Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся III класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся III класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»
2021
45.00 BYN
Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся III класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 Тексты для работы с учащимися 3 класса с нарушениями слуха.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся
1.1. Особенности развития слухового восприятия слабослышащих учащихся
1.2. Текст как средство развития слухового восприятия слабослышащих учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2. Практические аспекты проблемы развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся
2.1. Методические рекомендации к отбору текстового учебного материала на коррекционных занятиях в III классе
2.2. Примеры разноуровневых учебных текстов для коррекционных занятий со слабослышащими учащимися в III классе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Одной из целей обучения глухих и слабослышащих студентов является развитие слухового восприятия. Содержание занятий по развитию слухового восприятия составляют неречевые звуки и речь в виде слов, фраз, текстов и речевых компонентов. Наиболее сложной частью является речь в виде текстов.
Основная цель обучения слуховому восприятию на индивидуальных занятиях – научить слушателя слушать устную речь, как с громкоговорителем, так и без него. Особое внимание уделяется заданиям на восприятие и понимание текста. Поскольку текстовый материал является наиболее сложным для усвоения, к этой работе учащихся необходимо готовить постепенно.
Исследования показали, что лучше начинать с распознавания слов, так как они дают конкретную информацию, которая запоминается и связана с объектом, который обозначает слово; это относительно короткая речевая единица (одно-, двух- или трехсложное слово) и воспринимается на слух легче, чем предложение; в них нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. После различения слов переходят к предложению, а затем к тексту. Предложения и текст – более сложные речевые единицы, как с точки зрения содержащейся в них информации, так и для слуха, поскольку каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст – из нескольких предложений.
Выбранные тексты должны соответствовать речевому развитию учеников, по содержанию быть близкими к личному опыту и наблюдениям учеников. При необходимости учитель может заменять отдельные слова и фразы, упрощать тексты, не меняя при этом тип фразы или объем предлагаемого материала. В речевой материал постепенно включаются незнакомые слова и фразы, значение которых объясняется в контексте.
В старших классах при обучении учащихся слушать незнакомые им тексты. Тексты должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам), сложные тексты – после предварительной словарной работы. Проводится работа по выявлению основного содержания или основной мысли текста. В классе используются различные виды деятельности (задания, схематические зарисовки содержания текста, работа с деформированным текстом, проведение слуховых диктантов, использование иллюстраций), которые помогают уточнить понимание слухового материала и поддерживать интерес учащихся к занятиям. Кроме того, необходимо предусмотреть мероприятия по обучению аудированию с компьютера. Могут быть предложены произведения художественной литературы и поэзии [1, с.44].
Исследованиями в области изучения особенностей развития слухового восприятия у слабослышащих детей на коррекционных занятиях занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как В.И. Бельтюков, Т.Г. Богданова, Р.М. Боскис, Г.А. Власова, Л.А. Головчиц, И.В. Королева, и т.д.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся
1.1. Особенности развития слухового восприятия слабослышащих учащихся
Слух – это способность организма воспринимать и различать звуки с помощью звукового анализатора. Эта способность реализуется через слуховую систему человека или слуховой анализатор, который представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражители и определяющих направление и степень удаленности источника звука, то есть осуществляющих сложную слуховую ориентацию в пространстве [2, с.33].
Обучение и воспитание лиц с нарушением слуха является основным направлением сурдопедагогики. Сурдопедагогика – педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания лиц с нарушением слуха. Предметом сурдопедагогики являются процессы развития, обучения и воспитания лиц с нарушением слуха в различные возрастные периоды их развития.
Очень высокая степень сохранения слуха необходима для нормального развития ребенка, и все же наше ухо – очень хрупкий орган. По статистике, у каждого третьего человека может быть несовершенное ухо.
Для того чтобы ребенок мог усвоить значение слов, различать их по звуковому составу, необходима высокая степень слухового запоминания. Ребенок, впервые усваивающий слова на слух, еще не знаком со всеми из них. Он должен слышать каждое слово достаточно четко, чтобы попытаться повторить его за окружающими.
Если ребенок не слышит звуки речи достаточно четко и последовательно, повторяемые слова могут каждый раз казаться ему разными, поэтому он не ассоциирует их с предметами, которые они обозначают, и, следовательно, не усваивает или недостаточно усваивает их значение [3, с.158].
Еще сложнее ребенку с нарушением слуха научиться произносить звуки и слова. Обычно ребенок учится произношению путем подражания на основе слуха. Когда ребенок слушает звуки речи, он пытается воспроизвести воспринимаемые звуки. При этом он не сразу может произнести их достаточно точно. Но ребенок с нормальным слухом слушает свою собственную речь, сравнивает свое произношение с произношением других, снова и снова пытается произнести слово и, наконец, с помощью слухового контроля добивается движения голосового аппарата, необходимого для производства звука речи. При нарушении слуха это невозможно.
При нарушении слуха невозможно приобрести достаточный словарный запас и выучить грамматику.
Глава 2. Практические аспекты проблемы развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся
2.1. Методические рекомендации к отбору текстового учебного материала на коррекционных занятиях в III классе
Выбранные тексты должны соответствовать речевому развитию учеников, по содержанию быть близкими к личному опыту и наблюдениям учеников. При необходимости учитель может заменять отдельные слова и фразы, упрощать тексты, не меняя при этом тип фразы или объем предлагаемого материала. В речевой материал постепенно включаются незнакомые слова и фразы, значение которых объясняется в контексте.
Основным средством развития слухового восприятия речи у слабослышащих учащихся является работа над текстами. Обучение восприятию на слух текстов любой структуры и объема проводится в следующей последовательности.
1. Весь текст предъявляется ученику 1-2 раза. После каждого раза учитель проверяет, что услышал ребенок. Важно поощрять детей слушать текст, независимо от его сложности, и пытаться понять, о чем в нем говорится, исходя из ситуации (контекста). После длительного прослушивания текста следует спросить ребенка, уловил ли он основную мысль текста.
2. Текст читается фразами, которые в свою очередь можно разделить на фразы и слова. Ученик слушает текст, представленный ему за экраном, предложение за предложением. После прослушивания каждого предложения ребенок должен повторить фразу именно в таком порядке слов. Если ученик не решается повторить услышанное, но учитель понимает, что ребенок близок к точному пониманию, фразу можно повторить до 5 раз. В этом случае та часть материала, которая услышана и точно воспроизведена, может быть произнесена учителем без экрана. Аналогичным образом представляются и другие фразы текста. Каждая фраза, независимо от успешности восприятия на слух, заканчивается чтением фразы с планшета. Когда перед ребенком весь текст, учитель предлагает ему послушать название текста за экраном и повторить его.
3. Весь рассказ снова воспроизводится за экраном. На начальном этапе ребенок слушает на основе текста, находящегося перед ним. Поскольку для ребенка важно и полезно следить за чтением учителя, он должен привыкнуть к этому. Учитель может договориться с ребенком, что, если возникнет пауза, он продолжит чтение самостоятельно. После прочтения теста следует убрать табличку и пересказать ребенку весь текст.
4. На этом этапе ребенок способен различать фразы, слова, словосочетания текста в различных комбинациях. Некоторые предложения изменяются (перестановки, дополнения и т.д.). Каждая речевая единица повторяется несколько раз. Если трудности еще остаются, целесообразно либо ограничить «поле выбора» (показать предложение, из которого взято слово или словосочетание - предъявляется на слух), либо обозначить ситуацию, описанную в предложении, указав на картинку, которой заменен планшет с текстом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука сурдопедагогика обосновывает важность коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия и произношения как неотъемлемого компонента учебно-воспитательного и реабилитационного процесса для слабослышащих детей младшего школьного возраста. Особое значение имеют специальные индивидуальные занятия, предусмотренные инвариантным компонентом учебных планов школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. Целью таких занятий является закрепление слухового компонента при восприятии устной речи окружающих, овладение средствами общения в условиях нарушения слуха.
Анализ литературных источников показал, что основные особенности развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха отличаются от особенностей развития детей с нормальным речевым развитием, а также выделили методические особенности развития и коррекции данных функций у детей различных возрастных категорий.
Текст является основным средством развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха. Нами было выявлено, что основными типами текстов являются такие как учебные и аутентичные. Для развития слухового восприятия необходимо использовать различные упражнения и направления деятельности.
Нами были сформированы методические рекомендации, направленные на формирование представления о основных требованиях для подбора текстов по развитию слухового восприятия у учащихся 3-го класса коррекционной школы. подбор текстов при работе с детьми с нарушениями слуха должен в первую очередь учитывать индивидуальные особенности каждого отдельно взятого ребенка, степень нарушения слуха и т.д. Тексты при работе с данной категорией детей должны быть актуальными и направленными на простое восприятие детьми на слух.
В ходе проведенного исследования нами исследования, нами было определено, что развитие слухового восприятия детей в 3-м классе происходит посредством использования разноуровневых текстов, которые направлены как на обследование уровня развития речевого восприятия, формирование диалога общения, определение особенностей индивидуальной работы, а также формирование определенных интегрированных областей.
Тем не менее, необходимы специальные программы развития слухового восприятия и произношения, учитывающие как общую медицинскую оценку слуховой функции учащегося, так и дифференцированный подход к преодолению нарушений произношения и развитию слухового восприятия речи путем систематической, целенаправленной, специально организованной работы на индивидуальных занятиях с такими учащимися.
В современной работе по педагогическому вмешательству общие функциональные механизмы слухового восприятия речи тесно переплетаются со специфическими механизмами нарушения слуха при обучении один на один.
1. Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990. – 127 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. бельтюков. – М.: Академия, 2007. – 247 с.
3. Бельтюков, В.И. Роль слухового восприятия при обучении глухих произношению / В.И. Бельтюков. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. – 421 с.
4. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 278 с.
5. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2013. – 247 с.
6. Гераскевич, Н.В. Аутентичный текст социокультурного характера как объект исследований в методике обучения иностранным языкам / Н. В. Гераскевич. – Сургут : РИО Сургут, 2013. – 204 с.
7. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии / Т.М. Дридзе [Электронный ресурс] / Ин-т социологии РАН. – Режим доступа: http://www.isras.ru/files/16252-Dridze.pdf .
8. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.
9. Королева, И.В. Дети с нарушениями слуха: Книга для педагогов, родителей и врачей / И.В. Королева, П.А. Янн. – СПб.: КАРО, 2013. – 240 с.
10. Королевская, Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: ЭНАС, 2004. – 85 с.
11. Кузьмичева, Е. П. Использование различных типов слуховых аппаратов в обучении глухих учащихся // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 44-51.
12. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой. – М.: Академия. – 2003. – 224 с.
13. Мурзин, Л.Н., Текст и его восприятие / Л.Н. Мурзин, А.С. Штерн. – Свердловск : Изд-во ун-та, 2011. – 172 с.
14. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.П. Назарова // Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
15. Назарова, Л. П. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями / Л.П. Назарова. – М.: Академия, 2001. – 247 с.
16. Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. – М.: ЭНАС, 2001. – 136 с.
17. Феклистова, С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха / С.Н. Феклистова. – Мн.: БГПУ, 2008. –258 с.
18. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
19. Шипицына, Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе / Л.М. Шипицына. – СПб.: Речь. – 203 с.
20. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. – М.: Академия, 2016. – 72 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 Тексты для работы с учащимися 3 класса с нарушениями слуха.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты