Формирование навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Формирование навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплекс занятий «Человек и мир», направленных на формирование коммуникативных функций младших школьников с ТНР.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Сущность понятия «социальное взаимодействие». Содержание и структура навыков социального взаимодействия
1.2 Особенности навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Разработка комплекса заданий, направленных на формирование навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
2.2 Разработка методических рекомендаций по формированию навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школьное образование, являясь важным этапом обучения человека, направлено на обеспечение ребенка полным набором компетенций. Коммуникативная компетентность и ее формирование находится в центре внимания педагогов в силу своей значимости во всех сферах жизни человека. В современном обществе предъявляются высокие требования к коммуникативной деятельности, необходимости воспитания творческого человека, который сможет находить решения в различных жизненных ситуациях, грамотно выражать свои мысли, мыслить нестандартно.
Школа долгое время была ведущим фактором социализации личности. Выявление особенностей социализации учащихся с особыми потребностями является актуальной задачей организации эффективной педагогической помощи для их личностного развития, развития педагогических условий для преодоления трудностей социализации в условиях учебного заведения. Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей социального развития учащихся младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V типа, отмечается, что эффективность коррекции речевой терапии и социальное развитие учащегося во многом зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи овладение техникой общения происходит с опозданием, гораздо позже по сравнению с их сверстниками. Наблюдение за детьми в процессе коррекционно-педагогической работы помогло определить наличие трудностей в построении процессов коммуникативного взаимодействия, опыта детей, связанного с нереализованной потребностью в свободном общении. Дети с нарушениями речи не спонтанно развивают навыки общения, а в процессе целенаправленной работы.
Суть речевой терапии заключается в том, чтобы, с одной стороны, усилить осознание ребенком себя как субъекта общения, а также усилить восприятие сверстника как партнера взаимодействия, с другой стороны, развить у ребенка способность воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (эмоционально-мимические, пантомимические, жестикуляционные, вербальные). Одним из основных направлений работы логопеда является формирование коммуникативной компетентности, которая позволит сформировать у ребенка способность свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения, реализовать свою идею в различных коммуникативных ситуациях.
В сложном комплексе нарушений развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, наблюдается не только отставание в формировании речевых способностей, но и часто двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, отсутствие когнитивных способностей. В связи со спецификой речевых нарушений, социальное развитие учащихся формируется неправильно. Для учащихся с тяжелым недоразвитием речи характерны: отсутствие коммуникабельности, неспособность к установлению и развитию эмоциональных связей, снижение имитационной активности, самостоятельности, низкий уровень формирования навыков самообслуживания, нестабильное внимание, повышенное умственное истощение, усталость, поведенческие расстройства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Сущность понятия «социальное взаимодействие». Содержание и структура навыков социального взаимодействия
Сегодня, как никогда ранее, существует потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, характеризующихся не репрессиями, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, гармонией и доверием. Усилилось противоречие между потребностью членов общества во взаимодействии на демократических принципах, в творческом сотрудничестве и противостоянии, которое проявляется во всех сферах реальных человеческих отношений [5, с. 65].
Рассмотрим более подробно данные определения:
1. Взаимодействие – это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом друг от друга. Любое взаимодействие предполагает наличие как минимум двух участников – взаимодействующих. Поэтому взаимодействие – это вид действия, отличительной чертой которого является ориентация на другого человека.
2. Социальное взаимодействие – это система взаимозависимых социальных действий, в которой действия одного субъекта являются как причиной, так и следствием взаимных действий других. Оно происходит, когда люди взаимно, относительно глубоко, неуклонно и регулярно влияют друг на друга, в результате чего происходит не только обновление, но и, как правило, изменение социальных отношений [11, с. 22].
Под социальным взаимодействием понимается система взаимозависимых социальных действий, связанных циклической причинно-следственной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием взаимных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие обусловлено предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия являются звеньями неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще более разнообразны по формам проявления, чем социальные действия.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Разработка комплекса заданий, направленных на формирование навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
Для детей с тяжелыми нарушениями речи уроки «Человек и мир» является чрезвычайно важным. Оно знакомит их с жизнью, помогает понять и правильно оценить явления, осознать себя, найти свое место в жизни. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы воспитать у детей с нарушениями речи потребность в процессе общения, повышения уровня культуры и межличностного общения и взаимодействия. На каждом уроке в специальной школе выполняется комплекс заданий, направленных на реализацию требований программы и коррекцию недостатков развития учащихся, т.е. на уроках «Человек и мир» выполняются воспитательные, образовательные и корректирующие задания [16, с. 43].
Для формирования определенного уровня социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи необходимо освоить определенный уровень социальной компетентности. Коммуникативная компетентность состоит из коммуникативных способностей, коммуникативных знаний и коммуникативных навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.
Коммуникативная компетентность – умение применить знания, умение успешно действовать на основе практического опыта в решении задач общего характера, в том числе и в определенной широкой области, включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями вокруг них, умение работать в группе, владение различными социальными ролями в команде. Учащийся с тяжелыми нарушениями речи должен уметь представиться, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию [2, с. 96].
Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи не умеют делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Часто они пытаются заменить живую культурную речь стандартными повседневными выражениями лица и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. По причине этого предложим в данной работе комплекс заданий, направленных на формирование навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что социальное взаимодействие представляет собой это система взаимозависимых социальных действий, в которой действия одного субъекта являются как причиной, так и следствием взаимных действий других. Мы определили, что социальное взаимодействие является основополагающим фактором в рамках формирования учебной деятельности, т.к. оно обусловлено как особенностями взаимодействия между учащимися, так и особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик». Особенности социального взаимодействия оказывают влияние на процесс обучения и дальнейшего взаимодействия с разными категориями обучающихся, что определяет конкретную мотивацию к процессу общения.
Социальное взаимодействие состоит из отдельных действий, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (права и обязанности), роли, социальные отношения, символы и значения.
Социальное взаимодействие представляет собой важное направление в реализации оптимальных качеств личности детей. Для формирования оптимального уровня навыков социального взаимодействия используются следующие стратегии: включение детей в общее игровое пространство, целенаправленная отработка данных, а также провокация социального взаимодействия между детьми.
Формирование социальных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи имеет свои собственные специфические черты, которые отражают особенности логопедической работы с данной категорией детей. Для данной категории детей необходимо выделить структуру формирования данных навыков: понимание ребенком структуры, затем – привыкание к участию в ситуации, затем – формирование интереса к другим сверстникам и, наконец, попытки самостоятельного взаимодействия с ними. Данная структура характерна для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, так как навыки социального взаимодействия с детьми у них нарушены.
«Человек и мир» как учебный предмет открывает широкие возможности как для образования, развития и воспитания школьников, так и для коррекционной работы с ними. Учебная программа по предмету «Человек и мир» построена с учетом особенностей речевого и неречевого характера учащихся с тяжелыми нарушениями речи. В ходе изучения на уроках «Человек и мир» у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи осуществляется формирование навыков социального взаимодействия, коммуникативных навыков. Процесс изучения и созерцания природных и социальных объектов на уроке «Человек и мир» предполагает формирование у учащихся умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания, что выражается в активной связной речи. Нами в курсовой работе были разработаны упражнения, направленные на формирование навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир», а также несколько фрагментов уроков для работы в данном направлении.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 1987. – 150 с.
3. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. – М. : Педагогика, 1972. – 140 с.
5. Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. – М. : Знание, 1979. – 96 с.
6. Бычкова, М. М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи / М. М. Бычкова, Г. М. Карташова // Логопед. – 2008. – № 3. – С. 2-6.
7. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениям речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ Авторы-сост. Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск: НИО 2007. – 280 с.
8. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2005. – №6. – С. 7-16.
9. Гришанова И. А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников // Педагогика, 2008. С. 44-47.
10. Грищенкова, О. В. Коррекционная направленность уроков «Человек и мир» в школе для детей с ТНР / О. В. Грищенкова // Сборник трудов, посвящённых 30-летию факультета специального образования «Современная теория и практики специального образования». В 3 частях. Ч. 2. – Минск : БГПУ, 2006. – С. 66 – 75.
11. Грищенкова, О. В. Формирование коммуникативных умений у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»: учебно-метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2008. – 36 с.
12. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И. С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
13. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность младших школьников: Сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – М. : Книголюб, 2006. – 486 с.
14. Занков, Л. В. О начальном обучении / Л. В. Занков. – М. : Проссвещение, 1963. – 160 с.
15. Июдина, Л. В. Активизация коммуникативной деятельности детей тяжелыми нарушениями речи / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. – 2008. – № 7. – С. 37–43.
16. Кривовязова, Н. Д. Обучение в 1 классе : Учеб.-метод. пособие / Н.Д. Кривовязова, И. Н. Ясова. – Мн. : НМЦентр, 2008. – 68 с.
17. Крутецкий, В. А. Психологические особенности младшего школьника: учебное пособие для студентов / В. А. Круцецкий. – М. : МОДЭК, 2004. – 248 с.
18. Лисина, М. И., Смирнова, Р. А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск : Сила, 2005. – 194 с.
19. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. – № 1. – С. 1–5.
20. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 2002. – 95 с.
21. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. – М., 2004. – 112 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 496 с.
23. Серединская, О. Х. Курс «Человек и мир» как средство социализации младших школьников : в спец. шк. / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2000. – №1. – С. 60-66.
24. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1-4 классы) / Л. Ф. Спирова. – 2-е изд. – М. : МСГИ, Е.В. Карпов, 2004. – 200 с.
25. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения I-V классы. – Мн. : Нац. ин-т образования, 2008. – 144 с.
26. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего младшего школьного возраста тяжелыми нарушениями речи: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е. Г. Федосеева. – Москва: МПГУ, 2009. – 191 с.
27. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М. : Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплекс занятий «Человек и мир», направленных на формирование коммуникативных функций младших школьников с ТНР.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты