Введение
Глава 1 Понятие и значимость формирования грамматического навыка
1.1 Роль грамматики, ее место среди аспектов языка
1.2 Психологическая характеристика средней ступени обучения
1.3 Коммуникативное обучение грамматике и его особенности
Глава 2 Этапы формирования грамматического навыка
2.1 Ознакомление и первичное закрепление грамматического материала
2.2 Тренировка грамматического материала
2.3 Применение и контроль грамматического материала в речи
2.4 Последовательность учителя при формировании грамматического навыка говорения
Глава 3 Приемы и технологии при формировании грамматического навыка говорения в 5 классе
3.1 Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков говорения в 5 классе
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире уделяется огромное внимание международной коммуникации. В этой ситуации предмет «Английский язык», благодаря своей специфике, имеет наибольшие возможности, чем другие предметы школьного образования. На сегодняшний день возрастает необходимость владения людьми английским языком. Его изучение охватывает несколько аспектов, одним из которых является грамматика. В обучении иноязычному говорению она занимает важную позицию. Это тот самый кит, на котором основывается лексика. Обучение грамматике и корректному оформлению высказывания, распознавание грамматических форм в речи и письме осуществляется благодаря формированию грамматических навыков.
Обучение грамматике в школе занимает немало важное место, хоть и дается сложно некоторым учащимся, но, не смотря на это, грамматический навык является одним из составляющих компонентов коммуникации. Овладение языком является целью обучения коммуникативного подхода к обучению грамматике английского языка.
Цель курсовой работы: методы формирования грамматического навыка у учащихся на среднем этапе обучения.
Из цели вытекают следующие задачи:
- определить понятие грамматического навыка;
- раскрыть необходимость формирования грамматического навыка;
- изучить этапы работы над формированием грамматического навыка;
- рассмотреть эффективные приемы и технологии при формировании грамматического навыка;
- познакомиться с необходимой литературой по теме.
Объект исследования: процесс формирования грамматического навыка в обучении английскому языку.
Предмет исследования работы: коммуникативный подход к обучению грамматическим явлениям английского языка на средней ступени обучения.
Глава 1 Понятие и значимость формирования грамматического навыка
Грамматика – это раздел языкознания, в котором изучаются постоянно изменяющиеся сочетания слов, которые образовывают осмысленные предложения.
Основные трудности овладения грамматической стороной речи на английском языке связаны с межъязыковыми и внутриязыковыми отличиями.
Например: В английском языке слово «knowledge» (знания) – неисчисляемое существительное, которое всегда употребляется в единственном числе. В русском языке слово «знания» – множественное число.
Рогова Г.В. в своей книге «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе» под грамматическим навыком говорения понимает абсолютно верное, автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи [20, с. 56].
Грамматический навык можно приобрести при условии выполнения следующих действий:
- выбор структуры, соответствующей определенной ситуации;
- оформление грамматических единиц;
- оценка правильности и адекватности этих действий.
В современной методике сформировано несколько различных понятий термина «грамматика».
Грамматика – это способ постановки слов с целью получения правильного предложения.
Грамматика – это наука о языковом строе.
Грамматика – это структура языка, которая превращает его в речь.
Исходя из статьи Гез Н.И., постоянство процесса формирования грамматического навыка имеет большое значение для эффективности обучения. Чем адекватнее последовательность учебных действий стадиям формирования навыка, тем успешнее работа [7, с. 32].
Глава 2 Этапы формирования грамматического навыка
2.1 Ознакомление и первичное закрепление грамматического материала
Целью этапа ознакомления и первичного закрепления грамматического материала является создание ориентировочной основы действий для дальнейшего формирования навыка в различных коммуникативных ситуациях. На этом этапе нужно показать значимость, формообразование и использование грамматической структуры, организовать контроль её понимания учащимися и первичное закрепление [5, с. 28].
Ознакомление с новым грамматическим материалом для эффективного усвоения зачастую происходит в учебно-коммуникативных ситуациях, предоставляемых в устной форме или во время чтения, под руководством учителя или самостоятельно в следующей последовательности:
- Общая установка на функциональную направленность новой грамматической структуры. Например: Сегодня мы познакомимся с новым грамматическим материалом, но для начала… .
- Создание и предоставление учебно-коммуникативных ситуаций, типичных для употребления новой грамматической структуры; восприятие учащимися информации на слух или зрительно и её понимание как результат экстралингвистических и коммуникативных процессов.
- Проверка понимания значимости новой грамматической структуры и точности её использования благодаря избирательному переводу с английского языка на русский язык, выполнения и комментирования физических действий, использования наглядного материала, относительного перевода и других приёмов, не требующих воспроизведения иной структуры.
- Выбор правила и его интерпретация.
- Анализ и понимание грамматических феноменов благодаря ознакомительным упражнениям.
Глава 3 Приемы и технологии при формировании грамматического навыка говорения в 5 классе
На сегодняшний день существует большой выбор учебников, которые можно использовать для обучения английскому языку. Выбирая пособие, учитель английского языка обращает внимание на количество и разнообразие подготовительных и коммуникативных упражнений, на соответствие современным научным представлениям о преподавании английского языка, на обеспечение систематического повторения нового материала, закрепление соответствующих умений и навыков.
Система упражнений имеет следующую цель: практическое овладение английским языком. Она направлена на усвоение тех коммуникативных операций с материалом, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на английском языке.
Как правило, главная проблема в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в заучивании отдельных языковых фактов, а в умении работать с ними. Поэтому ключевое назначение грамматических упражнений заключается в том, чтобы обеспечить учащимся освоение действиями с грамматическим материалом, как в рецептивном, так и в репродуктивном плане [9, с. 79].
При формировании грамматических навыков по теме The Past Simple Tense учитывается способность учащихся 5 класса к анализу и проведению сходства между грамматическими структурами в английском и русском языках, что дает возможность использовать дедуктивные и индуктивные методы при ознакомлении с данным грамматическим материалом.
На данном этапе изучения английского языка учащиеся обладают грамматическими навыками по теме и необходимым лексическим материалом, позволяющими эффективно использовать их в процессе формирования грамматических навыков по грамматическому материалу.
Заключение
На протяжении многих лет ни один из аспектов обучения языкам не был предметом столь бурных дискуссий, как грамматика. Она всегда осознается по-разному. Грамматика продолжает играть отличную от всех роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и в целом в системе образования отдельных стран.
Коммуникативный подход в обучении появился в то время, когда потребовались серьезные изменения в модели обучения английскому языку. Оно довольно скоро стало общепринятым в педагогических кругах, получив поддержку ведущих британских прикладных лингвистов, филологов, издателей в различных высших учебных заведениях.
В основе развития коммуникативного подхода в обучении английскому языку лежит коммуникативная теория языка.
В данной работе были рассмотрены основные принципы формирования грамматических навыков: отбор и организация методического материала, его систематизация и классификация, проблема усвоения грамматических навыков на протяжении многих лет и использование коммуникативных методов обучения английскому языку на среднем этапе.
При овладении грамматикой английского языка в школе пристальное внимание должно быть уделено теории с использованием наглядности, и ее сочетанию с речевой практикой. При этом основным методологическим принципом является принцип сознательности – учащиеся должны четко понимать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур.
Коммуникативная цель обучения грамматике в средней школе дает возможность сформулировать главное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. [Текст] // В.А. Аверин – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 314 с.
2. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку [Текст] / И.М. Берман – М.: Высшая школа, 1970. – 230 c.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе [Текст] / И.Л. Бим – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
4. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. – №5. – С. 5–7.
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000. – 372 с.
6. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам [Текст] // Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: ACADEMA, 2004. – 234 с.
7. Гез, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // Иностранные языки в школе, 1999. – №2 – С. 32–38.
8. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
9. Колкер, Я.М. Практическая методика обучению иностранному языку [Текст]: учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Академия, 2001. – 253 с.
10. Кириллова, Е.П., Лазарева, Б.Т., Петрушин, С.И. Хрестоматия по методике преподавания английского языка [Текст] / Е.П. Кириллова, Б.Т. Лазарева, С.И. Петрушин – М.: Просвещение, 1981. – 207 с.
11. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1988. – №6 – С. 18–20.
12. Кузовлев, В.П., Лапа Н.М. Новое издание УМК «English 5» для общеобразовательных учреждений // Иностранные языки в школе, 2005. – №3. – С. 33–35.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. [Текст] / И.Ю. Кулагина – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1996. – 120 с.
14. Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе, 2001. – №6. – С. 7–10.
15. Ляховицкий, М.В. Общая методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / М.В. Ляховицкий. – М.: Просвещение, 1991. – 216 с.
16. Методики обучения иностранным языкам в средней школе, под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Пособие для учителей, аспирантов и студентов – СПб.: КАРО, 2005. – 223 с.
17. Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Методическое пособие для преподавателей – СПб.: КАРО, 2001. – 235 с.
18. Опойкова, О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. – №8. – С. 39–42.
19. Пассов, Е.И. коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
20. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова – М.: Просвещение, 1991. – 351 с.
21. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
22. Слободчиков, В.А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе [Текст] / В.А. Слободчиков – М.: Просвещение, 1986. – 300 с.