Введение.
Развитие в современном обществе социальных сетей и виртуального общения набирает все больше оборотов. В конечном итоге это привело к созданию так называемого виртуального пространства, феномены которого в определенной степени могут отличаться от реального мира. Примечательно, что такая тенденция создается человеком, и именно он становится не только главным творцом виртуального пространства, но и объектом, который там моделируется.
Современное виртуальное пространство создается стремительными темпами и для него в значительной степени характерна высокая изменчивость и динамизм. Вместе с тем невозможно не отметить, что определенные устойчивые конструкты, как, например, образ, концепт, формируются в нем не только с учетом реальной ситуации в жизни человека, но и с учетом тенденций, которые являются актуальными в настоящее время во всем мире.
Исследованиями образа и концептов в рамках лингвистики, лингвокультурологии и лингвоконцептуалогии занимались такие известные ученые, как В. И. Карасик, В. А. Маслова, С. А. Моисеева, Ю. С. Степанов, Й. Л. Вайсенберг, С. Г. Воркачев, Н. М. Залесова и др.
Социальные сети являются в настоящее время эффективным способом продвижения и создания определенного имиджа как человека, так и целых городов, стран. Имидж непосредственно связан с определенным образом, который формируется в представлении людей. Стоит отметить, что этот вопрос занимает особое место в современной лингвистике и лингвокультурологии.
Образ Берлина в разные времена изменялся в силу определенных исторических и культурных событий, характеристик. На сегодняшний день значительную роль в формировании его международного образа составляют социальные сети. Именно там представители различных культур, а также самого немецкого народа оставляют свое впечатление и мнение о городе, что в конечном итоге служит созданию единого образа города, который характерен для глобализационной картины мира. Сегодня обратившись к социальным сетях можно без особого труда узнать наиболее важные составляющие образа, которые принято выделять и на которые стоит обратить свое внимание.
Глава 1. Образ в лингвистике. Образное составляющее концепта.
1.1 Понятие образа в парадигме современных гуманитарных наук.
Понятие «образа» часто встречается во многих науках, однако, в определении каждой из них он имеет свою специфику. Рассмотрим основные определения, которые даются в словарях и энциклопедиях современных гуманитарных наук.
Для начала обратимся к рассмотрению образа в философии. Согласно определению, которое содержится в «Словаре философских терминов», под образом следует понимать «мысленное отражение действительности в голове человека, особая субъективная картина реальности» [18, с. 377]. Кроме того, в этом же издании акцентируется внимание на том, что понятие образа может быть отождествлено с понятием психического отражения, адекватность которого напрямую зависит от психических возможностей и состояния психики каждого человека.
Такого рода понимание образа, по сути, сводит само понятие к перцептивным и рациональным формам знания: ощущениям, представлениям, восприятию и др. В данном словаре также указывается, что в научном дискурсе отмечается и еще одно понимание образа, расширенное, которое содержит мировоззренческие, культурные, научные, общественные характеристики сознательной деятельности человека. В такой ситуации может идти речь об образе мира, жизни, идеальном образе науки, типичном образе современного человека и т.д.
Помимо прочего, в философии также рассматривается понимание какого-либо образа как чего-то идеального, желаемого результата любого вида человеческой деятельности, что в конечном итоге находит воплощение и фиксируется в понятии цели, которая представляет собой мысленное предвосхищение реального результата.
Другое определение образа находим в «Философском энциклопедическом словаре»: «Образ – в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения» [21, с. 382].
В данном словаре объект представляется объективным по своему источнику (отражаемому объекту) и субъективным по способу (форме) своего существования. Объект может быть воплощен в материальной форме, в качестве которой могут выступать практические действия, язык, разного рода знаковые модели. Здесь же указывается, что в качестве специфической формы может выступать художественный образ.
Заключение.
Проведя исследование по данной теме, мы пришли к следующим выводам.
Образ понимается как форма, процесс, перцепт, который формируется в сознании человека посредством познавательной и мыслительной деятельности. Важной особенностью образа является то, что он выступает как отражение объективной реальности, действительности, которая окружает конкретного человека. Вместе с тем, образ обладает и отдельными характеристиками, без наличия которых нельзя говорить об образе как таковом, в частности, речь идет о целостности и обобщенности.
Исследуя современную языковую картину мира, многие ученые рассматривают несколько важных вопросов, в том числе и место образа в ней. Однако проведя анализ источников, нами было выявлено, что следует разграничивать два схожих в некоторой степени понятия – «концепт» и «образ».
В лингвоконцептологии под контекстом понимается «синтезирующее лингвоментальное образование, методологически пришедшее на смену представлению (образу), понятию и значению и включившее их в себя в “снятом”, редуцированном виде – своего рода “гипероним” последних» [3, с. 76].
Важное значение в языковой картине мира имеет лингвоконцепт, который, в свою очередь. не может быть образован без участия образа. Следовательно, на основании данного положения мы приходим к выводу, что образ является центральным базовым понятием, на котором зиждется не просто лнгвоконцепт, но и вся языковая картина мира.
В процессе своего формирования и развития каждый образ проходит две основные стадии. На первой образ представляется как сенсорно-перцептивное отражение действительности. Вспоминая результаты анализа, изложенные в предыдущем параграфе, мы можем сделать вывод, что это и есть тот основной механизм психики, который воспринимается разными науками как основа формирования образа. Следовательно, образ на первом этапе своего формирования есть отражение объективной реальности, которая познается человеком в ходе его мыслительной и познавательной деятельности.
1 Вайсенберг, Й. Л. Родной язык и формирование духа: 2-е изд, испр. и доп. / Й. Л. Вайсенберг. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.
2 Воркачев, С. Г Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели / // Филологические науки. – 2005. – № 4. – С. 76–83.
3 Воркачев, С. Г. Лингвокультурная концептология и ее терминосистема (продолжение дискуссии) // Политическая лингвистика. – 2014. – № 3 (49). – С. 12-20.
4 Воркачев, С. Г.. Идея патриотизма в русской лингвокультуре:монография. – Волгоград: Парадигма, 2008. – 199 с.
5 Забияки, А П. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; OOO “Алетейя”, 1998. 447 с
6 Залесова, Н. М. Формирование и восприятие образа джентльмена в языке и культуре США: автореф.дисс…канд.филол.наук / Н. М. Залесова. – Благовещенск, 2009. – 28 с.
7 Зеленский, В. В. Толковый словарь по аналитической психологии с английскими и немецкими эквивалентами / В. В. Зеленский. – М. : Когито-Центр, 2008. – 336 с.
8 Инджиев. А. А. Словарь литературоведческих терминов: для выпускников и абитуриентов / А. А. Инджиев. – Ростов н Д:Феникс, 2008.–222 с.
9 Карасик, В. И. О категориях лингвокультуролгии / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2001. – С.3–16. 3.
10 Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик – Волгоград: Перемена, 2002. – 477с.
11 Касавин, И. Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / И. Т. Касавин. – М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. – 1248 с.
12 Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. – М. : Вече, 2003. – 512 с.
13 Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. Ŕ М.: Филол. ф-т МГУ, 1996.
14 Маслова, В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова. – М.: Академия, 2001. – 208с.
15 Моисеева, С. А. Образ как основа концептуализации действительности // научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2013. – № 13 (156). –С. 117 – 123.
16 Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинский [и др.]. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
17 Психологическая энциклопедия/ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; Пер. с англ. А.А. Алексеева. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 1094 с.
18 Словарь философских терминов /науч. Ред. В. Г. Кузнецов; вступ. Ст. В. В. Миронов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – XXV, 731 с.
19 Современный словарь по педагогике / авт. – сост. Е. С. Рапацевич. – Мн.: Соврем. Слово, 2001. – 928 с.
20 Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с.
21 Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. – М.: Советская энциклопедия,1983. – 840 с.