Формирование иноязычного письма в начальной школе
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование иноязычного письма в начальной школе»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранных языков»
2021
45.00 BYN
Формирование иноязычного письма в начальной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Теоретические вопросы обучения иноязычной письменной коммуникации учащихся младших классов
1.1 Психолингвистические и психолого-педагогические особенности обучения иностранному письму учащихся младшей школы
1.2 Трудности в овладении письменной речью
1.3 Методические подходы к обучению письменной речи на иностранном языке
2 Методика обучения иностранной письменной речи учащихся начальной школы на материале личного письма
2.1 Упражнения как средство обучения письменной речи. Классификация упражнений, используемых при обучении письменной речи
2.2 Разработка комплекса упражнений для обучения письменной речи в начальной школе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одной из основных задач преподавания иностранного языка в школе является развитие способности учащегося обучаться иностранному языку. Важно развивать у учащихся общеязыковые, интеллектуальные, когнитивные способности, умственные процессы, которые лежат в основе овладения иноязычным общением, а также эмоции, чувства учащихся, их готовность к общению, культуры коммуникации.
Новые задачи, стоящие перед преподавателем иностранного языка на современном этапе, требуют от него пересмотра некоторых вопросов организации урока иностранного языка, его содержания, методов и методик обучения. Предметом внимания и творческого поиска должны быть, прежде всего, коммуникативная направленность урока, укрепление его образовательного, познавательного и развивающего потенциала. Знание личности каждого учащегося и учет его индивидуальных способностей, уровня развития и обучения являются обязательным условием эффективного образовательного процесса.
Процесс письма отличается от процесса устной речи по своему происхождению и пути развития, психологическому содержанию и по включенным в него психологическим операциям. Ни один ребенок не знает, как произносится его речь; правила построения устного дискурса становятся предметом осознания только в школе. С самого начала письмо является осознанным действием, произвольно встроенным в особый сознательный процесс обучения.
Формирование навыков грамотного письма на уроках английского языка имеет решающее значение для дальнейшего изучения языка, а также для приобретения знаний и навыков, которые позволят ребенку раскрыться как личность и стать полноправным членом общества.
Однако многие вопросы психолого-педагогического воздействия при рассмотрении обучения письменной речи на иностранном языке как вида языковой деятельности остаются нерешенными: не решена проблема формирования потребности в письменной речи в существующих технологиях обучения; дидактическая эффективность применения методов и приемов устранения письменных ошибок остается низкой; отсутствуют действенные практические рекомендации по устранению и предотвращению пробелов в знаниях и умениях учащихся младшей школы.
Все это определило выбор темы работы и ее актуальность, которая заключающуюся в том, что долгое время преподаванию современной письменной речи на английском не уделялось достаточного внимания даже в школах с углубленным изучением иностранных языков. Между тем, знание английского письменного языка в начальной школе является одним из условий успешного владения иностранными языками и дальнейшего эффективного продолжения обучения в средней и старшей школе.
1 Теоретические вопросы обучения иноязычной письменной коммуникации учащихся младших классов
1.1 Психолингвистические и психолого-педагогические особенности обучения иностранному письму учащихся младшей школы
Необходимость создания письма возникла из-за наличия устной речи. Людям было необходимо хранить приобретённую информацию и хранить человеческие знания и накопленный опыт. Письмо считается звучащей речи, как хранилище человеческого знания и накопленного опыта, как зеркалом культуры и традиций каждой страны. Оно играет важную роль в изучении иностранного языка [1].
Письменная речь – это особый вид речевой деятельности, она является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.
Необходимость создания письма возникла из-за наличия устной речи. Людям было необходимо хранить приобретённую информацию и хранить человеческие знания и накопленный опыт. Письмо считается звучащей речи, как хранилище человеческого знания и накопленного опыта, как зеркалом культуры и традиций каждой страны. Оно играет важную роль в изучении иностранного языка [1].
Ряд отечественных и зарубежных исследователей, таких как: Выготский Л.С., Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Зимная И.А., Лурия А.Р., Богоявленский Д.Н., Галскова Н.Д., Соловова Е.Н., Эльконин Д.Б., Фридман Л.М., Жан Пиаже занимались вопросами изучения иноязычной письменной речи.
Вышеупомянутые ученые дают разные определения письму и письменной речи, однако все они схожи во мнении, что письмо и письменная речь являются чрезвычайно многомерными сложными явлениями. Представим некоторые из определений письменной речи и письма, предложенные различными авторами:
В методологии Леонтьева А.Н. письменная речь – способность сочетать слова в письменной форме, чтобы выразить свои мысли в соответствии с потребностями общения [2].
Согласно Щукину А.Н. письменная речь – тип речевой деятельности по передаче информации в письменной форме в соответствии с ситуацией коммуникации [3, с. 172].
Письмо – это и цель, и способ обучения. Как средство письмо связано с реализацией различных видов упражнений и задач в письменной форме. Цель состоит в том, чтобы научиться писать, развивать навыки письменной коммуникации, чтобы выразить мысли в письменной форме. Цель обучения варьируется от категории обучаемых: в школе задачи более скромные, в университете – более широкие, потому необходимо записывать лекции, составлять планы, писать эссе и делать заметки о литературе.
2 Методика обучения иностранной письменной речи учащихся начальной школы на материале личного письма
2.1 Упражнения как средство обучения письменной речи. Классификация упражнений, используемых при обучении письменной речи
Под упражнением в отечественной методологии понимается специально организованное одно- и многократное выполнение отдельных или последовательных серий операций, действий или любой деятельности с целью овладеть ими или улучшить их в образовательных целях [13]. С.Ф. Шатилов под упражнением подразумевает «специально организованное в условиях обучения однократное и многократное выполнение одной или серии операций или действий речевого характера» [14, с. 55]. Е.И. Пассов рассматривает упражнения как средство обучения речевой деятельности [15]. Т.С. Серов рассматривает упражнение как методологическую единицу учебной деятельности по иностранному языку, как форму единства материала и реализации действий [16].
Система упражнений для обучения письменной речи должна предусматривать:
- соответствие упражнений психологическим и языковым трудностям;
- возможность взаимодействия с другими видами речевой деятельности;
- управление процессом формирования умений и навыков письменной речи;
- успешная реализация конечной практической цели и промежуточных целей обучения;
- постепенное нарастание трудностей, что обеспечит возможность выполнения упражнений на разных этапах обучения [13, с. 179].
Применение разнообразных упражнений – обязательное условие успешной работы по развитию письменной речи.
Целесообразность применения того или иного упражнения с методической точки зрения определяется следующими условиями:
- степенью соответствия его проходимому в данный момент материалу;
- подготовленностью учащихся к усвоению данного учебного материала;
- доступностью материала с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;
- последовательностью в применении отобранных с определённой целью упражнений.
Заключение
Если изучение иностранного письменного языка будет построено правильным и эффективным способом, то у учащихся повысится желание и мотивация к его дальнейшему изучению. Учащиеся начальной школы смогут правильно овладеть и применить лексический, грамматический и лингвистический материал на практике. Коммуникативно-направленное изучение иностранной лексики усилит процесс получения знаний и поможет беспроблемно ввести имеющийся лингвистический материал в повседневный оборот.
Рассмотрев педагогические, психологические, лингвистические моменты, можно прийти к заключению, что наличие разных подходов к определению компетенций, образующихся в процессе создания письменного сообщения оказывают влияние на процесс обучения и запоминая иностранно языка.
Развитие навыков письма начинается, по мнению психологов и физиологов, намного раньше, чем когда учитель впервые кладет ручку в руку ребенка и показывает, как писать буквы. Уже в трехлетнем возрасте дети берут в руки карандаш или ручку и рисуют на бумаге прямые линии или каракули. Это основа, психофизиологическая предпосылка формирования письма.
Задача учителя в школе – развивать навыки письма как на русском, так и на английском языках. Необходимо подобрать именно упражнения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Для формирования навыков письма у современных учащихся начальной школы с учетом современных целей и требований к владению иностранными языками, особенностей информационно-образовательной среды и возрастных особенностей необходимо и целесообразно использовать все имеющиеся подходы и технологии в рамках коммуникативного подхода к обучению. Это позволит сформировать сильные первичные речевые навыки: графику и орфографию, на которых будет основано обучение письму.
Одним из способов эффективного овладения письменной речью в начальной школе является игра. Неоспорим тот факт, что игра является очень мощным средством воздействия на личность ребенка. Очевидна важная воспитательная роль игры в жизни человека. Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо для дальнейшей трудовой деятельности.
Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в ре деятельность учащихся с разным ре темпом работы и уровнем ре владения материала. Онаре гарантирует позитивное эмоциональное ре состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: обучение учащихся начальной школы письменной речи на иностранном языке будет успешным, если коммуникативные методы и приемы будут целенаправленно использоваться при формировании первичных навыков письма.
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студента лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2009. – С. 252-336 с.
2. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А.Леонтьев. – М.: Русский язык, 1991. – 338 с.
3. Хмелидзе, И.Н. Обучение иноязычной письменной речи студентов неязыковых специальностей на основе автономного подхода : немецкий язык, базовый курс. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. – Москва, 2009. – С. 172-174.
4. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. – Санкт-Петербург: ред. журн. «Семья и школа», 2012. – 321 с.
5. Александровская, Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении – М.: Прессиздат, 2010. –189 с.
6. Пирожкова, А.О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей [Текст] / А.О. Пирожкова // Проблемы современного педагогического образования, 2014. – № 44-1. – С. 199-207.
7. Баньковская, И.Н. Психолого-педагогические особенности обучения письменной речи на иностранном языке / И.Н.Баньковская, Д.Ю.Комиссарова // Наука – образованию, производству, экономике: материалы 15-й Международной научно-технической конференции. – Минск: БНТУ, 2017. – Т. 4. – С. 321-322.
8. Адельшина, Н.А. Психологические особенности овладения письменной речью. – Волгоград: Известия ВГПУ, 2018. – С. 94.
9. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/internetseminar2016writing/stati-ucastnikov/obucenie-pismennoj-reci-trudnosti-i-puti-ih-resenia.
10. Osgood, C.E. Lectures on Language Performance. – New York: 1980. – [Electronic resource]. – Mode of access : Psycholinguistics // A Syrvey of Theory and Research Problems / Ch.E. Osgood, T.A. Sebeok (Ed.).Baltimore, 1954.
11. Кузьмина, Л.Г. New challenges in writing:Пособие по развитию культуры письменной речи. – М.: «Еврошкола», 1998 – С. 46-48
12. Баранова, Е. А. Методика обучения сочинению-рассуждению на материале французского языка / Е. А. Баранова // Ученые записки Орловского государственного ун-та. Сер. 1, Гуманитарные и социальные науки, 2010. – № 1. – С. 104-108.
13. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.
14. Шатилов, C.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986. – С. 144-147.
15. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
16. Серова, Т.С., Зайцева, Л.В., Шишкина, Л.П. Система упражнений профессионально-ориентированного взаимосвязанного обучения всем видам иноязычной речевой деятельности. – Пермь: ППИ, 1990. – 130 с.
17. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1980. — 120 с.
18. Лапидус, Б.А. Проблемы содержания обучения в языковом вузе. – М.: Высшая школа, 1986. – 143 с.
19. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты