Формирование лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету Изобразительное искусство
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету Изобразительное искусство»
по дисциплине: «Специальные методики обучения и воспитания»
2021
45.00 BYN
Формирование лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету Изобразительное искусство
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики обучения и воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования речи младших школьников
1.1 Психолого-лингвистические основы речевой деятельности детей
1.2 Характеристика лексико-грамматической стороны речи детей с нормотипичным развитием
1.3 Особенности формирования лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Глава 2. Изобразительная деятельность как средство формирования речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
2.1 Коррекционная направленность уроков «Изобразительное искусство» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
2.2 Средства, методы и приёмы формирования лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
2.3 Методические рекомендации по оптимизации формирования лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках изобразительного искусства
2.4 Планы-конспекты уроков изобразительного искусства, способствующих формированию лексической стороны речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Список используемых источников
Введение
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения объективной реальности и представляет собой высший регулятор человеческого поведения. Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и служит активным и мощным средством всестороннего развития личности ребенка.
Необходимым условием нормального развития речи является своевременное развитие лексической стороны речи ребенка. Чем более совершенна речь ребенка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение и, как следствие, его личность в целом.
Обучение в школе предъявляет все новые и новые требования к речи ребенка, связанные с изучением новых предметов, с необходимостью понимать все усложняющуюся речь учителя, детально и осмысленно отвечать на уроке. Для детей школьного возраста речь является как средством общения, так и средством приобретения системы знаний. Естественно, не овладев навыками чтения и письма, ребенок не может выполнять функцию системного и всестороннего познания действительности. В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи школьника, расширяется словарный запас, уточняется значение слов, развивается связная речь.
У детей с тяжелыми нарушениями речи исследователи отмечают недостаточное формирование речевой функциональной системы, бедность словарного запаса, который характеризуется недостаточным формированием субъективного словарного запаса, словаря знаков.
Многие исследователи, такие как С.А. Безрукова, С.В. Бойкова, Т.Н. Волкова, А.Н. Гвоздев и т.д. изучали особенности словарных нарушений у детей с различными формами речевой патологии. Также необходимо выделить таких исследователей как Н.В. Серебрякова, Н.Н. Малофеев, Н.В. Симонова, И.А. Смирнова, Л.Б. Халилова и др.
Коррекционные возможности изобразительной деятельности по отношению к ребенку с ТНР связаны, с тем, что она является источником новых положительных переживаний ребенка, порождает новые творческие потребности и пути их удовлетворения, развивает познавательные процессы. А активизация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности – это реализация социально-педагогической функции искусства.
В последние годы использование изобразительной деятельности все чаще включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных учебных заведениях и приносит положительные результаты при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Изобразительная деятельность предоставляет широкие возможности для умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития ребенка, для улучшения психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция), моторики, речи [1, с.45].
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования речи младших школьников
1.1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности детей
Одной из важнейших задач учреждения образования является развитие у детей правильной устной речи, основанной на овладении грамматической структурой родного языка. Развитие речи должно быть тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение языка и его грамматической структуры дает детям возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать различные связи между объектами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация среды, в которой у детей будет желание говорить, называть вещи, заниматься речевым общением.
Речь человека является отражением его общей культуры. Поэтому, речь должна соответствовать определенным требованиям.
1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается основным качеством хорошей речи.
2. Ясность – это ее доступность для понимания другими. Слова и выражения, придуманные или взятые из любого произведения для приукрашивания, вредят ясности.
3. Чистота – свободна от словарного запаса, который находится за пределами литературного языка (жаргон, диалект, слова-паразиты).
4. Точность – значение слов и словосочетаний, используемых в речи, полностью соотнесённых с семантическими и содержательными аспектами речи.
5. Выразительность – способность ясно, убедительно и в то же время максимально лаконично выражать мысли и чувства, умение действовать на адресата путем интонации, выбора слов, построения предложений.
6. Богатство – определяется выбором лингвистических средств выражения одной и той же идеи, отсутствием монотонности, повторением одних и тех же слов и построений [2, с.15].
Мотивация речи возникает у детей, когда есть эмоции, связанные с яркими впечатлениями, интересом к деятельности. Потребность в общении является первым условием для развития речи. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям необходимо дать речевые образцы или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития.
Насыщенность и разнообразие собственной речи ребенка в значительной степени зависит от того, какая именно речевая среда. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Речь – это способ познания реальности. Другими словами, по мере развития речи необходим не только лингвистический, но и фактический материал. Это третье условие для успешного развития речи [3, с.11].
Глава 2. Изобразительная деятельность как средство формирования речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
2.1. Коррекционная направленность уроков «Изобразительное искусство» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет большое значение в воспитании учащихся. Этот предмет предусматривает всестороннее развитие, воспитание и образование детей – сенсорное, умственное, эстетическое, профессиональное, нравственное и физическое.
Уроки изобразительного искусства предоставляют широкие возможности для исправления недостатков развития у умственно отсталых детей. Корректировочная направленность занятий является необходимым условием образовательного процесса [21, с.55].
Школьный курс изобразительного искусства имеет следующие основные задачи:
- Исправить недостатки в познавательной деятельности учащихся посредством систематического и целенаправленного обучения и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, размеров, цвета предметов, их положения в пространстве, способности находить существенные черты в изображении, устанавливать сходство и различия;
- поощрять учащихся к анализу, синтезу, сопоставлению и обобщению;
- развивать умение планировать свою работу и намечать последовательность рисования;
- исправлять недостатки в двигательной сфере;
- дать им знания элементарных основ реалистичного рисунка;
- формировать навыки рисования из жизни, декоративной живописи и умение применять их в процессе учебы, трудовой и общественно-полезной деятельности
- познакомить учащихся с отдельными произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства
- культивировать активное эмоциональное и эстетическое отношение к ним.
- развивать у детей художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, точность, настойчивость и самостоятельность в творчестве [22, с.17].
Учитель должен контролировать визуальную активность детей на уроках рисования. Для использования любой техники или метода необходимо знать индивидуальные особенности детей данного класса, специфику их зрительной деятельности. Особенно сложная задача стоит перед учителем на уроках рисования. Восприятие предмета, всестороннее изучение и запоминание того, что затем будет изображено на рисунке, являются сложными процессами для детей с нарушениями речи.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что развитие речи детей с ТНР представляет собой работу над словом, предложением, а также текстом. Формирование определенных лингвистических особенностей происходит посредством влияния таких форм деятельности как общение с семьей, видео, презентации и т.д. Речевое развитие данной категории детей представляет собой сниженный уровень активного словаря и преобладание пассивного.
Мы определили основные особенности формирование лексико-грамматической стороны речи у детей с нормативным развитием. Нами было выявлено, что основными направлениями в речевом развитии детей данной возрастной категории являются такие как формирование лексической и грамматической стороны детской речи. Онтогенез развития речевой активности происходит посредством нормативного развития речевого генезиса при помощи определенных возрастных этапов.
Для детей с ТНР, в основном, характерными являются такие особенности как преобладание пассивного словаря перед активным, низкий уровень сформированности уровня речевого развития. По этой причине формирование лексико-грамматического строя речи у данной категории детей является первостепенной задачей в процессе логопедической работы. Именно в рамках данной деятельности происходит поиск новых форм и методов работы с детьми с ТНР. Одним из таких методов является изобразительная деятельность.
Изобразительная деятельность обладает широким спектром коррекционного воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи. Нами было выявлено, что рисование помогает детям оптимизировать свое эмоциональное состояние и стабилизировать уровень взаимоотношений со сверстниками. Речевое развитие представляет собой систему овладения активными и пассивным словарем, что не может не оказать влияния на процесс целостного развития личности ребенка.
Изобразительное искусство определяется такими особенностями как развитие и становление лексической стороны речи у детей младшего школьного возраста с ТНР. Дети данной группы могут при помощи вопросно-ответного метода повышать уровень словарного запаса, формировать определенный уровень знаний о предметах и объектах предметного мира.
Мы определили основные направления работы, которые, в свою очередь, будут способствовать развитию таких навыков работы как формирование навыков лексической стороны речи у ТНР. Нами были выявлены основные принципы и приемы формирования навыков речи на уроках изобразительного искусства.
1. Безрукова, С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР // Логопедическая работа. – 2007 – №6. – С.11-22
2. Бойкова, С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР // Логопедическая работа. – 2006 – №3. – С.15-22
3. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь детям с ОНР. / Т.Н. Волковская. – М.: Академия, 2004. – 258 с.
4. Выявление и преодоление речевых нарушений в онтогенезе / Сост. И.Ю. Кондратенко – М.: Академия, 2005. – 214 с.
5. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
6. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. – М.: Академия, 2005. – 265 с.
7. Ефименкова, Л.И. Формирование речи детей с ОНР: пособие для логопедов / Л.И. Ефименкова. – М.: Форум, 1981. – 258 с.
8. Ефименкова, Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.И. Ефименкова. – М.: Академия, 1991. – 247 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова. – М.: Академия, 2013. – 258 с.
10. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей. // Школьный логопед. – 2006. – №4. – С.15-22
11. Казакова, Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности: Учебное пособие / Р.Г. Казакова. – М.: МГПИ, 1985. – 71 с.
12. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества / Р.Г. Казакова // Развитие теории дошкольного образования. – М.: МПГУ, 1998. – С.114-115.
13. Комарова, Т.С. Обучение технике рисования / Т.С. Комарова. – М.: Академия, 2007. – 204 с.
14. Коррекция и психологическое развития детей младшего школьного возраста: планирование, конспекты занятий / Под ред. П.А. Лосева – М.: Академия. 2005. – 247 с.
15. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психологического развития / Н.В. Серебрякова. – М.: Академия, 2004. – 258 с.
16. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина // Основы теории и практики логопедии. – М.: Академия, 2008. – 277 с.
17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой – М.: Академия, 2004. – 159 с.
18. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой – М.: 2003. – 288 с.
19. Мещерякова, Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей с ОНР // Логопед. – 2004 – №6. – С.17-22
20. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Рн/Д.: Феникс, 2001. – 258 с.
21. Сазонова, С.Н. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. – М.: Форум, 2003. – 123 с.
22. Тимофеева, Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста / Г.С. Тимофеева // Логопед – 2005 – №2. – С.17-22
23. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева. – М.: Форум, 2004. – 236 с.
24. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада: учебное пособие для студентов / Г.В. Чиркина. – М.: Академия, 2001. – 269 с.
25. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа / Л.Г. Зернова. – М.: Академия, 2003. – 127 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты