Использование изобразительных технологий в досуговой деятельности детей дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование изобразительных технологий в досуговой деятельности детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Использование изобразительных технологий в досуговой деятельности детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «изобразительные технологии» в психолого-педагогической литературе
1.2 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Приемы и средства использования изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Содержание работы по использованию изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Видные современные ученые в области культурно-досуговой деятельности (А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова, Б.А. Титова) отмечают, что досуг в дошкольном возрасте имеет свои индивидуальные особенности как в содержании, так и в организации. Это проявляется в создании творческой среды для развития ребенка родителями и педагогами, мотивации создавать, адаптироваться, самообразовываться и самоорганизовываться в ходе творческой деятельности и успешного развития в повседневности. Стоит отметить, что досуговая деятельность в дошкольном учреждении имеет развивающий потенциал, но не исследована в должной мере, тогда как содержательный досуг – действенное средство развития личных качеств ребенка во многих социальных сферах, наглядно демонстрирующее общий уровень. Как отмечал выдающийся российский педагог К. Д. Ушинский, организация культурного досуга влияет на духовное формирование личности. У человека, не знающего, чем занять себя в часы досуга, «портится голова, сердце и нравственность». Данное суждение предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга как инструмента эффективного и гармоничного творческого развития дошкольника.
Одним из видов культурно-досуговой деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста является процесс использования изобразительных технологий. Когда педагоги начинают использовать в своей работе новые изобразительные техники и технологии – это позволяет уравновесить возможности всех детей. В силу своих индивидуальных особенностей дети даже одного возраста развиваются неодинаково, осваивают навыки владения кистью, карандашом, красками по-разному. Иногда ребенок пугается того, что у него не получится нарисовать кистью то, что ему хотелось бы и постепенно может потерять интерес к изобразительному творчеству.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «изобразительные технологии» в психолого-педагогической литературе
По мнению В.Ф. Башаринин, В.П. Беспалькон, В.В. Краевскин, М.В. Кларинин, Б.Т. Лихачевин, Г.К. Селевкон, Д.В. Чернилевский, М.Н. Чошонин, и других исследователей, историческое понятие «технология» возникло в контексте развития техники, и, согласно словарным толкованиям, это знание о том, как и каким способом можно что-то сконструировать, алгоритмизация всего цикла действий [12, с. 134].
Согласно определению ЮНЕСКО, педагогическая технология – это систематический метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и обучения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации форм образования. Основными причинами появления и практического применения педагогических технологий являются: необходимость более полного учета психофизиологических особенностей учащихся; осознание необходимости создания или воспроизводства альтернативных способов передачи знаний, навыков и умений учиться, развиваться в сочетании с традиционными или «устоявшимися» технологиями; возможность проектирования учебного процесса и организационных форм качественного и эффективного взаимодействия учащихся, обеспечивающих.
В педагогической энциклопедии 1930-х годов термин определялся как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию обучения. Педагогическая технология также относится к умению использовать учебно-лабораторное оборудование и наглядные материалы.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Приемы и средства использования изобразительных технологий в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Все задачи методической работы направлены на решение некоторых проблем образования в области изобразительных искусств.
Одной из основных задач воспитания детей является развитие у них способности правильно отражать свои впечатления от окружающей их действительности при изложении тех или иных тем и явлений. Зрительные способности ребенка дошкольного возраста при передаче от других ограничены. Не все, что воспринимает ребенок, может быть объектом для рисования или моделирования. Дошкольному ребенку трудно передать все характерные черты предмета, так как он не обладает достаточно развитыми зрительными навыками. Например, передача различных переживаний, человеческих чувств, сложных углов, гармоничных цветовых сочетаний требует знания законов композиции, света и тени, цветоведения и т.д. Кроме того, ребенок не может создать обобщенную типичную картину, выбрать и объединить в картине черты, присущие целому ряду мотивов. Многие техники изобразительного искусства недоступны ему из-за их сложности или условности. Правдивость картинок, созданных детьми дошкольного возраста, будет заключаться в наличии некоторых особенностей объекта, что дает возможность изучить предмет. Большое значение для правдивой передачи впечатлений имеет то, как создается картина. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, положение предметов в комнате, их цвет и т.д. [3, с. 169].
Следующей задачей обучения является развитие умения представлять несколько тем, объединенных общим содержанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная технология представляет собой одно из важнейших средств познания мира, т.к. она связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия с использованием изобразительных технологий способствуют развитию творческих способней, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей дошкольного возраста. Концептуальными положениями использования изобразительных технологий в учреждениях дошкольного образования являются: осуществление полноценного эстетического развития каждого ребенка.
Изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. На занятиях изобразительной деятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Изобразительное искусство способствует развитию воображения и получение изобразительных навыков у детей.
В учреждении дошкольного образования изобразительная деятельность включает такие виды деятельности, как рисование, моделирование, применение и проектирование. Каждое из этих занятий имеет свои способности представлять опыт ребенка в окружающем мире. Поэтому общие задачи использования изобразительных технологий уточняются в зависимости от специфики каждого типа, оригинальности материала и методов работы с ним.
1. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. – М.: Наука, 2008. – 204 с.
2. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С. 23-27.
3. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в младшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. –В-ж: Учитель, 2004. – 274 с.
4. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию / Л.А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9. – С. 4.
5. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста / А.А. Грибовская. – Скрипторий, 2005. – 64 с.
6. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий / А.А. Грибовская. – Скрипторий, 2008. – 151 с.
7. Грибовская, А.А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет / А.А. Грибовская. – М.: Сфера, 2010. – 80 с.
8. Ишмуратова, Е.М. Диагностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста / Е.М. Ишмуратова // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №3(20). – С. 116-121.
9. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС., 2006. – 246 с.
10. Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие / И.О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71 с.
11. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М.: Просвещение, 2007. – 253 с.
13. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. – М.: Учпедгиз, 2001. – 145 с.
14. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – С.12.
15. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
16. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Сфера, 2011. – 144 с.
17. Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки. – Изд.: Карапуз, 2005. – 20 с.
18. Мухина, В. С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. – 352 с.
19. Новикова, В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2001. – 358 с.
21. Силивон, В.А. Природа детского рисунка / В.А. Силивон. – Мн., 2000. – С. 97-106.
22. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. Учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издат. центр «Академия» 2009 – 576 с.
23. Уланова, С.Л. Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник / С.Л. Уланова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 71–75.
24. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
26. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.
27. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – М., 2003. – 236 с.
28. Юшкевич, Н. Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством / Н. Юшкевич // Дошкольная педагогика. – 2008 – № 7 – С. 50.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты