Тандем-метод как способ реализации личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Тандем-метод как способ реализации личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку»
по дисциплине: «Иностранный язык»
2021
45.00 BYN
Тандем-метод как способ реализации личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Иностранный язык
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы обучения иноязычной речи на основе использования тандем-метода
1.1 Понятие «тандем-метод». Особенности использования тандем-метода на уроках иностранного языка
1.2 Тандем-метод как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции
1.3 Личностно-ориентированный подход при обучении иноязычной речи на основе использования тандем-метода
Глава 2 Особенности обучения иноязычной речи с применением тандем-метода
2.1 Организация обучения свободному общению с использованием тандем-метода
2.2 Пути активизации речевой деятельности посредством использования тандем-метода в процессе овладения речи на иностранном языке
Заключение
Список использованных источников
Введение
В условиях интенсивного развития современного общества, когда глобализация становится неотъемлемой частью всех сфер жизни человека, одним из важнейших требований общества к человеку и каждому человеку является изучение иностранных языков. При этом знание одного иностранного языка уже считается недостаточным условием для успешного карьерного роста и развития. В связи с этим все больше и больше ученых, педагогов, учителей иностранных языков и учащихся обращаются к методам, которые позволяют им выучить иностранный язык быстрее и лучше. Одним из таких методов, на наш взгляд, является «тандемный метод», который предполагает прямое общение с носителем изучаемого языка.
В отечественной методической и педагогической литературе используются такие термины, как тандемный метод, тандем-метод, тандемное обучение, относящее их к методам интенсивного обучения. Можно утверждать, что как форма взаимного обучения этот метод основан на коммуникативном взаимодействии, в котором партнеры по очереди овладевают языком своего оппонента в наиболее аутентичном диалоге.
Среди современных методов изучения иностранных языков можно выделить тандем-метод, который позволяет носителю языка обучать иностранца его родному языку, одновременно осваивая язык партнера интересно, занимательно и эффективно.
В последние годы роль тандем-метода в обучении иностранному языку постепенно возрастает, и в определенном смысле начинает рассматриваться как резерв для повышения эффективности обучения иностранному языку. Это и обусловило актуальность данного исследования.
Цель нашего исследования – процесс изучения тандем-метода как способа реализации личностно ориентированного подхода к обучению иностранному языку.
Предмет исследования – тандем-метод на уроке английского языка.
Объектом исследования является тандем-метод, как новый метод обучения учащихся иностранному языку в отечественной и зарубежной методиках.
Задачи исследования:
• рассмотреть и проанализировать теоретические работы по использованию метода тандемного обучения, обобщить имеющийся практический материал;
• выявить основные принципы организации и особенности обучения языкам посредством использования тандем-метода;
• выявить перспективные возможности использования данной методики на уроках иностранного языка.
Гипотеза: разговорная речь на уроке английского языка зависит от таких факторов как: педагогическое мастерство учителя, правильная организация воспитательного и учебного процессов, стремление учителя найти свой эффективный метод преподавания иностранного языка.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов, наблюдение.
Глава 1 Теоретические основы обучения иноязычной речи на основе использования тандем-метода
1.1 Понятие «тандем-метод». Особенности использования тандем-метода на уроках иностранного языка
Тандем (от англ. tandem – велосипед для двоих или троих) является одним из современных методов обучения иностранному языку, и этот метод набирает популярность в мире. Тандем-метод – способ изучения неродного языка двумя партнерами с разными родными языками, которые работают в парах [4, с. 39]. Во время уроков каждый партнер поочередно выступает в роли «ученика», изучающего иностранный язык, или «учителя», который хорошо владеет своим родным языком.
В методической и учебной литературе тандем-метод именуется интенсивными методами изучения иностранного языка, так как предполагает непосредственное погружение в язык в процессе общения с его носителем. Тандемный метод определяется как средство самостоятельного изучения иностранного языка двумя партнерами, говорящими на разных родных языках, работающих в парах [8, с. 28].
Тандем-метод возник в конце XX века в Германии, а в 1980-х годах в университетах Европы появились первые тандем-курсы [5, с. 186].
Важнейшими принципами, раскрывающими суть тандемного метода, являются принцип взаимности и принцип автономии. Принцип взаимности предполагает, что каждый из участников тандема получит одинаковые преимущества общения, а принцип автономии основан на том факте, что каждый из партнеров несет независимую ответственность в своей части обучения за выбор цели, содержания и средства обучения, а также его конечные результаты. В 1992–1994 в Европе началось создание международной тандемной сети. Цель – организовать виртуальное общение для овладения родным языком партнера в тандеме в процессе взаимного обучения через Интернет.
Виртуальное общение – это особый вид общения, который имеет ряд преимуществ перед «живым» общением:
• границы и возможности общения расширяются, так как партнера по тандему можно найти практически в каждой стране мира;
• оба партнера по коммуникативному процессу находятся в привычном для них жилом пространстве, удобном для использования достоверных материалов и необходимых источников информации;
• общение осуществляется преимущественно в письменной форме (электронная почта, чат), что улучшает письменные навыки и умения;
• обучение проходит на основе письменных текстов в виде писем и сообщений; с их помощью происходит постепенное овладение образцом речевого поведения партнера;
• во время обмена сообщениями улучшаются навыки понимания написанного текста;
• исправление ошибок в письменных сообщениях партнера помогает тренировать способность исследовать и анализировать ошибки других людей и собственные ошибки при написании [26].
Глава 2 Особенности обучения иноязычной речи с применением тандем-метода
2.1 Организация обучения свободному общению с использованием тандем-метода
Образовательные и развивающие цели осуществляются с помощью коммуникативного метода, который подразумевает обучение свободному общению с носителями языка и формирование навыков и умений в международном взаимодействии.
С дидактической точки зрения преимуществом Интернета перед другими средствами обучения является актуальность и доступность аутентичных материалов. Вступая в Интернет-разговор на уроке иностранного языка, учащиеся становятся участниками настоящего общения на иностранном языке. Будучи включенными в естественную языковую среду, учащиеся оказываются в реальных жизненных ситуациях, когда они пытаются спонтанно реагировать на них, что приводит их к созданию оригинальных и нестереотипных высказываний. В реальном общении участник сосредотачивает свое внимание на использовании языковых форм, а обучение грамматике осуществляется косвенно.
Интернет, как большой источник информации, помогает решить ряд дидактических задач, направленных на развитие слуха (с использованием аутентичных звучных текстов), чтения и письма (через электронную почту), а также навыков постороения монолога и диалога, основанных на обсуждении проблемы (с помощью специальных программ).
Тандем-метод – это метод обучения иностранному языку, который направлен на создание языковых тандемов между людьми, изучающими родные языки друг друга. Существует два типа тандема: коллективный (когда обучение происходит в группе) и индивидуальный (когда в процессе обучения участвуют только 2 участника в тандеме с разными изучаемыми языками). Кроме того, в рамках использования данного метода происходит разделение на реальное и виртуальное общение, в результате чего осуществляется процесс обучения свободному общению. Таким образом, при использовании данного метода общение может происходить при личной встрече или удаленно [6, c. 29].
Удаленное общение может осуществляться посредством использования программ для видео- и аудио-общения (Skype, видеоконференции) и передачи текстовых сообщений (e-mail, переписка в социальных сетях и пр.). В этом случае урок структурирован таким образом, что каждая реальная или виртуальная встреча делится на два равнозначных периода времени, в течение которых участники тандема общаются, обсуждают свои проблемы, выполняют предложенные задания сначала в одном, а затем в другой язык. Обучение иностранному языку в тандеме позволяет его участникам повысить уровень владения языком, а также улучшить коммуникативные и социальные навыки, повысить социокультурную компетентность, обменяться предыдущим опытом и знаниями и научиться свободно общаться на родном языке своего тандемного партнера [21, с. 13].
Заключение
Обобщая результаты данной курсовой работы, можно сделать вывод, что в процессе работы над данной темой мы обратили внимание на то, что вопрос изучения теоретического материала и анализа имеющейся специализированной литературы по использованию тандем-метода в школе все еще открыт. Эта тема по-прежнему очень актуальна, так как методологи и лингвисты должны уделять ей особое внимание, поскольку этот метод обучения иностранному языку является инновационным.
Обучение иностранным языкам является одним из приоритетных мест в формировании полноценной личности и строится на основе учебной программы средней школы по иностранным языкам. Изучение иностранного языка – один из обязательных предметов в школе.
Исходя из материалов данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Тандемное обучение относится к инновационным методам интенсивного изучения иностранного языка, так как предполагает максимальное погружение партнеров в языковую среду в процессе обучения.
2. Основными преимуществами тандемного метода являются гибкость, развитие образовательной автономии обучающихся, индивидуальный подход, развитие межкультурной компетенции, повышенная самомотивация, наличие аутентичной языковой среды и т. д.
3. Как правило, тандемное партнерство помогает предотвратить чувство рутины, повышает уверенность в себе, обеспечивает лучший опыт обучения и помогает преодолеть языковые барьеры.
4. Тандемное обучение может быть организовано в форме индивидуального партнерства или дополнять уроки иностранного языка, а также другие внеклассные мероприятия под эгидой образовательных учреждений в различных формах и вариантах.
5. Несомненно, организация учебного процесса по данной методике потребует учителя разработки четких алгоритмов действий с обозначением этапов этого процесса и ожидаемых результатов.
6. Для создания условий, необходимых для успешной реализации тандемов, необходимо разработать и методически поддержать содержание дисциплины такого класса, обозначить зоны ответственности каждого участника тандема, а также привлечь такого партнера по тандему, чья языковая компетенция соответствует до среднего уровня владения языком.
7. На любом этапе изучения иностранного языка тандемный метод является эффективным способом формирования социокультурной компетенции – знания культурных особенностей носителя языка, его привычек и традиций, норм поведения и языка. Этикета и способности понимать и использовать в коммуникативный процесс, а также социолингвистическая компетентность - способность выбирать и использовать соответствующие языковые средства в зависимости от ситуации и цели общения.
1. Амерханова, О.О. Особенности обучения иностранному языку в аспирантуре на основе тандем-метода // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. – Т. 21. – Выпуск 11. – С. 52-62.
2. Апальков, В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции средствами электронно-почтовой группы (английский язык, профильный уровень) : дисс. … к. пед. н. – Тамбов, 2008. – 157 с.
3. Аткинсон, Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., Уч. зап. НГПИИЯ, 2001. – С. 198.
4. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М. : Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. – С. 39.
5. Волошко, М.О. Алгоритм формирования межкультурной компетенции в билингвальной среде на основе тандем-метода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. – № 2(56): в 2-х ч. – Ч.1. – C. 184-186.
6. Волошко, М.О. Организация обучения свободному общению с использованием тандем-метода / М.О. Волошко. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Т. 0. – Москва : Буки-Веди, 2014. – С. 29-31.
7. Волошко, М.О. Специфика использования тандем-метода с целью формирования межкультурной компетенции учащихся // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. – № 2(56): в 2-х ч. – Ч.2. – C. 178-181.
8. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // ИЯШ. – № 8, 2007. – С.18.
9. Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб. : Каро, 2005. – 352 с.
10. Елизарова, Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дисс. … д. пед. н. – СПб., 2001. – 371 с.
11. Измайлова, Ю.М. Формирование коммуникативной языковой компетенции и ее компоненты / Ю.М. Измайлова, Е.М. Пискарева. – Саратов : Институт развития бизнеса и стратегий СГТУ, 2010. – С. 1-7.
12. Кобзева, Н.А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку [Текст] / Н.А. Кобзева // Молодой ученый. – 2011. – №3. – Т.2. – С. 118-121.
13. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с.
14. Пассов, Е.И, Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д. : Феникс. – М. : Глосса Пресс, 2010. – 640 с.
15. Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М. : Просвещение, 2005. – 119 с.
16. Рогова, Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе. – М. : Просвещение, 2006. – С. 21.
17. Романова, Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. – М. : Флинта, Наука, 2009. – 304 с.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
19. Скалкин, В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. – М. : Русский язык, 1981. – 43 c.
20. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М. : Просвещение, 2006. – 165 с.
21. Тамбовкина, Т.Ю. Тандем-метод – один из путей реализации личностно ориентированного подхода в языковом образовании // Иностранные языки в школе, 2003. – № 5. – С. 13-17.
22. Тезекбаева, Г.А. Спонтанная речь как объект лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Филология. Журналистика, 2011. – № 1. – С. 76–79.
23. Титова, С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. – М. : Изд-во Московского ун-та, 2003. – 224 с.
24. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя. – М. : Владос-пресс, 2005. – 383 с.
25. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами : учеб. пособие по специаль-ти : Педагогика и психология / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шамова. – М. : Академия, 2002. – 382 с.
26. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. – М.: Филома¬тис, 2008. – 188 с.
27. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 65-72.
28. Яковлева, Т.А. Изучение иностранного языка в тандеме / Т.А. Яковлева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – Краснодар, 2014. – №10-2.– С. 86-92.
29. Byram, M. Teaching Foreign Languages for Intercultural Competence // Cultural Aspects of Language Education / ed. by V. V. Saphonova. – M.: Euroschool Press, 1998. – P. 7-21.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты