ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема обогащения словаря в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности обогащения словаря детей дошкольного возраста
1.3. Народная сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
2.1. Организация и результаты эксперимента
2.2. Методические рекомендации по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для ребенка старшего дошкольного возраста грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, так как впереди у него обучение в школе, социализирует ребенка в обществе. Понятие связной речи определяет ее как смысловое развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между собеседниками. Несомненно, развитие связной речи протекает совместно с развитием мышления. Несмотря на важность вопроса овладения ребенком старшего дошкольного возраста связной речью, не всем детям к 5-6 годам удаётся овладеть всеми сторонами связной речи. Именно потому, ребенку важно научиться не только правильно строить предложения, но и последовательно излагать ход своих мыслей, наблюдений и выводов. Зачастую бывает так, что родители, например, читая сказку ребенку, не хотят, чтобы юный слушатель комментировал услышанное.
В данной работе будет раскрыта проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам сказки, читаемой взрослым. Тема данного исследования достаточно актуальна, поскольку сказка для ребенка дошкольного возраста имеет наибольший интерес среди других видов художественных произведений, т.к. она выделяется меткостью и выразительностью языка, живыми и образными выражениями. Как говорил Д. Родари «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Объект исследования: обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс применения русских народных сказок как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема обогащения словаря в психолого-педагогической литературе
Речь – величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир. Она помогает понять, сформировать взгляды, мысли и убеждения. Для появления и становления речи человеку дается очень мало времени – это дошкольный и ранний возраст, так как именно в это время возникают благоприятные условия для развития речи. Любая, даже маленькая задержка, нарушение в развитии ребенка находят свое отражение в поведении и деятельности ребенка. В последние годы стремительно возросло количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями речи [7, с. 265].
Причинами увеличения процента речевых нарушений является влияние таких факторов, как загрязнение экологии, возросший процент родовых травм, различные заболевания и патологии во время беременности матери и в первые годы после рождения, которые отрицательно влияют на здоровье и развитие ребенка, неблагоприятные социально-бытовые условия. По мнению таких ученых как, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина нарушение речевой деятельности отрицательно влияет на все сферы личности дошкольника: затруднено развитие познавательной деятельности, снижается уровень запоминания, нарушаются все виды памяти, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, также играющая огромную роль в отношении общего психического развития [23, с. 167].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
2.1. Организация и результаты эксперимента
В дошкольной педагогике одной из проблем является определение современных форм и методов обучения, развития и воспитания детей. В связи с этим модернизируются показатели речи, которые находя взаимосвязь с личностными свойствами ребенка, что, несомненно, должно находиться в центре внимания взрослых, если они заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Сказка, как один из жанров художественной литературы, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Как отмечалось ранее, многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики. Среди них, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.П. Аникин и др., которые в своих работах рассматривают проблему связности речи детей дошкольного возраста и предлагают ее решать через использование метода сказкотерапии, аргументируя это тем, что именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Многие педагоги отмечают тот факт, что сказку современному ребенку заменяют мультипликационные фильмы, а ведь сказка помогает дошкольнику социализироваться в обществе, развивать интеллектуальные качества.
Основной задачей сказки, как приема воспитания дошкольника становится формирование предметной среды, организация ролевого общения в качестве сказочных героев (С. Гин, методика «Хоровод сказок»). Именно системная работа по знакомству со сказкой, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение, станет внутренней движущей силой речевого развития дошкольников.
Исследование уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста проводилось на протяжении учебного года в учреждение дошкольного образования.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 15 дошкольников в возрасте 5-6 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе проблема обогащения словарно запаса у детей дошкольного возраста является актуальной. Правильно сформированная речевая деятельность оказывает значительное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Если речь ребенка в период дошкольного возраста сформирована неправильно, то появляются затруднения в развитии познавательной деятельности ребенка, проявляются нарушения во всех формах общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности. Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет огромное значение для успешного обучения в школе, в связи с этим особое значение приобретает ранняя помощь специалистов.
Рассматривая этапы развития связной речи детей дошкольного возраста, можно убедиться в том, что у значительной части детей до старшего дошкольного возраста речь неустойчива. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательно их расположении, структурирование высказываний, в их языковом оформлении.
В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Дети старшего дошкольного возраста понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности. Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства. Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1995. – 127 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М.: Владос, 2006. – 367 с.
6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 175 с.
7. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2002. – 400 с.
8. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение. – 2004. – 398 с.
9. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М., 2004. – 216 с.
10. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов.– М.: Просвещение. – 2000. – 253 с.
11. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. / А.А. Люблинская. – М., 2001. – 256 с.
12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
13. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя. / А.И. Максаков. – М., 2005. – 144 с.
14. Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста / В.Н. Макарова – М.: 1996. – 234 с.
15. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
16. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2003. – 128 с.
17. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2004. – 336 с.
18. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223 с.
19. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
20. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 1966. – 176 с.
21. Тихеева, Е.И. развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.
22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 287 с.
23. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
24. Эльконин, Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.; Педагогика,1998. – 234 с.
25. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001. – 234 с.