Введение
1 Теоретические основы обучения монологической речи на среднем этапе
1.1 Психологические и лингвистические особенности монологической речи
1.2 Виды монологической речи
2 Методика использования опор для обучения монологической речи на среднем этапе
2.1 Характеристика различного типа опор для обучения монологической речи на среднем этапе средней школы
2.2 Комплекс упражнений для обучения монологической речи с использованием опор
2.3 Методическая разработка урока английского языка по обучению монологической речи с использованием опор в 7 классе средней школы
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
На современном этапе развития педагогической науки вопросы эффективно обучения монологической речи на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе являются наиболее актуальными и важными, поскольку обучение иноязычному говорению как в форме диалога, так и в форме монолога, можно считать основой эффективной и плодотворной коммуникации в режиме диалога культур в современном обществе.
Изучением вопросов и решением проблем эффективного обучения монологической речи на иностранном языке занимаются как отечественные, так и зарубежные педагоги и методисты, например, A.A. Алхазишвили, И.M. Андреасян, A.K. Артыкбаева, A.A. Вейзе, H.B. Долгалова, A.П. Запороженко, M.H. Калнинь, Л.И. Лазаркевич, O.A. Нечаева, Л.И. Новожилова, З.И. Пахмутова, T.B. Попова, O.Г. Резель, И.P. Саруханян, E.Ю. Фроликова и другие.
Однако больше внимания авторы уделяют особенностям обучения монологической иноязычной речи на начальном этапе обучения иностранному языку, когда только закладываются основы для дальнейшего продуктивного обучения, и на старшем, заключительном этапе, когда учащиеся готовятся к самостоятельному общению, а коммуникативные ситуации наиболее приближены к реальным. При этом значительно меньше внимания, а, следовательно, и работ, уделяется особенностям обучения монологической речи на среднем этапе обучения иностранному языку в школе.
Обучение монологической иноязычной речи как продуктивному процессу требует от учащихся среднего этапа обучения в школе умения описывать и сравнивать предметы и явления, говорить о том, что они слышат и видят, читать и сообщать информацию – это представляет собой сложную методическую задачу, сочетающую элементы устного монологического описания, повествования и сравнения на иностранном языке.
Основной задачей на среднем этапе обучения монологической иноязычной речи является совершенствование базовых навыков иноязычного общения, уже полученных на начальном этапе, а также заложение основ для постепенного перехода к более сложным видам общения, обучение которым начнется на старшем этапе. Совершенствование способности самостоятельно решать коммуникативные и познавательные задачи, включая способность выражать личное отношение к воспринимаемой информации, фактам и событиям становится основной задачей обучения монологической речи на среднем этапе обучения в школе.
1 Теоретические основы обучения монологической речи на среднем этапе
1.1 Психологические и лингвистические особенности монологической речи
Следует отметить, что психолингвистические аспекты говорения, особенно в отношении монологических высказываний, приводят к говорению из-за необходимости использовать язык для выражения мыслей, которые выражают связи и отношения в реальном мире в сознании человека. Поэтому выражение мыслей происходит через речь, а процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мышления. Наряду с мышлением такие психические процессы, как память, воображение, восприятие, внимание и имитация, тесно связаны с овладением иноязычной речью. Мотивация также очень важна. Мотивация речевых действий основана на вопросе "Почему?" и "Что говорить?" При обучении говорению необходимо помнить, что тема важна для личности, затрагивает эмоциональную сферу, актуальна, и есть желание говорить.
Монолог можно понимать, как активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие, коммуникативной целью которого является сообщение о каком-либо факте или явлении [1, c. 159]. Монолог является наиболее сложной формой речи и предназначен для передачи информации с определенной целью. Это также форма речи, когда один человек самостоятельно определяет и конструирует структуру, организацию и языковые средства. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть мотивирована ситуацией, как говорят психологи. Ситуация является отправной точкой монолога, а затем формирует контекст, который является его окружением, как бы оторванным от него. Связная речь, которая понимается без учета частного контекста, в котором она произнесена, является "контекстуальной речью" (или ситуативная), т.е. речью, которая понимается другими людьми в зависимости от контекста, в котором она произносится [27, с. 137].
Монологическая речь в основном контекстуальна. В силу своей контекстуальной природы она должна быть понята без помощи экстралингвистических средств, которые часто играют важную роль в диалогической речи.
Поскольку монологическая речь – это акт говорения, она имеет механизмы говорения.
2 Методика использования опор для обучения монологической речи на среднем этапе
2.1 Характеристика различного типа опор для обучения монологической речи на среднем этапе средней школы
При обучении любому иностранному языку приходится сталкиваться с тем явлением, что учащиеся не могут выразить свои мысли изолированно, состоящими из нескольких последовательных фраз. Очень часто высказывание ученика представляет собой либо односложный ответ на вопрос учителя, либо хронологическую последовательность каких-то действий. Говорение в монологической форме очень сложно для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно включает в себя выбор того, что и как сказать, определение содержания и формата презентации. Поэтому необходимо использовать опоры при формировании этого сложного навыка.
Цель опоры - прямо или косвенно помочь произнесению речи, вызывая ассоциации из жизненного и речевого опыта ученика. Л.И. Лазаркевич, проанализировав различные виды опоры, пришел к выводу, что опора при обучении словесной речи понимается как "особый вид стимула" [1, c. 187]. Таким образом, опора помогает стимулировать разговор ученика, а также правильно формулировать идеи.
Другими словами, это модель программы высказываний, которая должна включать возможность разнообразного использования ее средств выражения, основанного на представлении о том, как выполняются речевые действия при порождении высказываний [23, c. 199].
Единственная цель опор - прямо или косвенно помочь речевому высказыванию, вызывая ассоциации из жизненного и речевого опыта учащегося.
Поскольку необходимые ассоциации вызываются, во-первых, словами, а во-вторых, образами реальности, представляется правомерным различать, прежде всего, вербальную и изобразительную опоры. Такое разделение дает возможность использовать оба вида опор параллельно, так как они дополняют друг друга.
Каждая опора, по сути, является способом управления высказыванием, но характер управления различается в зависимости от той или иной опоры. Существует еще одна классификация опор на содержательную и смысловую.
Заключение
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу использования опор при обучении монологической речи на среднем этапе обучения в школе позволил сделать следующие выводы:
- монологическая речь обладает отличительными чертами и особенностями, которые не только позволяют отличить монологическую речь от диалогической, но и определяют монолог как более комплексное и сложное общение в отличие от диалога;
- существует несколько основных видов монологической речи: монолог-описание, монолог-сообщение, монолог-повествование, монолог-рассуждение. Каждый из этих видов монологической речи является предметом обучения учащихся в среднеобразовательной школе;
- опоры служат своеобразным помощником при обучении учащихся монологической речи. Их использование в разумных количествах способствует более эффективному обучению монологической речи;
- будучи разнообразными и интересными, опоры способны побудить учащихся к активному участию в процессе обучения.
Далее на основе полученных выводов в рамках данного исследования был разработан комплекс упражнений по обучению монологической речи с использованием опор для 7 класса. Данные упражнения построены с учетом психологических механизмов формирования устного высказывания, включают в себя различные виды опор, рассмотренные в исследовании, а следовательно, представляются нам эффективными в формировании и совершенствовании умений монологической речи учащихся. На основе данных упражнений был разработан план-конспект урока, демонстрирующий пример использования опор при обучении монологической речи в 7 классе. Данный урок предполагает повторение изученной ранее лексики (так как не является первым в изучаемой теме), составление устного высказывания с помощью опор на основе прослушанного текста.
Таким образом, практическое применение упражнений с использованием опор различного типа на уроке доказывает, что опоры являются необходимым инструментом в обучении монологической речи, так как способствуют отработке речевых умений, на первых этапах снимают трудности, а также, являясь наглядными примерами, развивают память и внимательность учащихся.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, A. H. Щукин. - M.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 c.
2. Андреасян, И. M. Текст-образец как опора обучения связной речи / И. M. Андреасян // Методика обучения иностранным языкам. - Вып.12. - C.52-62.
3. Асмус, B. Ф. Логика / B. Ф. Асмус. - M.: Государств. издат. полит. лит., 1947. – 381 c.
4. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - M.: Просвещение, 1999. - 278 c.
5. Бобылева, Г.A. Пересказ фабульных текстов как средство развития умений монологической речи: Дис. на соиск. степени канд. пед. наук / Г.A. Бобылева. - Владимир, 1994. - 522 c.
6. Виноградов, B.B. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / B.B. Виноградов. - M.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1963. - 255 c.
7. Запорожченко, A.П. Обучение устной подготовительной речи на 1-ом курсе факультета английского языка: Авториф. дис. канд. пед. наук / A.П. Запорожченко. - Киев, 1972. – 26 c.
8. Кириллов, B.И. Логика: учебник для юридических вузов / B.И. Криллов, A.A. Старченко. - M.: OOO «Издательство Проспект», 2008. - 205 c.
9. Кобрина, H.A. Синтаксические средства связи между самостоятельными предложениями в современном английском языке: автореф. канд. филолог. Наук / H.A. Кобрина: Ленингр. гос. пед. ин-т иностр. яз. - Л., 1956. – 20 c.
10. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, O.A. Долгина. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ"», 2001 г. - 224 c.
11. Комкова, O. И. Формы устной речи как фактор дифференцированного обучения / O.И. Комкова // Методическое обучение иностранным языкам: межведомственный сборник. - Вып. 13. - Мн.: Вышэйшая школа, 1983. - C. 62-69.
12. Куимова, M.B. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст: Дисс. кандидата пед. наук / M.B. Куимова. - Ярославль, 2005. – 225 c.
13. Маслов, Б.A. Проблемы связи между предложениями в связном тексте / Б.A. Маслов. - M.: Смысл, 1974.
14. Маслыко, E.A. Настольная книга преподавателя иностранного языка / E.A. Маслыко, П.Б. Бабинская, A.Ф. Будько, C.И. Петрова. - Минск.: Вышэйшая школа, 1998. – 522 c.
15. Матвеева, T.B. Полный словарь лингвистических терминов / T.B. Матвеева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 562 c.
16. Мильдруд, P.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению / P.П. Мильдруд // Иностранные языки в школе. - 1999. - №1. – C. 26-34.
17. Нечаева, O.A. Речевая ситуация и функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) / O.A. Нечаева. - Улан-Удэ.: Бурятское книжное издательство, 1974. – 260 c.
18. Пассов, E.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / E.И. Пассов. - M.: Просвещение, 1985. - 208 c.
19. Пассов, E.И. Урок иностранного языка в школе- 2-е изд., дораб. / E.И. Пассов. - M.: Просвещение, 1988. - 223 c.
20. Пассов, E.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / E.И. Пассов. - M.: Рус. яз., 1989. - 276 c.
21. Пассов, E.И. Обучение говорения на иностранном языке: учебное пособие / под ред. E.И. Пассов, E.C. Кузнецовой. - Воронеж: HOУ «Интерлингва», 2002. - 140 c.
22. Пеньковский, A.Б. Взаимодействие текстовых и языковых норм в порождении текста / A.Б. Пеньковский, Б.C. Шварцкопф // Материалы всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - M.: 1975. - Ч. 1. - C. 50-51.
23. Попова, Э.И. Обучение основам говорения на иностранном языке в средней школе / Э.И. Попова // Опорная схема как средство обучения устному монологическому высказыванию в 7 классе средней школы. - Иркутск: Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков им. Х. Ш. Мина. - 110 c.
24. Рогова, Г.B. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.B. Рогова. - M.: Просвещение, 1991. - 287 c.
25. Солганик, Г.Я. Стилистика текста: учебное пособие / Г.Я. Солганик. - M.: Флинта: Паука, 2000. – 256 c.
26. Фролова, T.И. Философский словарь / под ред. T.И. Фролова. - M.: Изд-во политической литературы, 1981. – 445 c.
27. Фрумкина, P.M. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / P.M. Фрумкина. - M.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 c.
28. Царькова, B.Б. Речевые упражнения в английском языке / B.Б. Царикова. - M.: Просвещение, 1980. - 135 c.
29. Юхнель, H.B. Английский язык: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с русск. яз. Обучения /H.B. Юхнель, E.Г. Наумова. - Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 269 c.