороговорки перед говорящим ставится задача ясного (понятного) произнесения этого текста с максимальной скоростью. Как правило, каждый такой текст нацелен на отработку определенных групп звуков [6].
«Чистоговорка – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении» [17].
Глава 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЧИСТОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1 Использование чистоговорок на уроках как средства развития речи
Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы [12, c. 23].
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.
В начальной школе на всех уроках идёт работа с речью, совершенствуется связная, и монологическая речь. В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка.
Усложняющиеся процессы мышления у ребенка, находят свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в 1-2 классе начальной школы. Именно поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения [8].
Но есть дети, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикулярного аппарата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чистоговорка — это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в младшем школьном возрасте, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. Младший школьный возраст представляет собой благоприятный период для работы над чистоговорками, так как в этом возрасте, обучающиеся могут активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на поставленные вопросы учителя, дополнять и исправлять ответы сверстников.
Чистоговорки развивают не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы. Чистоговорки обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а также играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Их можно использовать как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к урокам русского языка и литературы. Практически все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. А в процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.
1. Буденная, Т.В. Артикуляционная гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
2. Булатов М. Тридцать три пирога. Игры, считалки, сговорки, скороговорки, долгоговорки, докучные сказки, загадки народов Советского Союза. Собрал и обработал М. Булгаков. М., «Дет. лит.», 1973, - 239 с.
3. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: под ред. Н.Ф. Фомичевой. — Практикум. — М.: Просвещение, 1989. – 123 с.
4. Генинг, М. Г. Воспитание у младших школьников правильной речи: пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2012. – 122 с.
5. Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23.
6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. [Текст] / В.И. Даль. – М., 1995. – 2800 с.
7. Дмитриева, В. Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М.: Астрель. Сова, 2008. – 128 с.
8. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением – 2: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс / О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. – М.: 5 за знания, 2005. – 204 с.
9. Каше, Г.А. Исправление недостатков [Текст]: Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1971. – 67 с.
10. Кильмяшкина, Т. Азбука скороговорок // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2008. - № 5. - С. 30-32
11. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 34с.
12. Колунова, Л. А. «Умноватый мальчик»: работа над словом в процессе развития речи старших младших школьников / Л. А. Колунова, О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. − № 9. – С. 11-14.
13. Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс] Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М.: Астрель, 2009. – 96 с.
14. Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика [Текст]: М.И. Марусевич – М.: «Просвещение», 1976. – 78 с.
15. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1989. – №4 апрель. – 96 с.
16. Нейман, Л.В. Анатомия. Физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
17. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд. доп. – М.: Азбуковик, 1999 – 944 с.
18. Ребенок учится говорить [Текст]/Под ред. М.М. Кольцовой. М.: Россия, 1979. – 63с.
19. Речь: истоки и принципы развития [Текст] /Под ред. Т.Н. Ушаковой — М.: ВЛАДОС, 2004. — 275 с.
20. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2003. – 91с.
21. Синицына, И.Ю. Буду чисто говорить [Текст]: пособие в стихах /И.Ю. Синицына — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 56 с.
22. Солахаў, А. В. Прыемы навучання першакласнікаў вершаванай творчасці / А. В. Солахаў // Дзіцячы сад – пачатковая школа: праблемы пераемнасці, навучання і выхавання: матэрыялы VІІ Міжнар. навук.-практ. канф., г. Мазыр, 21–22 кастр. 2010 г. – Мазыр, 2010. – С. 146–148.
23. Темникова В.Э. «Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями» - М: «Гном и Д», 2008. – 48 с.
24. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство пресс, 1997. – 73 с.
25. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Сов. писатель, 1960. – 376 с
26. Щемерова, Н. Н. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших младших школьников / Н. Н. Щемерова, М. А. Буланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 40-42.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Виды заданий для работы с чистоговорками.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты