Введение
Глава 1. Специфика Французского средневекового мировоззрения и его отражение в литературе
1.1 специфика культуры и мировоззрения средневековья во Франции
1.2 средневековая литература и героический эпос средневековья
Выводы по главе 1
Глава 2. Героический эпос в культуре средневековья: специфика и отличительные особенности «Песни о Роланде»
2.1 жанр героического эпоса в средневековой литературе и культуре Франции
2.2 героическое и трагическое в эпосе «Песнь о Роланде»
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Изучение средневековой литературы было объектом исследования многих исследователей, литературоведов, культурологов на протяжении долгого времени. Примечательно, что чаще всего она исследуется с разных сторон и аспектов. Литературные источники представляются исследователям прекрасным источником не только по истории и культуре человечества, но и отражают специфику человеческого мировосприятия в ту или иную эпоху. Так как изначально практически вся литература передавалась только в устной форме, многие сюжеты были либо безвозвратно утеряны, либо серьезно трансформированы после многочисленных передач из уст в уста и после записи. Героический эпос «Песнь о Роланде» не стал исключением. Знания специфики мышления и особенностей мировосприятия людей предыдущих эпох помогает проследить его трансформацию, в этой связи актуально изучать подобные литературные источники. В литературе на сегодняшний день есть много исследований, посвященных рассмотрению данного литературного памятника с разных точек зрения. В этой связи хотелось бы выделить работы Д. Белоусова, Ю. Бессмертного, М.-А. П. Болье, А. Евстатова, Е. Князевой, С. Лучицкой, М. Лущенко, А. Марей, А. Д. Михайлова.
Цель работы – раскрыть специфику трагического и героического пафоса в эпосе «Песнь о Роланде».
Объект исследования – героический эпос «Песнь о Роланде». Предмет – специфика отражения героического и трагического в эпосе.
Для того, чтобы достичь поставленной задачи, следует решить ряд задач:
1. Охарактеризовать особенности средневековой культуры Франции;
2. Выявить специфику развития литературы в эпоху Средневековья;
3. Описать характерные черты героического эпоса, его специфику;
4. Выявить особенности отражения героического и трагического в эпосе.
Основными методами, используемыми в рамках данного исследования, являются метод анализа и синтеза, контент-анализ, культурно-исторический и сравнительно-типологический метод, метод целостного анализа художественного текста, метод экспертной оценки. Методологическую базу исследования составляют работы . Белоусова, Ю. Бессмертного, М.-А. П. Болье, А. Евстатова, Е. Князевой, С. Лучицкой, М. Лущенко, А. Марей, А. Д. Михайлова. Работа состоит из Введения, основн6ой части, которая состоит из двух глав, каждая из которых включает по два пункта, Заключения, Списка использованных источников, насчитывающий 34 позиции.
Глава 1. Специфика Французского средневекового мировоззрения и его отражение в литературе
1.1 Специфика культуры и мировоззрения Средневековья во Франции
Во французской науке падение Западной Римской империи (476 г.) и завоевание Константинополя турками (1453 г.) традиционно считаются хронологическими границами Средневековья.
Изменения в XI и XII вв. в социально-экономической жизни Франции отразилось на основных идеях, бытовавших в те времена. Именно в эпоху Средневековья во Франции зародилась городская культура, и именно в это время впервые была разрушена старая монополия католической церкви на образование [7, с. 27].
Наибольший интерес исследователи проявляют к истории духовной культуры в городах Франции XI-XIII вв. Это та часть культуры, которая коренится в народном искусстве. Именно эта культура открыто противоречила феодальной церковной культуре правящего класса, а затем называлась культурой раннего города, которая была глубоко прогрессивной по своему характеру и была определена на первом этапе развития города во Франции, который был новым. Тесная связь, существовавшая между ранней городской культурой и творчеством крестьянских масс, была вполне естественной, поскольку ремесленники первых городов происходили от крепостных. Непосредственным носителем городской культуры и музыкального и драматического искусства во Франции эпохи Средневековья были так называемые жонглеры, которые часто были одновременно фокусниками, акробатами и дрессировщиками животных. Условия жизни народных певцов и актеров были очень тяжелыми, как показывает содержание одной любопытной народной сказки «О жонглере, побывавшем в аду». Содержание этого произведения средневековой французской литературы сводится к следующему. Когда-то во Франции жил деревенский скрипач-жонглёр, «лучший человек на земле, который ради денег не захотел бы поспорить даже с ребенком» (цит. по: [33, с. 157]). У него не было никогда ни копейки денег, он был плохо одет. Вместе с тем жонглер, несмотря на все жизненные невзгоды, был неизменно весел. Когда же пришел его час и он умер, то очутился в аду, где дьявол судил своих жертв – епископов, попов, воров, аббатов и монахов.
Глава 2. Героический эпос в культуре средневековья: специфика и отличительные особенности «Песни о Роланде»
2.1 Жанр героического эпоса в средневековой литературе и культуре Франции
Существует принципиальное отличие фольклорного эпоса от эпоса литературного, прежде всего романа. M. M. Бахтин в известной статье «Эпос и роман» выделяет три основных отличия эпопеи от романа:
1) предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, «абсолютное прошлое», по терминологии Гете и Шиллера;
2) источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел);
3) эпический мир отделен от современности, т. е. от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией» [1].
Идея в литературном произведении выражает авторское отношение к изображаемому, она индивидуальна. Поэтому, по мнению некоторых исследователей, в частности, В. А. Лукова, «в героическом эпосе, где нет индивидуального автора, может быть выражена только общая героическая идея, которая является, таким образом, идеей жанра (в крайнем случае, цикла или сюжета), а не отдельного произведения. Назовем такую идею жанра эпической идеей». Рапсод не дает личной оценки изображаемому и по объективным причинам («абсолютная эпическая дистанция» не позволяет ему обсуждать «первых и высших», «отцов», «родоначальников»), и по субъективным (рапсод не является автором, не является сочинителем, он выступает как бы хранителем сказания), не случайно ряд оценок вложен им в уста героев эпоса. Следовательно, героизация персонажей или их разоблачение, даже любовь или ненависть принадлежат всему народу, который и есть истинный творец героического эпоса.
Эта народная оценка:
1) учитывает эпическую дистанцию;
2) она достаточно цельна и определенна (в эпосе герои четко делятся на положительных и отрицательных, сложных натур здесь еще нет);
3) она единична, абсолютна и пряма (в своей тенденции), т. е. не меняется в зависимости от смены позиции, не выражается в подтексте через обратное и т. д.
По мнению В. А. Лукова, вместе с тем было бы ошибкой на основании упоминаемых выше данных делать вывод о нетворческом характере деятельности рапсода.
Заключение
Преобладание тех или иных идей в обществе было вызвано различными факторами. При этом следует отметить, что в раннем Средневековье отмечается существенная религиозность в обществе, почитание божественного и отрицание земного. Важными для человека становится честь, совесть, долг, что наиболее ярко отражается в рыцарском мировоззрении. Восхваление героического является важной частью жизни общества. Позже существенное развитие получает не только светская, но и городская культура, которая является в полной мере народной. Именно ее проявления отражают настроения, бытовавшие в то время в обществе. Городская культура приводит к развитию народного творчества, самовыражению воли и настроений народных масс. Появляются новые жанры, которые популяризируются среди народных масс. Основные идеи и тенденции, характерные для французского Средневековья, в значительной степени отражаются в литературе.
Средневековая французская литература – литература традиционалистского типа. Ее поэтика характеризуется цепкими клише – топосами (или типами), комбинации которых вызывают поэтическую традицию – героически-эпическую, лирическую, витальную и т.д. Данный вопрос активно исследовался в рамках трудов В. Гуревича и М. Бахтина. Сочетание таких традиций, а также специфики французского мировоззрения, присущего человеку Средневековья, и образует средневековую французскую литературу. Поэтические инновации начали в определенной степени проявляться в XII в., что было связано с появлением нового романа, а в XIII в. – с театром, которые долгое время жили в тех формах, которые утвердились в традициях десятилетия и века назад. Первым памятником старого французского языка являются Страсбургские клятвы (842), которые были подготовлены к Верденскому соглашению о разделе империи Карла Великого между его сыновьями. Важным пластом литературы средневековья являются произведения, создаваемые в рамках городской и куртизанской поэзии. В ХII в. литургическая драма, наиболее ранний жанр средневековой драмы, начинает исполняться на народном языке. Она стала источником для комического театра и основой для развития мистерий. В мистерии, жанре позднего Средневековья, городской культуры, вместо актеров участвовали горожане – иногда сотни человек.
1. Бахтин М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. – 304 с.
2. Белоусов, Д. С. Понятие «враг» в менталитете французского рыцарства XI – XIII веков (по материалу «Песни о Роланде») / Д. С. Белоусов // Новый век. История глазами молодых. Сборник научных работ аспирантов и студентов СГУ. – Выпуск 1. – Режим доступа: http://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/vseob.hist./nov_vek_ist.
3. Бессмертный Ю. Л. Крестьянин глазами рыцаря (по материалам Франции XI – XIII веков) // Культура и общественная мысль. М., 1988. С. 99–109;
4. Бессмертный Ю. Л. Об изучении массовых социально-культурных представлений каролингского времени / Ю. Л. Бессмертный // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981. – С. 55–77;
5. Бессмертный, Ю. Л. Риторика рыцарской скорби по данным англо-французской литературы XII-XIII вв. // Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы (до начала нового времени). – М., 2000. – С. 64–83.
6. Бессмертный, Ю. Л.. К изучению обыденного сознания западно-европейского средневековья / Ю. Л. Бессмертный // Советская этнография. 1987. – №1. – С. 34-41.
7. Болье, М.-А. П. Средневековая Франция / М.-А. П. де Болье. – М. : Вече, 2006. – 384 с.
8. Гуревич А. Я Категории средневековой культуры // Гуревич А. Я. Избр. произведения: В 4 т. Т. 2. Средневековый мир. М., СПб., 1999;
9. Гуревич А. Я Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.,1989;
10. Гуревич А. Я Начало феодализма в Европе // Гуревич А. Я. Избр. произведения: В 4 т. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М., СПб., 1999;
11. Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970;
12. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981;
13. Евстратов, А. Французская литература / А. Евстратов. – М.: Наука, 2003. – 376 с.
14. Ермаченко И. О. Социально-политическое самосознание германского рыцарства XII – первой половины XIII в.: Автореф. дис. канд. истор. наук. СПб., 1998.
15. История французской литературы / К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье; пер. с французского Т. А. Левиной (науч. ред. рус. текста Е. Д. Мурашкинцева); под редакцией Д. Берже. – Режим доступа: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/index.htm.
16. История французской литературы: в 4 т. Т.1. – М.;Л.,1946. – 464 с.
17. Кардини, Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. – Сретенск: б.и., 2000. – 254 с.
18. Кин, М. Рыцарство / Пер. с англ. И. А. Тогоевой. – М.: Наука, 2000. – 287 с.
19. Князева, Е. Голос Ронсеваля. «Песнь о Роланде» Журнал "Человек без границ" . – Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/france/knyazeva-golos-ronsevalya.htm.
20. Контамин Ф. Война в Сред-ние века / Пер. с фр. Ю. П. Малинина, А. Ю. Карачинской, М. Ю. Некрасова; Под ред. Ю. П. Малинина. СПб., 2001.
21. Косиков Г.К.: Средневековая литература и литература Возрождения во Франции
22. Лучицкая, С. И. Мусульмане и христиане в Святой земле (частная жизнь западноевропейских рыцарей сквозь призму взаимных представлений мусульман и христиан) // Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы (до начала нового времени). М., 2000. С. 105–122;
23. Лучицкая, С. И. Араб глазами франка (Конфессиональный аспект восприятия мусуль-манской культуры) // Одиссей. Человек в истории. 1993. М., 1993. С. 19–37.
24. Лучицкая, С. И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.
25. Лущенко, М. Песнь о Роланде Источник: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/luschenko-pesn-o-rolande.htm.
26. Марей, А. В. Малоизвестная версия «ПЕСНИ О РОЛАНДЕ» / А. Марей // Новый исторический вестник. – 2001. – № 4. – Режим доступа: http://www.nivestnik.ru/2001_2/13.shtml.
27. Михайлов, А. Д. Французский героический эпос: Вопросы поэтики и стилистики. – М.: Наследие, 1995. – 358 с.
28. Михайлов, А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М.: Наука, 1976. – 351 с.
29. Песнь о Роланде / Пер. Ю. Корнеева // Европейский эпос Античности и Средних веков. М. : Детская литература, 1984. – С. 473-584.
30. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избр. Статьи / В. Пропп. – М.: Наука, 1976.
31. Смирнов, А. Песнь о Роланде. Примечания Библиотека Всемирной Литературы, т. 10 Перевод со старофранцузского Ю. Корнеева Примечания А. Смирнова Издательство "Художественная литература", 1976 г.
32. Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова; Науч. ред. Ю. П. Малинина. СПб., 1999;
33. Французская литература от истоков до начала новейшего периода. Средние века и Возрождение / под редакцией В. А. Лукова – М. : Высшая школа, 2001. – 432 с.
34. Шишмарев, В. Ф. Избранные статьи. Французская литература. – М.-Л. 1965.