ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Эпос. Жанрово-родовые особенности эпических произведений
1.2. Пообразный путь анализа и его особенности
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ КЛАССАХ
2.1. Изучение образа-персонажа на уроках в 5 классе
2.2. Изучение образа-персонажа на уроках в 6 классе
2.3. Изучение образа-персонажа на уроках в 7 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет новые требования к школе. И это не случайно. Основная цель обучения сегодня – развитие способности ученика к самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. На это направлено инновационное обучение, основными целями которого являются развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие различных типов мышления, выработка долговременной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность, создание обстановки сотрудничества ученика и учителя.
Общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
Главенствующее место на уроке литературы занимает литературное развитие школьника – возрастной и одновременно учебный процесс совершенствования непосредственного восприятия искусства слова, овладения умением анализировать художественное произведение, развитие собственно литературного творчества ребенка. Умение анализировать художественное произведение – умение творческое. У учителя нет готовых решений, нет алгоритма, как его анализировать. Каждое новое произведение влечет за собой новый путь его постижения, нет набора определенных правил, операций, последовательное применение которых приведет нас к освоению идеи произведения. Поэтому не существует навсегда определенных упражнений, выполнение которых способствовало бы формированию умения анализировать художественное произведение. Овладение данным умением происходит в процессе творческой деятельности учащихся, в процессе чтения и анализа художественного произведения.
Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Для правильного
ГЛАВА 1. ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Эпос. Жанрово-родовые особенности эпических произведений
Эпос (греч. еpos – слово, повествование, рассказ) – литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой. Эпос, как и драма, воспроизводит действие, развертывающееся в пространстве и времени, ход событий в жизни персонажей. Специфическая же черта эпоса – в организующей роли повествователя: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то происшедшем и воспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда к расхождениям [15, с. 357].
Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, то есть картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев, либо – в эпизодах описательных, обзорных, «панорамных» - говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах. Арсенал литературно-изобразительных средств эпос использует в полном его объеме, что придает образам иллюзию пластичной объемности и зрительно-слуховой достоверности. Эпос не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько «изображающий», то есть повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях [15, с. 357].
Эпическая форма опирается на различного типа сюжетные построения. В одних случаях динамика событий явлена открыто и развернуто, в других – изображение хода событий как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях. Объем текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен – от рассказов-миниатюр до пространных эпопей и романов. Эпос может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое не доступно другим родам литературы и видам искусства. При этом повествовательная форма в состоянии воссоздать характеры сложные,
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ КЛАССАХ
2.1. Изучение образа-персонажа на уроках в 5 классе
Рассмотрим изучение образа-персонажа на уроке русской литературы в 5 классе на примере сказки Г. Андерсена «Снежная королева».
Урок литературы в 5 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» (урок 2)
Цель: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе
Задачи урока:
Образовательные: Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.
Развивающие: Развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные: Воспитывать уважение и верность к дружбе, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах и парах.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, кластеры.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
1. Орг.момент, мотивация
- Ребята, давайте наш урок начнем с того, что поиграем в игру «Доброе утро». Игра эта будет заключаться в следующем: я скажу слова “Доброе утро” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция. Однако движение к ней в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании.
Эпическая форма произведений опирается на различного типа сюжетные построения. Объем текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен – от рассказов-миниатюр до пространных эпопей и романов.
В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция. Однако движение к ней в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании. Школьный анализ отличается от литературного по задачам, объему и методам изучения словесного искусства.
В зависимости от уровня литературного развития школьников в теории и методике обучения литературе выделяют следующие пути анализа литературного произведения: целостный, пообразный, проблемный, смешанный. Пообразный, или «традиционный», анализ – это прежде всего работа по осмыслению образов. К интерпретации произведения ученики подводятся путем разбора черт героев и иллюстрирования этих черт цитатами из текста.
При анализе образной системы произведений возможно использование межпредметных связей с русским языком, историей, географией, иностранным языком, изобразительным искусством, музыкой.
При анализе героев эпических произведений опираются прежде всего на повествование о поступках персонажей и на их высказывания, но учитываются также и авторские характеристики и описания. В разных классах процесс знакомства с литературным героем не может быть одинаков. При подготовке урока учителю следует помнить, что ученики 5-7 классов видят в литературных героях живых людей. Они знают, что герой – создание писателя, но продолжают думать о нем как о реальном человеке. В школе важно постоянно выявлять читательское впечатление о персонаже. Школьникам предлагается рассказывать о собственном отношении к литературному герою, аргументировать свое мнение. Необходимо побуждать
1. Аншевица, С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы / С.Н. Аншевица // Русский язык в школе.- 1989, №6. – С. 30-33.
2. Баженова, Л. Чем фильм отличается от книги? / Л. Баженова // Искусство в шк. – 2004. – №2. – С. 81-87.
3. Богданов, А.Н. Методика литературоведческого анализа / А.Н. Богданов. – М. : Просвещение, 1968. – 220 с.
4. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения / М.П. Воюшина // Нач. школа. – 2004. – №3. – С.39 – 44.
5. Гуковский, Г.А. Изучение литературного произведения в школе / Г.А. Гуковский. – М. ; Л. : Просвещение, 1966. – 136 с.
6. Елисеев, И.А. Словарь литературоведческих терминов / И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 319 с.
7. Колова, С.Д. Формы и приемы культурологического анализа художественного произведения в школе / С.Д. Колова // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин : международная научно-практическая конференция «Филологическая подготовка учителя-словесника в университете», 31 янв. - 3 февр. 2001г. – Саранск : Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2001. – С. 141-144.
8. Колокольцев, Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Е.Н. Колокольцев [и др.] ; под ред. Е.Н. Колокольцева. – М. : Просвещение, 1990. – 180 с.
9. Лавлинский, С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие для студентов-филологов / С.П. Лавлинский.— М. : Прогресс-Традиция ; ИНФРА-М, 2003. — 384 с.
10. Лакоценина, Т.П. Современный урок. Альтернативные уроки / Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007. - 240 с.
11. Меркин, Г.С. Путь к сотворчеству: Уроки и внеклассная работа по литературе : книга для учителя / Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. – М. : Просвещение, 1991. – 180 с.
12. Назайкин, А. Эпос и его жанры / А. Назайкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/lit/
epos.htm. – Дата доступа: 12.01.2017.
13. Нигматуллин А.З. Научные основы изучения литературы в общеобразовательной средней школе : дис. … докт. пед. наук / А.З. Нигматуллин. – Уфа, 1990. – 356 с.
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М. : Технология, 2005. – 272 с.
15. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. – М. : Советская Энциклопедия, 1964. – 630 с.
16. Русская литература 5-11 классы : учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русскими языками обучения. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 120 с.
17. Свирина, Н.М. Взаимодействие музыки и литературы / Н.М. Свирина // Литература в школе. – 1997. – №6. – С. 108-112.
18. Свирина, Н.М. Музыка на уроках литературы в 5 классе / Н.М. Свирина // Изучение литературы в 5 классе : методические рекомендации. СПб. : Спец. лит., 1996. – С. 226–235.
19. Свирина, Н.М. Художественная интерпретация при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в 7 классе / Н.М. Свирина // Изучение литературы в 7 классе : методическое пособие для учителя. – М. : Классикс Стиль, 2002. – С. 155–170.
20. Сластенин, В.А. Педагогика : учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Академия, 2008. – 360 с.
21. Теория и методика обучения литературе / под редакцией О.Ю. Богдановой. – М. : Академия, 2008. – 320 с.
22. Федоров, В. О природе поэтической реальности / В. Федоров. – М. : Сов. писатель, 1984. – 160 с.
23. Хализев, В.Е. Теория литературы : учебник / В.Е. Хализев. – М. : Высш. шк., 2004. – 405 с.