Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Памятка для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей: «Какие вы родители?».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты опроса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Секреты воспитания вежливого ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Секреты воспитания вежливого ребенка.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие духовно-нравственная культура
1.2 Воспитание духовно-нравственной культуры как приобщение обучающихся к ценностям
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные методы и приемы взаимодействия школы и семьи по формированию духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста
2.2 Организация взаимодействия школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания культуры поведения школьников стоит сегодня особенно остро, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы, связанные с воспитанием культуры поведения личности, всегда находились в центре педагогики и рассматривались в различных аспектах (культура общения, межличностные отношения, языковая культура и т.д.). Отсутствие необходимых коммуникативных навыков у любого участника образовательного процесса приводит к нарушению передачи и восприятия знаний, идей, мнений и чувств.
Исследование вопросов духовно-нравственного воспитания детей проводилось А.А. Анциферовой [1], В.Я. Вороновой [9], Р.И. Жуковской [14], Т.А. Марковой [19], Д.В. Менджерицкой [10], В.Г. Нечаевой [19] и др.
Важность этих исследований в решении современных образовательных проблем связана с тем, что они позволяют, с одной стороны, более комплексно представить духовно-нравственную культуру как объект педагогического исследования, а с другой стороны, понять образовательные проблемы в контексте этой проблематики.
Воспитание духовно-нравственной культуры личности – сложный и противоречивый процесс. Его успешное решение возможно при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество данных социальных институтов актуально и востребовано.
Школа и семья занимают ведущее место в воспитании подрастающего поколения. Основной их целью является воспитание и развитие ребенка, который в процессе обучения и воспитания овладевает необходимыми знаниями, навыками, качествами.
Дети младшего школьного возраста представляют собой особую социальную группу, наиболее поддающуюся формированию и развитию личности. Дети данного возраста более открыты для влияния и воздействия, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на формирование их мировоззрения, нравственного облика и эстетического вкуса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие духовно-нравственная культура
Анализ литературы, посвященной пониманию процессов развития и формирования личности, роли воспитания и образования, убеждают в том, что данные процессы осмыслены с разных сторон в работах отечественных философов, социологов, культурологов, теологов, психологов и педагогов. В них в определенной степени затрагиваются вопросы становления духовности и нравственности у подрастающих поколений.
Мы полагаем необходимым рассматривать понятие «духовно-нравственная культура» как результат духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важных аспектов воспитания, который направлен на усвоение подрастающим поколением высших духовных ценностей. Данное воспитание предполагает воспитание поколения на основе лучших традиций, общечеловеческих ценностей.
В данном понятии нужно рассмотреть несколько составляющих: духовность, нравственность, культура.
Понятие категории «духовность» является одним из ключевых в истории культуры и в силу этого весьма обширным по своему содержанию.
В большой психологической энциклопедии понятие «духовность» рассматривается как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» [6].
Толковый словарь Ушакова определяет «духовность» как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [26].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные методы и приемы взаимодействия школы и семьи по формированию духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста
Успех в воспитании духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста во многом зависит от характера отношений, взаимодействий между школой и семьей, педагогом и родителями. Основа таких взаимодействий – взаимодоверительный контакт. Ведущая роль в его создании принадлежит школе, а именно педагогу. Налаживанию доброжелательных контактов способствует целенаправленное общение, учет ситуаций, продумывание содержания и хода различных форм работы с родителями.
Социальная значимость целенаправленного общения школы и семьи заключается в перестройке и влиянии на внутрисемейные отношения, способствование совершенствованию личности родителей, тем самым повышение уровня общей культуры населения [8].
Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников осуществляется через разнообразные формы организационно-педагогической работы с семьей. Одними из главных форм являются родительские собрания и конференции, проводимые как в масштабе школы, так и класса, организация педагогического просвещения родителей, индивидуальная работа с родителями [4; 12; 22]
По мнению Т.П. Елисеевой, на современном этапе образования педагогами используются следующие формы взаимодействия:
1. Индивидуальные встречи с родителями.
2. Встречи «за круглым столом».
3. Дни открытых дверей.
4. Совместные праздники, конкурсы [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовно-нравственная культура – показатель существования определенной системы ценностей, целей смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию, саморазвитию, способности человека на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая ценность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях.
Формирование духовно-нравственной культуры учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа образования. Проблема формирования духовно-нравственной культуры современной школе продиктована необходимостью приобщения учащихся к системе ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и культурного мышления.
Значительное место в деятельности учреждения образования занимает просветительская работа с родителями по формированию духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста, путем использования различных форм, методов и принципов работы. Успех совместной деятельности школы и семьи как социальных институтов по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников, зависит от глубокого знания педагогом ребенка и его семьи, грамотного использования разнообразных методов и приемов взаимодействия, исходя из конкретных условий.
С целью привлечения родителей к проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста нами был разработан комплекс мероприятий в аспекте взаимодействия школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников. Были разработаны мини-лекции на темы духовно-нравственного воспитания, а именно: «Духовно-нравственные понятий, которыми должен владеть ребёнок младшего возраста»;
1. Анциферова, А.А. Нравственное воспитание детей в бытовой игре / А.а. Анциферова: Автореферат дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва : [б. и.], 1967. - 20 с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1988. – 354 с.
3. Баранова, Л.И. Активные методы и приемы нравственного воспитания учащихся / Л.И. Баранова // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. Сер. «У дапамогу педагогу». – 2014. – №5 – С. 47-49.
4. Баранок, В.Н. Духовно-нравственное воспитание школьников: курс лекций / В. Н. Баранок. – Витебск : Издательство ВГУ, 2007. – 100 с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с.
6. Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. - Москва : Эксмо, 2007. – 542.
7. Боташева Х.Ю. Модель формирования духовно-нравственной культуры студентов университета / Х.Ю. Боташева // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2008. № 12. С. 12-18.
8. Воликова, Т. В. Учитель и семья : пособие для учителей. / Т.В. Воликова. –2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, – 2013. – 111с.
9. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. – М.: Педагогическое общество России, 2002 – 144 с.
10. Воспитание детей в игре / [Д.В. Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева и др. ; Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик] ; Под ред. Д.В. Менджерицкой. - Москва : Просвещение, 1979. - 175 с.
11. Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе: сб. метод. разраб. по духов.-нравствен. воспитанию школьников / сост. Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова, Т.В. Козлова. – Тамбов : ТОИПКРО, 2017. – 110 с.
12. Данилова, Л.В. Система работы по духовно нравственному воспитанию учащихся на православных традициях белорусского народа / Л.В. Данилова // Современное образование Витебщены. – 2014. – №2 (4). – С.19-23.
13. Денисова Д.Н. Приобщение детей-сирот к основам духовно-нравственной культуры через взаимодействие с волонтерами: автореф. дис. канд. пед. нау к/Д.Н. Денисова. – Ижевск, 2010.
14. Жуковская Р.И., Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А Козлова. – М.: Аргос, 1990. – 213 с
15. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / И.Ф. Исаев. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 206
16. Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
17. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв. 2011 г. № 243-3 : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобрен Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Минск : «Амалфея», 2011. – 496 с.
18. Матвеева, Л.А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.А. Матвеева. – СПб. : Издательство РГПУ им.Герцена, 1989. – 67 с.
19. Нравственное воспитание в детском саду / [В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.] ; Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1978. - 256 с.
20. Ожегов, C.И Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Издательство «Азъ», 1992.
21. Пичко Н.С. Духовно-нравственные аспекты личности в контексте культуры: теоретическое осмысление проблемы / Н.С. Пичко // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 267-275.
22. Позняк, Т.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников: интеграция образования и Белорусской Православной Церкви / Т.А. Позняк // Дзіцячы сад – пачатковая школа: праблемы пераемнасці, навучання і выхавання : матэрыялы VII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, г. Мазыр, 21-22 кастр. 2010 г. / [рэд. : Б.А. Крук і інш.]. – Мазыр. 2010. – с.54-55.
23. Словарь по этике / [Аверинцев С. С. и др.]; под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. - 6-е изд. - Москва : Политиздат, 1989. - 447
24. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога: метод : Пособие / Под ред. П.А.Кислякова, Е.А.Шмелевой. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 83 с.
25. Теория и методика нравственного воспитания учащихся: историко-педагогический аспект: сборник научных статей / Министерство образования Республики Беларусь, УО «ГГУ им. Ф. Скорины». – Гомель : ГГУ, 2009. – 219 с.].
26. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
27. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичёв и др. – М., 1983.
28. Шилова Н.Е. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2013
29. Шитякова, Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии [Текст: учебное пособие / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.
30. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя / М.Г. Яновская. – М. : Просвещение, 1986. – 371 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Памятка для родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей: «Какие вы родители?».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты опроса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Секреты воспитания вежливого ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Секреты воспитания вежливого ребенка.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты