Методика изучения эпических произведений на уроках русской литературы в 10-11 классах
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика изучения эпических произведений на уроках русской литературы в 10-11 классах»
по дисциплине: «Методика преподавания русской литературы»
2021
45.00 BYN
Методика изучения эпических произведений на уроках русской литературы в 10-11 классах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русской литературы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: ОСОБЕННОСТИ, СВОЕОБРАЗИЕ
1.1. Особенности эпического произведения с точки зрения изучения литературы
1.2. Изучение эпических произведений с точки зрения методики преподавания русской литературы
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
2.1. План-конспект урока изучения эпического произведения в 10 классе
2.2. План-конспект урока изучения эпического произведения в 11 классе
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Эпические произведения изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возможностями детей, подростков, юношей. Но нельзя даже с младшими подростками сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о событийной стороне. Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным.
Одной из современных проблем школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, повесть, роман и др.
Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.
Актуальность изучения эпических произведений заключается в ее особом назначении для развития теории и практики работы над эпическим произведением в школе.
Объект исследования – эпическое произведение.
Предмет исследования – методика изучения эпических произведений на уроках русской литературы в 10-11 классах.
Цель исследования – выявить особенности методики изучения эпического произведения в школе (в 10-11 классах).
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1) выявить особенности эпического произведения с точки зрения изучения литературы;
2) рассмотреть изучение эпическое произведение с точки зрения методики преподавания русской литературы;
3) разработать план-конспект урока изучения эпического произведения в 10 классе;
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: ОСОБЕННОСТИ, СВОЕОБРАЗИЕ
1.1. Особенности эпического произведения с точки зрения изучения литературы
Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он характеризуется исторической изменчивостью. В эпическом произведении – всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Жизнь изображается как нечто внешнее по отношению к автору и персонажей. По тому, как писатель описывает события, характеры, можем сделать вывод, как он относится к изображаемому.
Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотражениях, сцеплениях единичного с общим.
Выделяют три типа художественной формы эпоса:
- стихотворный;
- прозаический;
- синкретический [12, с.142].
В результате обстоятельно развертывающегося повествования (характерного для любого эпического жанра) каждое конкретное событие предстает как отдельное проявление многостороннего, целого бытия.
Поскольку специфика эпоса связана с его повествовательным характером, возникает необходимость уточнить и осмыслить роль повествователя в структуре эпического произведения. В эпосе повествователь поглощается самим потоком жизни, заполняющим произведение. Он ведет повествование, вовлекая читателя в сложный мир человеческих отношений, «заставляя» его следовать за собой в его, повествователя, размышлениях, переживаниях, сомнениях.
При этом его, порой, бывает трудно выделить в качестве отдельного компонента повествовательного текста (если только он не выступает в виде персонифицированного рассказчика).
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
2.1. План-конспект урока изучения эпического произведения в 10 классе
В плане-конспекте урока литературы в 10 классе по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети" мы рассмотрим ход урока, отражающий 2 компонент художественного текста – образы героев.
Тема урока: Роман И. С Тургенева " Отцы и дети". Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми.
Цель урока: способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков обобщения, умения выделять главное, развитию исследовательских способностей учащихся, развитию речевых навыков, формированию собственной точки зрения
Оборудование:
- портрет И. С. Тургенева,
- компьютер,
- раздаточный материал (таблицы, схемы)
-иллюстрации к роману " Отцы и дети"
Форма работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Стадия вызова.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с романом И. С. Тургенева "Отцы и дети". На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман назван " Отцы и дети" не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-х годов, либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев- демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт " нового человека " Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методика анализа литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого.
Для анализа эпических произведений нами были разработаны 2 плана-конспекта уроков изучения эпических произведений для 10 и 11 классов. Для анализа изучения эпического произведения в 10 классе нами был выбран роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Для анализа изучения эпического произведения в 11 классе мы выбрали роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
При разработке конспект-уроков изучения эпических произведений в 10 и 11 классе, мы пришли к выводу, что анализ эпических произведений на уроке включает определение как характеров героев, так и взаимосвязь между героями. Важно также раскрытие механизма сюжета и композиции с целью определения роли отдельных деталей и особенностей языка автора.
Но самым главным моментом в художественном анализе является выявление идей писателя. Таким образом, чем значительнее художественное произведение, тем неисчерпаемее возможности его анализа.
В предлагаемых планах-конспектах уроков для 10 и 11 классов приведён пример тех приемов, которые вызовут интерес к личности героев и к самому эпическому произведению. Разработанный комплекс заданий способствует преодолению сложностей чтения, поясняет сложности текста произведения и мотивируют к поиску скрытого авторского подтекста.
1. Беньковская Т. Е. Формирование научных школ в методике преподавания литературы ХХ века и их взаимодействие. №5(13) 2012.
2. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы: учебник для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2002. – 397 с.
3. Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов.– В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
4. Браже Т. Г. Искусство анализа художественного произведения. - М, 1971.
5. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.
6. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М. - Л., 1966.
7. Ионии Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. – Л., 1986.
8. Калачева CB Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения. - МГУ, 1973.
9. Кудряшев Н.И. Вопросы методики преподавания литературы в школе. – М., 1961.
10. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.
11. Лесик В.В. Композиция художественного произведения. - М., 1972.
12. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
13. Поспелова Г.Н. Введение в литературоведение. - М., 1976.
14. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985
15. Семёнов А.Н.,. Семёнова В.В. Вопросы и задания по методике преподавания литературы. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты