ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Влияние литературного наследия А.С. Пушкина на творческую судьбу М.А. Булгакова как проблема литературных традиций
1.1 Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как крупнейшее явление русской художественной литературы XX века
1.2 Роль Пушкина в творческой судьбе М.А. Булгакова
1.3 Исследование пушкинских литературных традиций в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Пушкинская традиция в творчестве Булгакова – одна из чрезвычайно важных проблем как советского, так и своременного литературоведения. Для М.А. Булгакова художественный опыт русской классической литературы был актуально значим. Его индивидуальная избирательность в художественных сферах стиля и жанра отметила одну из магистральных линий историко-литературного процесса, развития русской прозы XIX-ХХ веков, ярчайшими представителями которой были Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А. Белый. М.А. Булгаков опирался на традицию подчеркнуто условных форм искусства, гротеска и сатирической фантастики, отображавших «фантастическую действительность» по своим художественным законам.
М.А.Булгаков не раз обращался в своем творчестве к наследию русских писателей-классиков (А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М.Ю.Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.). Особенно много встречается отсылок к Гоголю и Пушкину.
Творчество М.А. Булгакова невозможно рассматривать вне связи с отечественной духовностью, символом которой является бесценное наследие Пушкина. А.С. Пушкин в булгаковских произведениях – не только любимый, близкий по духу и по судьбе писатель, учитель в литературе, но и символ всей русской классической литературы, ядро русской классики. Классическое наследие, наследие Пушкина питало живые силы души Булгакова. На протяжении всей нелегкой жизни Булгаков ощущал себя преемником, продолжателем гуманистических традиций родной литературы, глубоко осознавал почти пророческую миссию русского писателя.
Актуальность.
Изучение традиционности Булгакова имеет важнейшее значение для понимания своеобразия его творчества, оно оказывается принципиально важным для теоретического осмысления бытования традиции в литературе вообще и в отечественной литературе двадцатого столетия в частности.
Творческая жизнь М.А. Булгакова может служить нам, читателям, примером как нужно выстаивать в трудностях, оставаясь человеком в современный, жестокий век, не менее жестокий, чем век пушкинский.
ГЛАВА 1 ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ А.С. ПУШКИНА НА ТВОРЧЕСКУЮ СУДЬБУ М.А. БУЛГАКОВА КАК ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
1.1 Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как крупнейшее явление русской художественной литературы XX века
Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940) занимает особое место в русской литературе XX века. Писатель сложной и трагической судьбы, он пережил моменты творческих взлетов, горьких лет травли и забытья, а после смерти новое возрождение. Художник оставил богатое литературное наследие в разных жанрах. Его фельетоны, очерки, повести, рассказы, романы, пьесы определили новые тенденции в развитии русской литературы первой половины XX столетия [4, с. 44].
Годы творчества Михаила Афанасьевича Булгакова пришлись на тяжёлый период в истории страны. Влияние тоталитарного режима на процесс становления новой литературы, давление, оказываемое государством на культуру в целом, не благоприятствовало публикации произведений, не укладывающихся в официально принятые «каноны». На протяжении всего творческого пути Булгакову приходилось бороться за одну только возможность творчества.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву принадлежит к числу величайших произведений русской и мировой литературы XX века и является главным в творчестве писателя. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Напечатан он в сороковые годы, но, по понятным причинам, опубликован быть не мог. Писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Это ведь было время сталинской диктатуры, господство вульгарно-социологической критики, и чуда он не ждал (впрочем, как и его герой – Мастер). Из трехсот рецензий 298 были разгромными [5, с. 68].
Существует множество толкований знаменитого романа, анализ которых позволяет сделать вывод насколько творческая мысль Булгакова, определила свое время. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Талант М.Булгакова дал русской художественной литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.
Творчество М.А.Булгакова представляет собой богатейший материал для исследования проблемы литературной традиции. Во всем творческом наследии писателя роман «Мастер и Маргарита» занимает особое место, интерес к нему не иссякает у читателей, исследователей на протяжении нескольких десятилетий, что обусловлено, прежде всего, высокой художественностью и выразительностью произведения, его необычностью и самобытностью.
Обращение М.Булгакова к мотивам, связанным с творчеством и биографией А. Пушкина, было не случайно. А.Пушкин в художественном сознании М.Булгакова отождествлялся с идеями свободы, искусства, человечности. Пушкинские мотивы, спроецированные на современность, давали возможность М. Булгакову говорить о важных проблемах своей эпохи в широком историко-культурном контексте, помогали писателю актуализировать такие темы, как предназначение художника, его отношения с властью, судьба народа и моральный выбор личности в период исторических потрясений и др.
Пушкинские традиции охватывают все уровни прозаических и драматических произведений М.Булгакова (фабульно-сюжетный, композиционный, образный, жанровый, стилевой и др.) и позволяют рассматривать булгаковский текст разнопланово.
Обращение к А. Пушкину, как и к классике вообще, является важной особенностью художественного мышления М. Булгакова, склонного к широким обобщениям. Такие мотивы, как мотив чести, слова, памятника и другие являются ключевыми идеями мышления писателя и важными составляющими его картины мира.
Ряд пушкинских мотивов проходят через все творчество М. Булгакова и становятся лейтмотивами, усиливающими те или иные акценты в произведениях писателя (метель, честь, «рок событий», игра, покой, слово, памятник и др.).
Воплощение пушкинских традиций в творчестве М.Булгакова свидетельствует об эволюции взглядов и творческого метода писателя.
1. Бабаев, Э.Г. Творчество А.С.Пушкина /Э.Г. Бабаев. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 204 с.
2. Барков, А.Н. «Мастер и Маргарита». Альтернативное прочтение /А.Н. Барков. – К.: САО «Текна АИТ», 1994. – 298 с.
3. Белобровцева, И., Кульюс, С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий / И. Белобровцева, С. Кульюс. – М.: Книжный клуб 36.6, 2007. – 496 с.
4. Бердяева, О.С. Драматургия М.А. Булгакова 20-30-х годов как ненаписанная проза /О.С. Бердяева // Русская литература. – 2004. – № 1. – С.43 – 56.
5. Боборыкин, В.Г. Михаил Булгаков /В.Г. Боборыкин. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.
6. Бонецкая, Н.К. Художественное время в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»/ Н.К. Бонецкая // Вопросы литературы. – 1987. – № 25. – С. 8 – 14.
7. Бэлза И. Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере произведений М. А. Булгакова) / И. Ф. Бэлза // Контекст-1980. – М.: Наука, 1981. – С. 191– 243.
8. Вулис, А.З. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»/ А.З. Вулис. – М.: Художественная литература, 1991. – 222 с.
9. Высочина, Е.Г. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений /Е.Г. Высочкина. – М.: Просвещение, 1989. – 235 с.
10. Галинская, И.Л. Загадки известных книг/ И.Л. Галинская. – М.: Наука, 1986. – 128 с.
11. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века /Б.М. Гаспаров. − М.: Наука, 1994.− 303 с.
12. Голубович, Н.В. Пушкинский лейтмотив в творчестве М.А.Булгакова/ Н.В. Голубович //Творчество А.С.Пушкина и русская культурная традиция. − Липецк, 2000. − 298 с.
13. Жданова В. А. Наследие А. С. Пушкина в творчестве М. А. Булгакова: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Жданова В. А. – М., 2003. – 304 c.
14. Замлелова, С. «Унего есть только одна страсть!/С. Замлелова // Наш современник, 2014. – № 3. – С. 231– 238.
15. Зеркалов, А. Евангелие Михаила Булгакова / А. Зеркалов. – М.: Текст, 2006. – 191 с.
16. Кулабухова, М.А. Традиции А.С.Пушкина в романе М.Булгакова «Белая гвардия» /М.А. Кулаухова // К Пушкину сквозь время и пространство. – Белгород, 2000. – 269 с.
17. Кульюс, С. Экзотерические» коды романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (эксплицитное и имплицитное в романе)/ С. Кульюс. – Тарту: Издательство Тартуского университета, 1997. – 208 с.
18. Лосев, В.И. Тайнопись М.Булгакова /В.И. Лосев //Литературная Россия. – 1991. – 5 июля. – С.14–16.
19. Мусатов, В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века /В.В. Мусатов. – М.: Искусство, 1998. – 348 с.
20. Немцев, В.И. Контексты творчества М.Булгакова (К проблеме традиции) //Литературные традиции в поэтике М. Булгакова: Сб. статей. – Куйбышев, 1990. – С.15 – 30.
21. Никольский С.В. В зеркале иронии и сатиры: Скрытые мотивы и аллюзии в прозе М.Булгакова // Известия Российской АН. – Серия литературы и языка. – 1995. – № 2. – С.51 – 57.
22. Сахаров, В.И. Традиции Пушкина и русская советская литература // Наш современник – 1986. – № 6. – С. 24 – 32.
23. Степанов, Н.С. Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX – I половины XX веков. Автореф. .доктора филол. наук/ Н.С. Степанов. – М.: Высшая школа, 2002. – 216 с.
24. Соколов, Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очерки творческой истории/Б.В. Соколов. – М.: Наука, 1991. – 179 с.
25. Чудакова, М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М. О. Чудакова. – М. : Книга, 1988. – 672 с.
26. Хализев, Е. А. Теория литературы / Е. А. Хализев. – М.: Высшая школа, 2007. – 405 с.