Введение
Методика преподавания обзорных тем на уроках литературы в старших классах
Методика уроков-обзоров на примере темы «Русская литература к. ХХ – н. ХХI вв.»
Заключение
Список литературы
Введение
Проблемы образования в XXI веке интересуют ученых, учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоления разрыва между традиционными и современными методологиями, усвоения знаний в обобщенном виде и поиск системообразующих принципов для программ и учебно-методических комплексов, воспитание системы нравственных координат личности.
«Образование является одним из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволяет бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войной». Выделяются четыре «столпа образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, учиться жить» [1, с. 24].
Задача современного учителя, по мнению С.С.Аверинцева, – «не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать» [2, с. 42].
Особое значение имеет формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка к творческому поиску, к самостоятельности суждений.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
Однако о какой бы стороне преподавания литературы мы не говорили (содержании, приемах, методах и т.д.), мы никогда не должны забывать учащихся. Все теоретические соображения: чему надо учить, как и с какой целью это надо делать, имеют смысл, если учащиеся проявляют интерес к занятиям, если излагаемые сведения понятны учащимся и способствуют их развитию. Следовательно, методика должна опираться не только на задачу обучения и воспитания, но и на психологию школьников – т.е. должна быть двуединость процесса. Новая парадигма образования характеризуется тем, что в центре внимания учителя-словесника находятся интересы учащихся.
В публикации Т.А.Калгановой отмечены важнейшие тенденции совершенствования школьного литературного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов: это пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и общечеловеческого значения произведения», выбор различных методов обучения и форм урок [3, с. 54].
«Литературное образование ставит своей целью формирование квалифицированного читателя художественной литературы. А коли так, то процесс обучения в школьном курсе литературы должен прежде всего состоять в формировании у ребят культуры восприятия художественных текстов. И именно ради этого ученики должны освоить определенный минимум знаний о законах художественного творчества (точнее – о законах
Методика преподавания обзорных тем на уроках литературы в старших классах
Прежде всего хотелось бы отметить, что такая форма работы как обзорная тема на уроках литературы в старших классах является безусловно важной, т.к. у учащихся начинает складываться представление об историко-культурном процессе, о связи литературного процесса и исторической эпохи, связь литературных процессов и эпох, рассматривается вопрос взаимодействия русской и зарубежной литературы. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее» [6, c. 45].
Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны.
Обзорные темы включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях [12, c. 34].
Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса старших классов. Они обеспечивают связное представление об историко-литературном процессе. Обилие материала требует четкости организации урока. Также выдвигаются специальные требования к воспроизведению различных материалов, входящих в состав обзорных тем.
Общим для всех обзорных тем является обилие материала и необходимость беглого знакомства с ним. Однако обилие материала не дает учителю право случайного выбора материала для урока. Необходимо, чтобы каждый факт в контексте обзорной темы должен звучать как типичная иллюстрация какого-то явления. Также каждый факт должен способствовать осознанию детьми связи литературы с жизнью и важнейшими совершениями эпохи [13, с. 53].
Проявление такой формы изучения литературы объясняется тем, что возраст старшеклассников позволяет ставить вопрос об исторической обусловленности творчества писателя, литературного развития. Учащиеся старших классов не только проявляют интерес к творческому облику художника слова, но и склонны сами к сопоставлению писателя с писателем, к оценкам, которые выходят за рамки творческой биографии, художественного наследия одного автора. Они способны «обнять мысленным взором» целую полосу литературной жизни страны [12, с. 58].
Исследователь Никольский считает, что обзорные темы очень важны для «систематического литературного образования молодежи, для воспитания средством литературы: «Изучение таких тем открывает перед старшеклассниками перспективы в классных и внеклассных занятиях по литературе», утверждает ученый-методист [14, с. 63].
На обзорные темы отводится малое количество времени. Однако значение их в курсе велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представления о литературной обстановке
Методика уроков-обзоров на примере темы «Русская литература к. ХХ – н. ХХI вв.
Важнейшие задачи изучения данной темы в 11 классе: показать обусловленность развития модернизма в России общественной жизнью, историческими событиями; познакомить с основными положениями эстетики русского модернизма, проследить развитие идейно-художественных, эстетических, философских проблем в литературных декларациях течений; выявить общестилевые традиции в творчестве авторов, позволяющие объединить их в литературное течение; определить творческую индивидуальность поэтов, избранных в качестве представителей данного течения; установить связи эпохи с русской и мировой культурой; способствовать формированию целостного представления о своеобразии и месте периода в истории литературы; помочь постичь идеалы поколения, их общечеловеческий смысл.
Цель урока-пролога к системе уроков – дать общее представление о социокультурной ситуации на рубеже веков; ввести в историко-культурный контекст, в котором развивалось творчество писателей как реалистического, так и модернистского направлений.
Деятельностный подход в работе над обзорными темами конкретизируется разнообразием методических форм и приемов, стимулирующих творческую деятельность учащихся на материале темы, соблюдении преемственности с содержанием и разновидностями деятельности учащихся, осуществляемыми при изучении обзорных тем; практической направленности работы.
На обзорных лекциях активно используем дифференциацию заданий по степени сложности, типу восприятия и эстетическим предпочтениям. Дифференцированные задания направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, они позволяют учащимся выполнять посильную работу, получая при этом удовлетворение. Так, учащиеся слабого и среднего уровня познавательных возможностей составляют тезисный конспект лекции учителя, опираясь на предложенный план. Сильным учащимся предлагается выявить основные идеи лекции, сформулировать проблемные вопросы по ее содержанию. Отдельные разделы лекции учащиеся этой группы готовят самостоятельно.
Возможны различные формы проведения исторического комментария к рассматриваемому периоду литературы. В слабом классе ученики, прослушав лекцию учителя или выступление подготовленного ученика, составляют хронологическую таблицу, дополняя ее дома по учебнику литературы и другим источникам (учебник истории, справочники). Составление исторического комментария к эпохе может стать фронтальным заданием для всего класса: учащиеся составят рассказы-информации об исторической дате. Этот прием помогает школьникам представить отразившиеся в произведениях изучаемого периода события общественной жизни (три
Заключение
В ходе своей работы мы доказали актуальность выбранной нами проблематики. Именно благодаря обзорным темам на уроках литературы у учащихся складывается целостная картина мира, в ее взаимосвязях.
Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учеников: читая лекцию, учитель одновременно руководит работой слушателей. Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение, помогает становлению личности. Обзорные лекции предполагают активную самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и учеников. Лекция предполагает участие учеников в решении проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему активных форм обучения. Одиночные, случайные лекции или семинары вне определенной логики пользы не принесут. Целесообразно изучение нового материала в старших классах планировать «крупноблочно»: установочная лекция, затем обучающе-тренировочные уроки, после обучающий семинар, потом консультация и, наконец, контрольно-обучающие зачеты.
Рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание; при отсутствии времени на чтение оно в какой-то мере восполняет «дефицит общения» с литературными произведениями при изучении обзорных тем. Может включаться в урок и чтение произведений или фрагментов из них – в виде записей мастеров художественного слова, заранее подготовленного исполнения учеников или выразительного чтения самого учителя. Большое значение приобретает работа с учебником и раздаточным материалом: составление планов и тезисов к главам, где освещаются обзорные темы, конспектирование их. Особую роль в изучении обзорных тем играет наглядность. Целостность художественного процесса и его закономерности рождают общность тематики и образа героя в искусстве каждой из эпох. Поэтому демонстрация произведений живописи и скульптуры, прослушивание музыки обогащает восприятие рассматриваемого обзорно литературного материала и усиливают его эмоциональное воздействие. «Смежные искусства» могут присутствовать на уроках в виде выставок репродукций с картин художников определенного периода. Часто используется сопоставление литературных образов с выражающими сходные идеи образами живописцев. Нужно при этом помнить, что живопись или музыка не являются иллюстрациями литературных произведений, они выражают время своими средствами, но их демонстрация на уроках вводит в атмосферу искусства эпохи, дает наглядный ее образ. Это облегчает запоминание всего материала. Обзорные темы – важнейший раздел литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупнейших явлениях русской литературы складываются в
1 Ж. Делор. Образование: сокрытое сокровище / Делор, ж. – М.: «Юнеско», 1966. – 267 с.
2 С.С. Аверинцев. Преподавание литературы в старших классах / Аверинцев, С.С. – М.: «Просвещение», 1961. – 345 с.
3 Т.А. Калаганова. Тенденции совершенствования преподавания литературы в школе // Калаганова, Т.А. /Литература в школе, № 1, 1961. С. 51-53.
4 Н. Беляева. Литература в школе // Беляева, Н. / Литература в школе, № 3, 2002. С. 13-17.
5 З.Я. Рез. Методика преподавания литературы / Рез, З.Я. – М.: «Наука», 1968. – 411 с.
6 О.Ю. Богданова. Обзорные темы / Богданова, О.Ю. – М.: «Просвещение», 1968. – 346 с.
7 В.А. Никольский. Работа над обзорной темой / Никольский, В.А. – М.: «Просвещение», 1974. – 520 с.
8 В.В. Голубков. Методика преподавания литературы / Голубков, В.В. – М.: «Просвещение», 1955. – 384 с.
9 Е.В. Квятовский. Изучение обзорных тем // Квятовский, Е.В. / Литература в школе, № 5, 1999. С. 11-14.
10 Г.К. Бочаров. Вопросы методики преподавания литературы в школе / Бочаров, Г.К. – М.: «Наука», 1953. 485 с.
11 А.С. Елионская. Обзорные темы в старших классах / Елионская, А.С. – М.: «Просвещение», 1953. 239 с.
12 В.А. Каряушкина. Уроки литературы в средней школе / Каряушкина, В.А. – М.: «Наука», 1974. 427 с.
13 В.В. Никольский. Методика преподавания литературы в средней и старшей школе / Никольский, В.В. – М.: «Просвещение», 1971. – 439 с.
14 З.Я. Рез. Изучение обзорных тем / Рез, З.Я. – М.: «Наука», 1955. – 341 с.
15 Н.Д. Молдавская. Специфика обзорных тем / Молдавская, Н.Д. . – М.: «Наука», 1968. – 451 с.
16 Г.К. Бочарова. Работа над методикой преподавания литературы в школе / Бочарова, Г.К. . – М.: «Наука», 1972. – 258 с.
17 Т.Ф. Курдюмова. Литература в школе / Курюмова, Т.Ф. . – М.: «Наука», 1974. – 50. – М.: «Наука», 1955. – 341 с.