Система государственной власти и управления в БССР в 1954-1964 гг.
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система государственной власти и управления в БССР в 1954-1964 гг.»
по дисциплине: «История Беларуси»
2021
45.00 BYN
Система государственной власти и управления в БССР в 1954-1964 гг.
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История Беларуси
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ БССР
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ БССР
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 1954-1964 ГГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Октябрьская революция 1917 г. означала коренной перелом в судьбе всех народов, населявших бывшую Российскую империю. Менялись сущностные основы жизнедеятельности общества в политической, экономической, культурной сферах, в менталитете, моральных и идеологических ориентирах. Пришедшие к власти большевики попытались сразу на практике реализовать романтическо-утопический марксистский проект создания нового общества. Но первоначальные надежды на широкое революционное творчество народных масс в радикальном переустройстве всей общественной жизни на коммунистических началахне сбылись, катастрофическое ухудшение экономической ситуации в совокупности с развертыванием широкомасштабной гражданской войны и иностранной интервенции вынудили их серьезно скорректировать свой первоначальный проект.
Одним из приоритетов нового руководства являлось создание системы органов государственной власти и управления на основе нового, советского типа демократии, подававшегося как выражение подлинного народовластия и реализуемого посредством прямого участия трудящихся масс в управлении делами государства. Организационной формой такого народовластия становились Советы рабочих, солдатских/красноармейских и крестьянских депутатов. Конституциями БССР 1919 г. (с дополнениями 1920 г.) и 1927 г. Советы объявлялись единственными органами государственной власти: в республиканском масштабе – Всебелорусский съезд Советов (между съездами – ЦИК и СНК БССР), на местах, в пределах административнотерриториальных единиц, – съезды Советов и их исполкомы. Местные Советы изначально создавались как составная часть общей новой советской системы государственной власти и управления.
ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ БССР
Означенный период охватывает временные рамки с 1953 по 1964 годы и характеризуется тем, что во всех сферах жизни республики, как и страны в целом, произошло множество перемен. Это было вызвано целым рядом причин, среди которых в первую очередь следует назвать смерть И. В. Сталина, последовавшую за этим борьбу высшего партийного руководства за власть, арест Л. П. Берии и прекращение репрессий, приход к власти Н. С. Хрущева и исторический ХХ съезд КПСС.
Прекращение массовых репрессий способствовало известной стабилизации в обществе, но самим общественным мнением по-прежнему пренебрегали, не покончено было с попранием многих прав человека. Власть оставалась в руках партийного аппарата и силовых структур. Проявились и новые негативные явления, такие как “субъективизм” и “волюнтаризм” [9, с. 3].
Еще в 1946 году по инициативе Сталина была проведена общесоюзная реформа, которая упраздняла наркоматы. Вместо них создавались министерства. В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил Указ "О преобразовании Совета Народных Комиссаров БССР в Совет Министров БССР", а также об образовании новых союзно-республиканских министерств. В 1947 г. были проведены выборы в новый состав Верховного Совета БССР, сформирован состав Совета Министров и Верховного Суда.
В свою очередь, под руководством Н. С. Хрущева был проведен целый ряд реформ. Как показала практика впоследствии, лишь некоторые из них оказались жизнеспособными. Например, в республике были предприняты меры по совершенствованию управления народным хозяйством. В 1957 г. отраслевой принцип управления промышленностью через министерства был заменен территориальным – через Советы народного хозяйства (СНХ). Однако вскоре неэффективность этих мер стала очевидной, и в 1965 г. было принято решение о возврате к отраслевому управлению. Совнархозы упразднялись, создавались министерства по отраслям промышленности. В Белоруссии эти процессы проходили менее болезненно, чем в других республиках, так как на ее территории был создан всего один Совнархоз [10, с. 362].
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ БССР
В 1960 г. были определены направления деятельности постоянных комиссий Верховного Совета – подготовка законопроектов и контроль за выполнением законов и их эффективностью.
До конца 1969 г. количество постоянных комиссий достигло 15 (по иностранным делам, промышленности, образованию, медицинскому обслуживанию населения, сельскому хозяйству, социальному обеспечению и т. д.).
Всё это вызвало рост законодательной активности Верховного Совета БССР. В течение 1959-1967 гг. им было принято 124 законодательных акта. Среди особенно важных документов были новые кодексы: “Уголовный” и “Уголовно-процессуальный” (1960 г.), “Гражданский” и “Гражданско-процессуальный” (1964 г.), “Кодекс о браке и семье” (1969 г.) и другие. Был принят “Закон о судоустройстве” (1959 г.).
В 1960 г. продолжали налаживаться дипломатические связи с иностранными представительствами в Нью-Йорке и работниками Секретариата ООН «с целью получения полезной информации и воздействия на них в нужном направлении». Представительством был предпринят ряд мер по усилению пропаганды советской внешней политики и достижений СССР и БССР в области социалистического строительства. Эта работа была признана «главнейшим видом его деятельности», однако «не все беседы сотрудников с иностранцами оформлялись в письменном виде. Информация была бессистемной, носила справочный характер, по ней было трудно проследить развитие того или иного важного вопроса в дипломатических кулуарах Нью-Йорка, а также в лобби и в органах ООН» [1, ф. 3, оп. 3, д. 428, л. 91; д. 417, л. 1—6, 9, 11—12, 17—18, 20].
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 1954-1964 ГГ.
В 1964 г. октябрьский Пленум ЦК КПСС отстранил от власти Н.С. Хрущева и на должность Первого секретаря ЦК КПСС был избран Л. Брежнев [17]. В 1966 г. он же был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, а в 1977 г. одновременно стал и Председателем Верховного Совета СССР, тем самым сконцентрировав в своих руках 2 высшие должности в руководстве партией и государством.
Передача диктаторских полномочий Л. Брежневу произошла сама собой, и шла одновременно с усилением административно-командной системы.
Партийные комитеты, в соответствии со своей многоступенчатой номенклатурой, подчинили себе Советы - от Верховного до сельских, все государственный распорядительно-исполнительные органы страны, профсоюзные организации, комсомол, спортивные и другие общественные организации.
Значительные изменения в структуре и компетенции государственных органов БССР произошли в 1964-1965 гг. Согласно с постановлением октябрьского Пленума ЦК КПСС (1964 г.) в Беларуси было упразднено деление областных Советов и их исполнительных комитетов по производственному принципу, были восстановлены единые областные и районные Советы и их исполкомы, а также единые обкомы и райкомы партии.
Законом БССР от 21 октября 1965 г. были созданы 6 союзно-республиканских министерств легкой, пищевой, мясной и молочной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, строительных материалов, монтажных и специальных работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На наш взгляд, характеризовать систему государственного управления БССР “в общем”, не исказив ее сущности, не представляется возможным. Поэтому при изучении данного вопроса была учтена историческая периодизация развития БССР, что и обусловило структуру данной работы.
За неполные 70 лет своей истории БССР и ее система государственного управления испытали немало трансформаций. При этом необходимо отметить, что в процессе своего развития система государственного управления БССР постоянно совершенствовалась и развивалась. Но делалось это не самопроизвольно, а под влиянием определенных факторов:
– во-первых, она строилась на принципах социализма;
– во-вторых, развивалась система государственного управления БССР по образу и подобию общесоюзной. Конституция БССР также “переписывалась” с Конституции СССР;
– в-третьих, немаловажную роль в ее эволюции играл конкретный исторический момент. Например, при объединении БССР с Западной Белоруссией в 1939 году система государственного управления должна была учитывать эти изменения и реагировать на них;
– в четвертых, многое зависело от личности того, кто находился у власти в конкретный исторический период: при Сталине государственное управление находилось под его единоличным контролем и любое отклонение от проводимой им политической линии строго пресекалось.
Н. С. Хрущев считался реформатором и именно он на ХХ съезде КПСС выступил инициатором осуждения культа личности Сталина – соответственно, и государственное управление строилось исходя из проводимой им политики реформирования. При Брежневе пошел обратный процесс и началось усиление “руководящей и направляющей роли коммунистической партии” – соответственно, и государственное управление стало строго контролироваться партаппаратом, а это означает, что республиканские органы гос. управления теряли инициативу в принятии решений. Гласность при М. С. Горбачеве имела результатом сначала усиление демократизации процесса управления, а потом привела к полной его несостоятельности и развалу системы государственного управления, выходу БССР из СССР и распаду последнего.
1. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 951. Оп. 3. 2. НАРБ. Ф. 951. Оп. 4.
3. О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни: Постановление Священного Синода Московской Патриархии, 18 апреля 1961 г. // Журнал Московской Патриархии, 1961. № 8. С. 6.
4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г. // Журнал Московской Патриархии, 1961. № 8. С. 15–17.
5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 2.
6. Справка о положении и деятельности РПЦ в БССР по состоянию на 1 ноября 1959 г. // Национальный архиы Республики Беларусь (далее НАРБ) Ф. 951. Оп. 4. Д. 20. Л. 124– 157.
7. Об отделении церкви от государства и школы от церкви: декрет СНК РСФСР, 23 янв. 1918 г. // Русская православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью: в 2 т. / сост. Г. Штрикер. М., 1995. Т. 1. М., 1995. С. 113–115.
8. О религиозных объединениях: постановление ВЦИК и СНК РСФСР, 8 апр. 1929 г. // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 250–261.
9. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России. ХХ век. М., 1994. С. 108.
10. Письмо уполномоченного по Гомельской области уполномоченному по БССР (1955 г.) // НАРБ. Ф. 4п. Оп. 47. Д. 410. Л. 2-4.
11. Докладная записка Уполномоченного СДРПЦ по Молодечненской области о деятельности РПЦ (1958 г.) // НАРБ. Ф. 951. Оп. 4. Д. 16. Л. 76.
12. Информационный доклад Уполномоченного СДРПЦ по БССР Г. Семенова (1957 г.) // НАРБ Ф. 951. Оп. 4. Д. 11. Л. 50.
13. Информационный доклад Уполномоченного СДРПЦ по БССР Г. Семенова (1957 г.) // НАРБ Ф. 951. Оп. 4. Д. 11. Л. 62.
14. Информационный доклад Уполномоченного СДРПЦ по БССР Г. Семенова (1957 г.) // НАРБ Ф. 951. Оп. 4. Д. 11. Л. 44.
15. О статусе, структуре и штатах Совета по делам религий при Совете Министров СССР: Постановление Совета Министров СССР, 25 февр. 1980 г. № 179 // НАРБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 58. Л. 30–30 об.
16. Письмо Председателя СДРПЦ Г. Карпова Уполномоченным Совета (1947 г.) // Государственный архив Минской области (далее ГАМО) Ф. 3196. Оп. 2. Д. 1. Л. 2-10.
17. Информационный доклад уполномоченного СДРПЦ по БССР Г. Семенова (1957 г.) // НАРБ Ф. 951. Оп. 4. Д. 11. Л. 64.
18. Докладная записка Уполномоченного СДРПЦ по Гродненской области Макаренко Председателю Совета Г. Карпову и Уполнгомоченному по БССР Г. Ковалеву // НАРБ. Ф. 951. Оп. 1. Д. 41. Л. 82.
19. Инструктивное письмо СДРПЦ Уполномоченному по БССР Г. Семенову (27 апреля 1959 г.) // НАРБ. Ф. 951. Оп.4. Д. 19. Л. 39.
20. Пыжиков, А. Хрущевская “оттепель” 1953 – 1964 гг.: историко-публицистическое издание / А. Пыжиков. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 512 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты