Порядок составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Порядок составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета»
по дисциплине: «Финансовое право»
2021
45.00 BYN
Порядок составления, рассмотрения и утверждения республиканского бюджета
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Финансовое право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА
ГЛАВА 2 СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА
ГЛАВА 3 ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Бюджет государства занимает важное место в политической и хозяйственной жизни страны. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее – БК Республики Беларусь) начинается с определения круга бюджетных правоотношений, то есть отношений, возникающих между субъектами бюджетного права в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных заимствований, регулирования государственного долга [1].
Отношения, возникающие в бюджетной деятельности, разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы Республики Беларусь, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении, а также при осуществлении государственного финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами бюджетного права.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА
Бюджет является ключевым элементом финансовой системы. На данный момент бюджет необходим каждой стране для удовлетворения потребностей государства и общественности в деньгах.
Правовая и экономическая литература исследуют бюджет с различных аспектов:
а) Как экономическая категория бюджет определяется тем, что для выполнения функций государства объективно требуются финансовые ресурсы. В связи с этим бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании государственных финансовых ресурсов.
Сущность бюджета как экономической категории достигается через ряд функций: распределительную (регулирующую), контрольную, фискальную и информационную [2].
Содержание функции распределения бюджетных средств характеризуется процессом распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственного управления, однако и между различными секторами общественного производства. Объем распределительной функции зависит от того, что почти все участники общественного производства вовлечены в отношения с бюджетом. Содержание этой функции достигается в процессе формирования источника бюджетных доходов и использования его для реализации национальной экономической политики.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в единицах национальной экономической структуры через качественные и количественные характеристики формирования и использования национальных денежных ресурсов и фондов.
ГЛАВА 2 СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА
Начальным этапом бюджетного процесса выступает составление проекта бюджета на следующий бюджетный год.
Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов и среднесрочных финансовых программ на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в целях определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц [8, c. 156].
Проект среднесрочного финансового плана на очередной финансовый год и программный период реализуется на основе республиканского бюджета, бюджета района, консолидированного бюджета области и бюджета города областного подчинения.
Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год и среднесрочных финансовых программ республиканского бюджета, бюджетов регионального уровня, консолидированных бюджетов районов и бюджетов областного подчинения на очередной финансовый год и плановый период предшествуют основные параметры экономического развития Республики Беларусь, параметры важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и разработка прогнозов по основным направлениям бюджетно-финансовой и налоговой политики.
Прогнозы основных параметров экономического развития Республики Беларусь и параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь разрабатываются на очередной финансовый год и плановый период и уточняются при необходимости. Перечень показателей экономического развития, необходимых для составления проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год, среднесрочных финансовых программ на очередной финансовый год и плановый период, внесения изменений либо дополнений в закон о республиканском бюджете [9], решений местных Советов депутатов о бюджете на текущий финансовый год, порядок их представления государственными органами и организациями устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА И УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА
Казначейское исполнение республиканского бюджета предусматривает:
- осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет;
- распределение республиканских налогов, сборов (пошлин) между республиканским и местными бюджетами в соответствии с бюджетным законодательством;
- возврат, замещение доходов, которые были переплачены (получены) или ненадлежащим образом внесены в сумму республиканского бюджета;
- исполнение межбюджетных и межмуниципальных бюджетов по перечислению средств;
- обеспечение контроля за бюджетными полномочиями и обязательствами;
- оплата от имени распорядителя (получателя) средств фонда Республиканского бюджета;
- учет всех операций и подготовка отчетов об исполнении республиканского бюджета;
- распределение таможенных пошлин между бюджетами государств – членов Евразийского экономического союза в порядке и размерах, установленных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (ст. 106) [1].
Республиканский бюджет исполняется в соответствии с бюджетной росписью.
Бюджетный перечень республиканского бюджета составляется на основе показателей республиканского бюджета, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь [13, c. 67].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Под бюджетом понимается план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.
Основное назначение бюджета заключается в том, что он мобилизует централизованные финансовые ресурсы государства и использует их для целей, определенных государством от имени соответствующих учреждений.
Составление проекта республиканского бюджета относится к исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь. Непосредственное составление данного проекта осуществляется Министерством финансов. Разработанный им проект республиканского бюджета вносится на рассмотрение Совета Министров. После утверждения Советом Министров проект закона представляется Президенту, который, как правило, должен внести проект закона о бюджете Республики Беларусь в Национальное Собрание до 1 октября года, предшествующего планируемому бюджетному году.
Этап, на котором рассматривается и утверждается бюджет, отражается в деятельности национальных представительных органов. Национальное собрание рассмотрело проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Принятие закона означает утверждение республиканского бюджета. Местные советы рассматривают и утверждают местные бюджеты. Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год и решение местного совета об утверждении соответствующего бюджета должны быть приняты до 1 января следующего бюджетного года. Утверждение местного бюджета осуществляется после утверждения вышестоящего бюджета.
1 Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 16 июля 2008 г., № 412-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.: в ред. от 29 декабря 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2 Понятие, значение и функции бюджета // Отдел ИТО УМУ ГрГУ им. Янки Купалы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ebooks.grsu.by/fin_pravo/5-1-ponyatie-znachenie-i-funktsii-byudzheta.htm.
3 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учебное пособие / Т.В. Сорокина [и др.]; под ред. Т.В. Сорокиной. – Минск: БГЭУ, 2019. – 559 с.
4 Грачева, Е.Ю. Финансовое право: Учебник для средних специальных учебных заведений / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – 4-e изд., испр. и доп. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.
5 Петренко, Е.А. Сущность и содержание бюджета, управление доходами бюджета / Е.А. Петренко // Аудит и финансовый анализ. – 2009. – № 5. – С. 14-22.
6 Пузанкевич, О.А. Финансы и финансовый рынок: учебное пособие / О.А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2016. – 415 с.
7 Бухтик, М.И. Финансы: учебное пособие / М. И. Бухтик [и др.]; УО «Полесский государственный университет». – Пинск: ПолесГУ, 2017. – 110 с.
8 Василевская, Т.И. Финансы: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «Финансы и кредит»: в 2 ч. / под общ. ред. Т.И. Василевской, Т.Е. Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2016. – Ч. 1. – 259 с.
9 О республиканском бюджете на 2021 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 29 декабря 2020 г., № 73-З: принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10 Кобринский, Г.Е. Финансы и финансовый рынок: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / Г.Е. Кобринский, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.; под общ. ред. Г.Е. Кобринского, М.К. Фисенко. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 348 с.
11 Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) [Электронный ресурс]: 19 декабря 2002 г., № 166-З: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: в ред. от 29 декабря 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12 Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
13 Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние / Т.В. Сорокина // Белорусский экономический журнал. – 2009. – № 2. – С. 60-72.
14 Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина; Минский институт управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2005. – 216 с.
15 Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая системы Республики Беларусь: учебное пособие [Электронный ресурс] / Н.А. Мельникова. – Минск: БГУ, 2020. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/248218.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты