ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность моделирования и виды моделей
1.2 Особенности формирования математической грамотности дошкольников
1.3 Условия использования моделирования как средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Оценка начального уровня сформированности математической грамотности дошкольников
2.2 Реализация педагогических условий использования моделирования как средства формирования математической грамотности дошкольников
2.3 Результаты контрольного этапа исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика является сложной наукой, которая может вызвать у ребенка трудности во время школьного обучения. К тому же не все дети обладают математическим складом ума, именно поэтому при подготовке к школе на этапе дошкольного образования так важно развить у дошкольника правильную математическую речь. Раннее обучение элементарной математике начинается с 3 лет и позволяет получить базовые знания математических понятий и терминов, которые будут необходимы будущему школьнику. Таким образом, эффективное развитие у дошкольников математической грамотности имеет важное значение для дальнейшего успешного обучения в школе. Формирование основных элементарных математических знаний у детей является основой интеллектуального развития ребенка. На протяжении многих лет содержание математического развития дошкольников изменялось в зависимости от требований времени и в соответствии с совершенствованием воспитательной и образовательной деятельности дошкольных учреждений.
Детям дошкольного возраста математические понятия даются с большим трудом, поэтому нужны специальные средства обучения, которые облегчат освоение математических представлений и будут способствовать их развитию, а так же помогут усваивать понятия не в готовом виде, а самостоятельно их открывать, отвечающие современным требованиям дошкольного образования. Одним из средств развития математических представлений у детей дошкольного возраста является моделирование. Моделирование открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в развитии математических представлений дошкольников. С помощью моделирования удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому. Тем самым модель может сделать любой объект доступным познанию ребёнка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность моделирования и виды моделей
Моделирование, как наглядно-практический метод обучения с использованием моделей.
По мнению Т.В. Омардиной, моделирование – это замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна [16, с. 85].
А.В. Белошистая определяет моделирование, как наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для развития элементарных математических представлений [1, с. 45].
Другие исследователи рассматривают моделирование так же с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность, способствующая умственному развитию ребёнка (Л.А. Венгер [3], Л.И. Цеханская [23]).
Модель – это образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-либо, а также предмет, с которого воспроизводится изображение. То есть можно сказать, что модель применяется при изучении любых объектов, явлений, процессов, решении математических задач и получении информации. С помощью модели можно дать представления об оригинале, с её же помощью можно подробно изучить и истолковать оригинал. Основное назначение моделей состоит в том, чтобы облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей и их связям. Математическая же модель – это «эквивалент» объекта, отражающий в математической форме важнейшие его свойства: законы, которым он подчиняется, связи присущие составляющим его частям[23, с. 78].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Оценка начального уровня сформированности математической грамотности дошкольников
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень сформированности математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №45 г. Гродно». В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста.
Обследование детей проводилось по диагностическим заданиям, предложенным И.В. Житко, Е.И. Щербаковой [8].
Диагностическое задание 1.
Цель: диагностика умения ребенка правильно согласовывать числительные до десяти с существительными, сравнивать предметы на картинке (больше - меньше, ближе - дальше и др.). Правильно ставить ударения в существительных, числительных и наречиях.
Инструкция по выполнению задания: используя рисунок 1 описать сколько всего животных, порядок расположения животных на картинке, провести сравнение животных на картинке по разным основаниям (основание для сравнения ребенок выбирает самостоятельно).
За каждый правильный ответ ребенок получает по 1 баллу, максимальное количество баллов в данном задании – 8.
Шкала оценивания:
8-6 баллов – высокий; 5-3 балла – средний; менее 3 баллов – низкий.
Диагностическое задание 2.
Цель: изучение представленийо способах построения сериационных (упорядоченных по величине) рядов из пяти элементов (по образцу и по заданному условию), сравнивая объекты по одному и (или) двум параметрам величины одновременно;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моделирование – это наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для развития элементарных математических представлений. Модель – это образец какого-нибудь изделия или образец для изготовления чего-либо, а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Существует различные классификации моделей, они обширны и разнообразны. Одна из наиболее распространенных классификаций моделей встречается в работах Н.Ю. Боряковой и подразумевает деление на два основных класса: материальные модели, назначение которых состоит в физическом воспроизведении действительности, и идеальные модели, с которыми, даже при воплощении их в материале, все преобразования осуществляются мысленно (образные, знаковые).
Формирование математической грамотности дошкольников предполагает развитие у них базовых математических представлений и обогащение математического словаря. Развитие математической грамотности детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни непосредственно связано с обогащением и развитием ведущей формы деятельности. В старшем дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В играх происходит формирование количественных представлений; осуществляя пространственную ориентировку, дети осваивают пространственные представления. В процессе формирования математических представлений используются игровые упражнения.
Моделирование позволяет познать математические объекты изнутри, увидеть скрытые связи, абстрагироваться от несущественных свойств предмета, а также позволяет дошкольникам в процессе развития математических представлений самим участвовать в открытии новых знаний, а не получать их в готовом виде.
В рамках реализации опытно экспериментальной работы по результатам констатирующего исследования было установлено, что при сравнении различных предметов детям сложно самостоятельно выбрать основание для сравнения (размер, место расположения на картинке, рост/длину и другие).
1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций / А.В. Белошистая. – М. : Владос, 2003. – 400 с.
2. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников в 2 частях. Ч.1. / Т.С. Будько. – Брест : БрГУ, 2006. – 46 с.
3. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 2008 – 135 с.
4. Вербенец, А.М. Освоение средств отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования / А.М. Вербенец //Методические советы к программе «Детство». – СПб. : Речь, 2002. – 256 с.
5. Воронина, Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург : УрГПУ, 2017. – 289 с.
6. Воронина, Л.В. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста / Л. В. Воронина. – Екатеринбург : УрГПУ, 2018. – 149 с.
7. Желтухина С.З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников / С.З. Желтухина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – 2015. – № 4. – С. 69- 72.
8. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск : Экоперспектива, 2016. – 128 с.
9. Жуйкова, Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова // Актуальные задачи педагогики: материалы. – 2012. – № 2. – С. 41-44.
10. Конова, Ф.У. Развитие математических представлений у дошкольников / Ф.У. Конова // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – 2016. – № 2 . – С. 132-134.
11. Кравцова, К.А. Психологические условия формирования способности старшего дошкольника к наглядному моделированию: автореферат дис. кандидата психологических наук / К. А. Кравцова– Самара, 2011. –20 с.
12. Краснощеков П.С. Принципы построения моделей / П. С. Краснощеков, А. А. Петров. – М. : ВЦ РАН, 2000. – 264 с.
13. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М. : Академия, 2016. –160 с.
14. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2008. – 180 с.
15. Никандров, В.В. Метод моделирования в психологии: учеб, пособие / В.В. Никандров. – СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 55 с.
16. Омардина, Т.В. Моделирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Т. В. Омардина, О. А. Чигина, Г. В. Торопынина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5. – с. 85-86.
17. Смоленцева, А.А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А.А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
18. Сорока, О.А. Моделируя, познаем мир / О.А. Сорока // Молодой ученый. – 2017. – № 10. – С. 448-451.
19. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М. : Просвещение, 2008. – 303с.
20. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников : конспект лекций / под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
21. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск : БГПУ, 2009. – 235 с.
22. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2019. – 416 с.
23. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988. – 303 с.
24. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М. : «Академия», 2004. – 272 с.